Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:05, реферат
Цель работы:
• исследовать процесс развития культуры XIX в.;
• охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
• рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
• раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.
Введение………………………………………………………………………………...…....... 3
1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
2. Развитие культуры России XIX века
2.1. Развитие науки и просвещения……………… ……………… ……..…..……...9
2.2. Путешественники и развитие географических знаний…….... ……..…….. 13
2.3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
2.4. Театр XIX века………………………………… ………………………....………....18
2.5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
2.6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23
Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27
Литература……………………………………………………………..…………..…………28
Основной особенностью русской общественной жизни, определившей новую ступень ее развития, было резкое углубление и обострение социально-политического противоречия между уже начавшимся буржуазным развитием страны и реакционным самодержавно-помещичьим правопорядком, всеми силами пытавшимся задержать это развитие.6
В XIX веке наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе прослеживаются два периода: до- и пореформенный. Литература приобретает ведущий характер в художественной жизни, становится одной из форм общественного сознания, что было обусловлено, в частности неразвитостью форм политической жизни.
Основным носителем культурного потенциала в дореформенный период являлось дворянство. В условиях демократизации культуры, которая была главным содержанием историко-культурного процесса XIX века, особенно пореформенного времени, сформировалась разночинская интеллигенция, усилилось ее участие в создании народной школы, расширение сферы образования и просвещения.
Объективные
потребности социально-
2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XIX ВЕКА.
2.1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Уровень
образованности общества является одним
из показателей культурного
С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих образованных людей, авторитет знаний и необходимость их приобретения возрастали. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование. В то же время, по данным 1797 года, процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского — 9,2%.7 При этом следует учитывать, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах.
Поэтому усилия правительства были направлены на создание системы государственного образования. В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. 8
Система государственного образования включала в себя на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии, и наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах.
К началу XIX века в Российской империи существовали три университета — Виленский, Дерптский и Московский.
Впоследствии было открыто еще два университета: один в центральном регионе России — в Казани в 1805 году (Приложение А), другой — на Украине, в Харькове.
Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения. Одним из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первой половине XIX века был Царскосельский лицей. В то же время по программе, организации учебного процесса, общему духу — это было совершенно особое учебное заведение, не имеющее аналогов в России того времени.9
Политика
просвещения имела отчетливо
классовый характер: официально закреплялась
сословность в системе
В политике правительства по отношению к начальному образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывающими монархические чувства.
Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков. Во второй половине XIX в. были открыты Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
В конце XIX в. в России начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. Грамотность населения в России составляла около 40%, т.е. больше половины жителей, крестьянство большей частью, оставалось неграмотным.
Суммируя все сказанное о развитии просвещения в XIX веке, следует подчеркнуть особенности этого процесса. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность государственного обучения позволяют считать этот проект наиболее прогрессивным из реформ просвещения первой половины XIX века. Нерешенным оставался и вопрос женского образования.
В то же время прогресс капиталистических отношений, ускоривший развитие промышленности, торговли, городского строительства, наконец, возраставшая бюрократизация государственного аппарата — все это увеличивало потребность в образованных специалистах. Потребность общества в образованных кадрах вынуждала правительство, идя им в какой-то мере навстречу, приспосабливать сословную систему образования к новым условиям.10
Общие
социально-экономические
В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний всё большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно в практическую жизнь.
В
прикладных науках особенно важные открытия
были сделаны в области
Отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С.М.Соловьев. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».
В естественных науках
Выдающиеся открытия были сделаны в физике, механики. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания).
Мощным толчком процесса внедрения теории в практику дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями.
С
той поры в России стали организовываться
научные общества. Сложились благоприятные
условия для ведения коллективных научных
разработок, установление более тесных
контактов между учеными как внутри страны,
так и за рубежом. Научные общества представляли
новую форму организации науки; однако
в силу экономических и политических обстоятельств
в России эта форма научного творчества
развивалась медленно по сравнению с более
передовым Западом.12
2.2.ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
В первой половине XIX в. русскими путешественниками было сделано немало географических открытий. В 1803 г. началась и 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева»(Приложение В).
В ходе кругосветного плавания,
длившегося четыре года
В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавил Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. В январе 1820 г. Шлюпы экспедиции совершили крупнейшее открытие континента Антарктида. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.
Выдающимся исследователем Дальнего Востока стал Г.И. Невельской. Он доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали тогдашние ученые.
Значительных успехов достигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое значение имела экспедиция П.П. Семенова-Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856-1857 гг. Ее результатом были важные открытия о происхождении гор. Став руководителем Русского географического общества, Семенов-Тян-Шанский организовал многие экспедиции в Центральную Азию. Русскими учеными были сделаны там важные открытия в области геологии, ботаники, зоологии.
Наиболее прославленным путешественником стал Н.М. Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии. Среди его достижений - открытие неизвестных науке озер, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений.
Не менее известным
Океанограф
вице-адмирал С.О.Макаров
2.3. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.
Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVIII- XIX вв. классицизм уступил
место сентиментализму.
Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах.. Романтизм оказал заметное влияние на ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.