Крым на Парижских выставках

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

цель нашей работы – изучить место Крыма в Международных Парижских выставках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……с. 3

Глава 1. История проведения Парижских выставок ………………………..с. 9

Глава 2. СССР в Международной Художественно-Промышленной
выставке в Париже в 1925г.………………………………….………….с. 18

Глава 3. Подготовка к выставке и состав крымской экспозиции. ………...с. 22

Заключение…………………………………………………………………….с. 30

Список использованных источников и литературы……………...................с. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая (ВИОЛЕТТИНА) на начало мая 2011.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

        Среди лиц, проявивших активную  деятельность в сборе и предоставлении  материалов для выставки, можно  отметить Валентину Васильевну  Контрольскую, которая в 1925 году послала часть своих орнаментов в Париж. Работая фельдшером в Симферополе с 1900 года (когда она из Харькова перебралась в Крым), она, бывая в домах больных, делала зарисовки орнаментов с предметов домашнего обихода и одежды. В ее коллекции была марама – женский головной убор, капаклы кушак – праздничный или свадебный пояс, фес – тюбетейка, зарисовки и описания других предметов, что она и предоставила в качестве экспонатов на выставку. [16] В настоящее время 118 ее вышивок хранятся в фонде Бахчисарайского музея. [19]

      Необходимо назвать и такие имена: Ибраим-Осман Бешикчи и Вели Бебиев. кторые выполнили бытовые изделия из дерева, деревянные инкрустированные изделия подготовил Яков Грозный, войлочный ковер для выставки предоставил Мустафа Кечеджи. Секине Каракозова и Збиде Муждабаева сделали для выставки татарские куклы и вышили большое количество головных уборов и полотенец. Мевиде Ахмедова была автором демонстрировавшихся в Париже серебряных изделий "казас". [12]

    Демонстрировались и вышивки 19 века, а также вышитые жителями Бахчисарая Сакине Каракозовой и Зувиде Ахмедовой специально для этой вышивки образцы. [11]

     Ювелирные изделия Зекерьи Ибраимова (жителя Бахчисарая) также демонстрировались на международной выставке в Париже, а сейчас его работы находятся в одном из наиболее известных музеев Украины - музее исторических драгоценностей в Киеве. [12]

       26 марта КрымЦИК вынес постановление о командировке У. Боданинского на Парижскую выставку представителем от Крымской АССР. Замещать себя на посту директора музея с 25 апреля и до возвращения из командировки У. Боданинский назначил Рефата Гаспринского. [28]Во время командировки У. Боданинский вел дневник на крымскотатарском языке арабской графикой. Как стало ясно из перевода, сделанного заведующим музеем истории и культуры крымских татар С. Эбубекировым, сдав экспонаты в Москве, У. Боданинский вернулся в Бахчисарай. Позже в крымской прессе появилось сообщение, что Министерство иностранных дел Франции отказало ему в визе. [21]

         Результаты превзошли все ожидания. Крымский отдел Парижской выставки  вызвал живой интерес французской  общественности и ряда газет  и журналов. Экспонатам Крыма  была присуждена серебряная медаль.[ 15]

         Из всех крымских экспонатов, представленных на выставке, особый успех получила крымская коллекция в XIII классе выставки "Искусство и индустрия текстиля", где крымские кружева ручной работы были отмечены бронзовой медалью. Диплом к этой медали сейчас выставлен в экспозиции этнографического отдела Бахчисарайского музея. [12]

         
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, проследив историю Всемирных выставок в Париже в целом и участие в них Крыма на примере выставки 1925 года, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Всемирные Парижские выставки – авторитетные международные мероприятия, целью которых была презентация промышленных и художественных изделий на международном уровне с видом на их дальнейшее тиражирование и экспорт.
  2. Россия в первый раз приняла участие во второй Парижской выставке (1867), так как во время первой выставки 1855 года Россия была занята Крымской войной. Крым же впервые был отмечен на выставке 1900 года винами князя Голицына.
  3. Международная Художественно-Промышленная выставка в Париже в 1925г – выставка, где Крым принял самое активное участие и получил высокое признание. Бронзовой медалью были отмечены крымские кружева, а экспонаты Крыма вцелом получили серебряную медаль.
  4. Крым на данной выставке был представлен тремя отделами из семи разделов в павильоне СССР, и особое внимание уделялось крымскотатарским вышивкам и предметам домашнего быта.
  5. Самые активные организаторы сбора крымских материалов к выставке 1925 года – У. А. Боданинский, П. Я. Чепурина и А. Я Тугенхольд.
  6. Историография по данному вопросу менее богата, чем источниковедческая база и включает в себя лишь периодические статьи в крымской прессе.

