Культ личности Сталина и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование культа личности И.В. Сталина во всех проявлениях, влиянии на современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Для выполнения цели были исследованы факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. Возникновение культа личности И.В. Сталина. Его проявление и последствия
1.1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности………….7
1.2. Сталинизм как теоретическая основа «сталинщины»……………………………………..10
1.3. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства……………………………...13
1.4. ГУЛАГ как проявление «сталинщины» ………………………………………………........17
1.5. Политические процессы 30-50-х гг.. ………….…………………………………………….21
1.6. Преодоление последствий культа личности И.В. Сталина………………………………...25
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………..…………………………………...37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик по истории.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Культ личности Сталина  и его последствия 
 
 
 
 

Выполнила:

ЛИПИНА  АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА

Таможенное  дело

Проверила:

СЕМИБРАТОВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

Доцент  кафедры общегуманитарных дисциплин,

кандидат  культурологии 
 
 
 

КИРОВ

2007-2008

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………..........3

ГЛАВА 1. Возникновение культа личности И.В. Сталина. Его проявление и последствия

1.1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности………….7

1.2. Сталинизм  как теоретическая основа «сталинщины»……………………………………..10

1.3. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства……………………………...13

1.4. ГУЛАГ как  проявление «сталинщины» ………………………………………………........17

1.5. Политические  процессы 30-50-х гг.. ………….…………………………………………….21

1.6. Преодоление  последствий культа личности  И.В. Сталина………………………………...25 

ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………..…………………………………...37

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………....................40 

 
 
 
 

Введение 

     Личность  Иосифа Виссарионовича Сталина всегда находилась и находится в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб «угнетенных народов и эксплуатируемых классов», как говорили в его времена во всем мире.

      Прошло  около 56 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники. Каждое новое поколение хочет постичь тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в самой личности. Название этого явления - культ личности. Сталин и термины «сталинизм», «сталинщина» будут находиться в центре внимания данной работы.

      Эта тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников; лучше узнать историю собственной страны – период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов, тяжелейших преступлений. Подобное явление как культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся точной характеристике, его почти невозможно терминизировать, потому что личность – сугубо индивидуальна.

      Цель  данной работы – исследование культа личности И.В. Сталина во всех проявлениях, влиянии на современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Для выполнения цели были исследованы  факты, события и процессы на базе исторических источников.

    Данные  цели требовали решения следующих  задач:

  • выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности;
  • раскрыть культ личности И. В. Сталина через его проявления;
  • дать объективную оценку путям и  методам преодоления культа личности;
  • сделать выводы на основании изученного материала.

   Объект  исследования: становление тоталитарного режима в СССР.

   Предмет исследования: культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина.

     Основными методами исследования стали:

  • изучение специальной литературы (статьи отечественных и зарубежных историков, публикации в художественной литературе);
  • анализ и обработка информации, полученной  из СМИ: телевидение и радиовещание (был проанализирован ряд теле- и радиопередач, интернет-статей, посвящённых данной теме);
  • ознакомление и анализ  исторических источников (был исследован круг исторических документов).

     Для выполнения поставленных выше задач  из научной исторической литературы был взят материал более точного изложения событий.  Из книг Н. Верта «История Советского государства», Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» и А.Н. Боханова «История России. XX век» для данной курсовой работы были взяты отдельные фрагменты мнений учёных на данную тему, некоторые их выводы и заключения. Основной материал для некоторых глав был взят из них же.  В этих книгах рассмотрен период сталинщины как звено в истории Советского государства и сделаны выводы довольно масштабного характера.  Из книги Э.Х. Карра «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929 гг.» были взяты материалы, в которых рассмотрены первые шаги коммунистической партии в России. Из  «Истории России 1917-1940» под редакцией профессора М.Е. Главацкого были взяты выводы нашего современника.

     Для исследования из исторических документов («О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. к ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года./«О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года») были взяты точные даты и сведения для анализа фактической деятельности партии на время издания того или иного документа. Очень интересно было работать с информацией, взятой из СМИ (цикл радио- и телепередач Э. С. Радзинского «Сталин»).  В этом источнике была ярко выражена авторская позиция, его мнение на данный вопрос. В этой работе много было интересных фактов, которые порой не печатаются в научной литературе. А вот в художественной литературе (А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день из жизни Ивана Денисовича») хорошо просматривались влияния той политической обстановки, во время которой книга была написана. Автор пишет о том, что было злободневным, о том, что коснулось многих десятков тысяч людей. А. Солженицын показывает судьбы заключённых в лагеря людей, пишет об их трагедии доступным литературным языком. Данные две книги, наверное, несут большее историческое значение нежели литературное. Во всемирной паутине так же можно найти информацию по данной теме. Именно отсюда для этой работы были взяты высказывания знаменитых людей прошлого и современности, которые точно помогают проиллюстрировать событие или охарактеризовать исторический факт.  Такие книги как «Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов» и «Реабилитирован посмертно» трудные для исследования примеры человеческих судеб и их из личные воспоминания. Оценки в таких книгах чаще всего не едины и сугубо личные. Книга зарубежных авторов Ласло Белади и Тамаша Крауса «Сталин» интересна для данной курсовой работы тем, что написана по нужной теме, и не надо искать какие-то отдельные моменты, очень много материала. Иногда бывает трудно найти подобные источники.

     Из  вышеперечисленных источников были взяты основные материалы для данной работы, это самый главный список использованной литературы.

      Практическая значимость работы заключается в том, что изучен и проанализирован сложный период в истории нашего государства. В этой работе мы попытались раскрыть тайну личности одного из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества, а также того явления, которое с наибольшей силой проявилось в самой личности - культа Вождя Коммунистической партии И. В. Сталина, другими словами – культа личности. Это явление и по сей день остается, пожалуй, наименее проясненным для общественного сознания, но услышанным о том, какой безмерной трагедией отмечен XX век.

 

ГЛАВА 1. Возникновение культа личности И.В. Сталина.

Его проявление.

1.1. Объективные  и субъективные предпосылки возникновения  культа личности.

 
 

     Об  опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века.

      Симптомы  этого явления в российском социал-демократическом  движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к  власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И.В. Сталин.

      На  партийных съездах и конференциях до конца 20-х годов звучали голоса тех, кто пытался обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов «культовой болезни» у этого партийного лидера.

     В партийных рядах только узкий круг людей знал о «Письме съезду», в котором В. И. Ленин давал характеристику партийным лидерам, в том числе Сталину, и в котором Ленин предлагал сместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к «культовой болезни».

      Это обстоятельство помешало партийцам  понять выступающих, а их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества в борьбе за лидерство.

     В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.

     Позже, после смерти Сталина на ХХ съезде КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Именно в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности.

      В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и субъективных предпосылках его возникновения:

  • сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины, неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм;
  • приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения.

     Но  эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя. Поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией, и Советской страной стали связывать с его именем.

     Эти предпосылки были названы объективными предпосылками возникновения культа личности.

   Субъективными же были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». Ленин писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпим и лоялен к недостаткам других, менее капризный.

      В наши дни к субъективным факторам возникновения культа личности Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые приняли решение скрыть «Письмо...» Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить И.В. Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим.

      Большинство политологов считают, что культ  личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических  принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее, является неизбежным спутником социалистической практики.

Информация о работе Культ личности Сталина и его последствия