Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:20, реферат
Культура в политике Древней Греции. Мифология. Просвещение. Структура культуры античной Греции. Литература. Театр. Изобразительное искусство. Философия.
Все вышеназванные драматурги часто обыгрывали в своих драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием., за исключением пьес о событиях недавней героической истории Греции. Так, например, Эсхил наряду с «Прометеем прикованным» и «Орестеей» пишет трагедию «Персы», посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель» «Антигоны, «Царя Эдипа», «Электры», а Еврипид - прежде всего как автор «Медеи» и «Ипполита». Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так в пьесе «Лягушки» объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в «Облаках» -творчество Еврипида. В «Лисистрате» - самой популярной из комедий Аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.
В классическую
эпоху значительно
Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого слово философия переводится как любовь к мудрости., а само слово впервые встречается у знаменитого Гераклита. У истоков греческой философии, помимо Гераклита, стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.
В учении Пифагора проявилась не только связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор — один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно - один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но по свидетельству учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Велика заслуга Пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.
На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек — не бог, но ему дана бессмертная душа — его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека — быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражили многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г до н.э. обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты — растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю», обратил внимание философов на человека и его душу.
О человеке спорили и софисты. Алексей Федорович Лосев считал, что софистика «несомненно есть греческое Просвещение». Понимая, что главным препятствием на пути преобразования Афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а, следовательно, - сомневаться, поскольку, с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.
Одним из учеников Сократа был молодой Платон, посвятивший всего себя учителю, и популяризации его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах Платон неизменно будет вкладывать в уста Сократа. Казнь Сократа стала для него потрясением; Платон покинул Афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с обществом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший Сократа, не может быть справедливым и благим. И Платон совершает философский «уход» в собственный мир, мир «эйдосов» или «идей», где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи Добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога «Законы». По словам А. Ф. Лосева: «Законы» производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами». В результате, Платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.
Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя (ему принадлежит знаменитая фраза; «Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель — вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики; его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырёх лет воспитателем сына македонского царя Филиппа II Александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». После того, как Александр стал царём, Аристотель вернулся в Афины, где открыл свою философскую школу — Ликей. В этом он также последовал примеру своего учителя: созданная Платоном в Афинах школа, Академия, просуществовало более 900 лет, и была закрыта уже в эпоху средневековья.
Античная культура Эллады пронизана искусством. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, как убедительно показал А.Ф. Лосев, не может быть понята. Зрение — основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать, постигая основы красоты и гармонии. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфеноном и Эрехтейоном. Акрополь был также украшен множеством скульптур: статуи Афины Воительницы и Афины Парфенос, рельефы и фронтон Парфенона, прекрасные величественные кариатиды, украшающие портик Эрехтейона. Архитекторами Акрополя были Иктин и Калликрат. Создателями скульптурных произведений - Фидий и ученики его школы.
Не случайно, что именно греки произвели революции в теории архитектуры, разработав систему ордеров. Архитектурный ордер -это система, подразумевающая строгое соотношение несомых и несущих частей здания, предусматривающая при этом отражение определенных эстетических канонов. Древнегреческие ордеры - дорический, ионический и коринфский, отражали как любовь греков к научным знаниям, так и их пристрастие к гармоничности, соразмерности и внешней строгости.
Построенный в период правления Перикла комплекс Акрополя наглядно продемонстрировал единение красоты и надежности, которое обеспечивалось использованием ордерной системы. Личные дома в Древней Греции имели довольно скромный вид. Стремление к роскоши стало проявляться только в эллинистический период.
Древняя Греция имела систему воспитания, которая в той или иной форме существует и по сей день. В основе образовательной системы лежал принцип пайдейи, сводившийся к достижению гармоничного развития личности. Одной из первых школ стал Пифагорейский союз. Чтобы получить право считаться членом союза, человек должен был пройти пятнадцатилетний цикл обучения, состоящий из трех пятилетних этапов. Интересно, что принимались в Пифагорейский союз и мужчины, и женщины. Пифагорейское образование было сакральным и труднодоступным. Но практика разностороннего воспитания прочно укоренилась в Древней Греции. Процесс обучения длился с семи до шестнадцати лет. Существовал закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. С 7 до 12 -14 лет дети изучали словестные науки (грамматику, литературу, основы стихосложения, основы ораторского искусства) и музыку. (В Древней Греции были распространены всего два инструмента: флейта и кифара (лира). С 13—14 лет главным образом занимались гимнастикой, посещая гимнастические школы — палестры.
Заключение.
Культура Древней Греции - явление поистине необъятное и проследить развитие всех её направлений не представляется возможным. Все, о чем шла речь выше - лишь малая часть наследия солнечной Эллады.
В последние
десятилетия IV в. до н.э. наступил конец
классической культуры античной Эллады.
Древняя Греция превратилась в часть
эллинистического мира, преподнеся ему
на редкость щедрый подарок-свою высочайшую
культуру.
Список литературы
Интернет – ресурс www.wikipedia.ru