           Итак, в процессе исследования  мы ознакомились с историей  проведения Всемирных выставок  в Париже и участием в них  КССР, что и было целью работы. При написании работы привлекались  архивные материалы. Использовались все, доступные в городе Симферополе, опубликованные данные. Думаем, что нам удалось в полной мере раскрыть интересующую тему.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННых источников и ЛИТЕРАТУРЫ 

Источники:

  1. ГААРК, ф.  Р. 652,  оп. 1, д. 839.
  2. ГААРК, ф.  Р. 652, оп. 1, д. 740.
  3. ГААРК, ф.  Р. 652, оп. 1, д. 724.
  4. ГААРК, ф.  Р. 652, оп. 1, д. 714.
  5. ГААРК, ф.  Р. 652, оп. 1, д. 714.
 

Литература:

6.  Абкадыров  Д. Национальные ремесла [Текст] / Д. Абкадыров // Очерки истории  и культуры крымских татар.  – Симферополь, 2005. – С. 108 – 110.

7. Асанов  М. 12 лет борьбы на фронте национальной  культуры и строительства [Текст] / М. Асанов. – Симферополь: Крымгиз, 1933. – С. 39.

8.  Боданинский  У. А. Археологическое и этнографическое  изучение татар в Крыму [Текст] / У. А. Боданинский. – Симферополь, 1930. – С. 22.

9.  Большая  советская энциклопедия (в 30 томах) [Текст] / под ред. Прохорова А.  М.. – М.: Советская энциклопедия, 1971. – С. 548- 550.

10.  Гинзбург  М. Я. Декоративное творчество [Текст] / М. Я. Гинзбург // Забвению не подлежит. – Казань, 1992. – С. 225.

11.  Желтухина  О. А. Амальгама природы: Искусство  вышивки у крымских татар [Текст] / О. А. Желтухина // Qasevet. – 2003. – №1, С. 8 – 13.

12.  Желтухина  О. А. Крымские экспонаты на выставке в Париже в 1925г.

[Текст] / О. А.  Желтухина // Голос Крыма. –  2006. – № 6(688) . – С. 6 – 7.

13.  Желтухина  О. А. Ремесло Бахчисарая в  19 – начале 20 вв. [Текст] / О. А. Желтухина  // Этнография Крыма 19-20вв. и современные  этнокультурные процессы. – Симферополь, 2002. – С. 163-168.

14.  Изидинова  С. Г. Об искусстве орнаментального  тканья крымских татар [Текст] / С. Г. Изидинова. – Севастополь, 1995. –  С. 9 – 10.

15.  Козлов В. Ф. Выставки народного искусства крымских татар в 1920 – 1930 – е годы [Текст] / В. Ф. Козлов // Голос Крыма. – 1996. – № 18 . – С. 5.

16.  Контрольская  М. 125 лет со дня рождения В.  Контрольской [Текст] / М.  Контрольская // Голос Крыма. – 2006. – №  32 . – С. 7.

17.  Крачковская  В. Татарское искусство и быт  в Крыму [Текст] / В. Крачковская // Восток. – М.-Л. , 1925. – № 3 . – С. – 213.

18.  Крым  – от древности до наших  дней [Текст] / под ред. Э. Б. Петровой. – Симферополь: изд. ДОМ ЧерноморПРЕСС; Феодосия ИД Коктебель, 2010. – С. 450.

19.  Лученко  Н. Семейный портрет на фоне  старинного орнамента [Текст] / Н. Лученко // Крымская газета. – 2006. – №49-50. – С. 5. 

20.  Мезенин  В. К. Парад всемирных выставок [Текст] / В. К. Мезенин. – М.: Знание, 1991. – 160с.

