Культура России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель работы:
• исследовать процесс развития культуры XIX в.;
• охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
• рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
• раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…....... 3
1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
2. Развитие культуры России XIX века
2.1. Развитие науки и просвещения……………… ……………… ……..…..……...9
2.2. Путешественники и развитие географических знаний…….... ……..…….. 13
2.3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
2.4. Театр XIX века………………………………… ………………………....………....18
2.5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
2.6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23
Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27
Литература……………………………………………………………..…………..…………28

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

  Основной  особенностью русской общественной жизни, определившей новую ступень  ее развития, было резкое углубление и  обострение социально-политического противоречия между уже начавшимся буржуазным развитием страны и реакционным самодержавно-помещичьим правопорядком, всеми силами пытавшимся задержать это развитие.6

    В XIX веке наряду с внутренним единством в историко-культурном процессе прослеживаются два периода: до- и пореформенный. Литература приобретает ведущий характер в художественной жизни, становится одной из форм общественного сознания, что было обусловлено, в частности неразвитостью форм политической жизни.

  Основным  носителем культурного потенциала в дореформенный период являлось дворянство. В условиях демократизации культуры, которая была главным содержанием историко-культурного процесса XIX века, особенно пореформенного времени, сформировалась разночинская интеллигенция, усилилось ее участие в создании народной школы, расширение сферы образования и просвещения.

  Объективные потребности социально-экономического развития страны ставили перед обществом  и государством задачу решения этих проблем. 

         2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XIX ВЕКА.

2.1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.

  Уровень образованности общества является одним  из показателей культурного состояния  страны. В России в начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и  главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным.

  С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих образованных людей, авторитет знаний и необходимость их приобретения возрастали. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование. В то же время, по данным 1797 года, процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского — 9,2%.7 При этом следует учитывать, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах.

  Поэтому усилия правительства были направлены на создание системы государственного образования. В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. 8

  Система государственного образования включала в себя на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали  четырехклассные гимназии, и наконец, в основу высшего образования  было положено обучение в университетах.

     К началу XIX века в Российской империи существовали три университета — Виленский, Дерптский и Московский.

  Впоследствии  было открыто еще два университета: один в центральном регионе России — в Казани в 1805 году (Приложение А), другой — на Украине, в Харькове.

  Наряду  с ними существовали и сословные  дворянские учебные заведения. Одним  из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первой половине XIX века был Царскосельский лицей. В то же время по программе, организации учебного процесса, общему духу — это было совершенно особое учебное заведение, не имеющее аналогов в России того времени.9

  Политика  просвещения имела отчетливо  классовый характер: официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной  школы. Приходские училища предназначались для детей «самых низших состояний», в них обучались закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей, в их программу входили русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях получали образования главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов.

  В политике правительства по отношению  к начальному образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные  деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывающими монархические чувства.

  Широко  была распространена система домашнего  образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных  языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

  Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков. Во второй половине XIX в. были открыты Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

  В конце XIX в. в России начался переход  ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. Грамотность населения в России составляла около 40%, т.е. больше половины жителей, крестьянство большей частью, оставалось неграмотным.

      Суммируя  все сказанное о развитии просвещения  в XIX веке, следует подчеркнуть особенности этого процесса. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность государственного обучения позволяют считать этот проект наиболее прогрессивным из реформ просвещения первой половины XIX века. Нерешенным оставался и вопрос женского образования.

      В то же время прогресс капиталистических  отношений, ускоривший развитие промышленности, торговли, городского строительства, наконец, возраставшая бюрократизация государственного аппарата — все это увеличивало потребность в образованных специалистах. Потребность общества в образованных кадрах вынуждала правительство, идя им в какой-то мере навстречу, приспосабливать сословную систему образования к новым условиям.10

  Общие социально-экономические процессы, в особенности образование, оказывали  благоприятное влияние на научную  мысль. Логика развития отечественной  науки, поступательный ход социально-экономического развития страны настойчиво выдвигали все новые научные задачи, решение которых требовало более совершенной организации прочной материальной базы и все большего числа ученых.11

  В отличие от XVIII в., для которого был  характерен энциклопедизм ученых, в  первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний всё большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно в практическую жизнь.

  В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, биологии и медицины. В.В.Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому  применению электричества. П.Л.Шилинг создал первый записывающий телеграф.

  Отец  и сын Е.А. и М.Е.Черепановы на Урале  построили паровой двигатель  и первую железную дорогу на паровой  тяге.

  Гуманитарные  науки выделились в особую отрасль  и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С.М.Соловьев. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

    В естественных науках крупнейшее  значение имело открытие Д.И.Менделеевым периодического закона химических элементов   (Приложение Б).

  Выдающиеся  открытия были сделаны в физике, механики. Переворот в электрическом  освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа  накаливания).

  Мощным  толчком процесса внедрения теории в практику дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями.

  С той поры в России стали организовываться научные общества. Сложились благоприятные условия для ведения коллективных научных разработок, установление более тесных контактов между учеными как внутри страны, так и за рубежом. Научные общества представляли новую форму организации науки; однако в силу экономических и политических обстоятельств в России эта форма научного творчества развивалась медленно по сравнению с более передовым Западом.12 

2.2.ПУТЕШЕСТВЕННИКИ  И РАЗВИТИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

  В первой половине XIX в. русскими путешественниками  было сделано немало географических открытий. В 1803 г. началась и 1806 г. завершилась  первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева»(Приложение В).

    В ходе кругосветного плавания, длившегося четыре года путешественники  побывали в Атлантике и Тихом  океане, на Камчатке, на Курильских  и Гавайских островах, Японии  и Китае. 13Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, многих других островов. На основе материалов экспедиции позже составили «Атлас Южных морей».

  В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская  кругосветная экспедиция. Ее возглавил  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. В январе 1820 г. Шлюпы экспедиции совершили крупнейшее открытие континента Антарктида. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.

  Выдающимся  исследователем Дальнего Востока стал Г.И. Невельской. Он доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали тогдашние ученые.

  Значительных  успехов достигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое  значение имела экспедиция П.П. Семенова-Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856-1857 гг. Ее результатом были важные открытия о происхождении гор. Став руководителем Русского географического общества, Семенов-Тян-Шанский организовал многие экспедиции в Центральную Азию. Русскими учеными были сделаны там важные открытия в области геологии, ботаники, зоологии.

  Наиболее  прославленным путешественником стал Н.М. Пржевальский. Он исследовал Уссурийский  край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии. Среди его  достижений - открытие неизвестных  науке озер, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений.

    Не менее известным путешественником  суждено было стать Н.Н. Миклухо-Маклаю. Он много внимания уделял изучению  местных народов. Два с половиной  года прожил Миклухо-Маклай среди жителей северо-восточного берега острова Новая Гвинея, побывал и на других островах южной части Тихого океана. Его описания обычаев, быта, культуры племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от губительного для них натиска европейцев, пытался организовать на Новой Гвинее колонию из русских переселенцев, построенную на принципах общинного социализма.

  Океанограф  вице-адмирал С.О.Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути.

  2.3. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.

  XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

  Именно  расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в.  как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

    На рубеже XVIII- XIX вв. классицизм уступил  место сентиментализму. Главным  представителем русского сентиментализма  был писатель и историк Н.М.  Карамзин (повесть «Бедная Лиза»  и др.).

  Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах.. Романтизм оказал заметное влияние на ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Информация о работе Культура России 19 века