21.  Мусаева  У. К. Народный учитель: документальный очерк деятельности выдающегося крымскотатарского просветителя Усеина Боданинского [Текст] / У. К. Мусаева. – Симферополь, 2007. – С. 46. – (Библиография крымоведения)

22.  Самединов  А. А.  О хозяйственном и культурном  строительстве КАССР [Текст] / А.  А. Самединов. – Симферополь:  Крымгосиздат, 1934. – С. 18 – 24.

23.  Соколов  Б. Искусство народов СССР и  советская культура [Текст] / Б. Соколов // Сб. ГАХН Искусство народов СССР. – М. – Л.: Госиздат, 1930, С. – 1 – 7.

24.  Тугендхольд  Я. А. К изучению изобразительного  искусства СССР [Текст] / Я. А. Тугендхольд // Сб. ГАХН Искусство народов СССР. – М., 1927. – Вып. 1. – С. 1 – 7.

25.  Усеинова  Г. Крымский стиль – драгоценные  осколки былого в многоцветной  оправе современного [Текст] / Г. Усеинова // Голос Крыма. – 2006. – № 13 . – С. 6.

26.  Чепурина  П. Я.  Орнаментное тканье крымских татар [Текст] / П. Я. Чепурина // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – Симферополь. – 1929. – Т. 3. – С. 72.

27.  Чепурина  П. Я.  Татарская вышивка [Текст] / П. Я. Чепурина // Искусство. –  М., 1935. – № 2. – С. 10.

28.  Чурлу  М. Сто лет назад: (татарское  золотошвейное производство) [Текст] / М. Чурлу // Голос Крыма. –  2006. – № 26 . – С. 4.

29.  Яворская  Н.В. О художественных связях  Парижа и Москвы в 1917 - 1930 гг. [Текст] / Н.В. Яворская //  Москва-Париж 1900-1930: каталог выставки. – М.: Советский художник, 1981. – Т. 1. – С. 34. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Наименование количество Цена Сумма
экспонатный

отдел

бытовой отдел
1 Кабезы, кбрызы, марамы, чадры старинные 10 20 12 360
2 То же нового производства 5 5 7 70
3 «Баш-явлук», «Еден-явлук», «Учкур» свадебный, «Тув-без» и пр. 5 8 - 200
4 Золотое шитье («табажник», кисеты, «чоран-бие», подвязки) 10 5 5 75
5 Образцы набоек 10 5 5 75
6 Костюмы праздничные, мужские и женские - 2 100 200
7 Покрывала парчовые, одеяла и пр. - - - 75
8 Войлоки цветные 1 2 80 240
Дерево
9 Полная  внутр. дер. Облицовка стариннотат. Комнаты с резным потолком, колоннами  и пр. - 1 600 600
10 «Курсю» (столик) инкрустированный деревом 1 - 75 75
11 Шкатулка равн. инкруст…. 3 - 25 75
12 «Отмет-тахтасы» - доска для хлеба инкруст. 1 - 15 15
13 Зеркала ручные – инкруст. 5 - 8 40
14 «Наан» - дер. Сандалии инкруст. 1 1 20 40
15 Колыбель  резная - 1 25 25
16 Прялка, детские дерев. Игрушки и пр. 5 5 5 50
Изделия из кожи
17 «Напыг» - дом. туфли 2 2 3 12
18 Литые зол. туфли 1 - 10 10
19 Сафьяновые  изделия 5 - 5 25
Серебро и филигрань
20 «Куле» - серьги разн. филигр. 4 1 3 15
21 «Ине» - броши 4 1 6 30
22 Браслеты 2 1 6 18
23 Коробочки 2 - 20 40
24 Украшения на фесы. Чеканная серебр. посуда 2 1 15 45
25 Гугумы - 1 20 20
26 Казаны - 5 8 40
27 Тава (для  пирогов) - 3 6 18
28 Саан (для  чебуреков) - 3 6 18
29 Кофейники - 5 3 15
30 Проч. Предметы быта - 10 5 50
31 Керамика  разная - 5 5 10
32 Ковры худ. школы 1 - 100 100
33 Образцы изделий разн. худ. пром. школы 10 - 10 100
34 То же (дерево, сафьян и пр.) 5 - 10 50
35 Торбы 2 - 3 6
36 Фотограф. по советизации тат. быта - 20 4 80
37 Прочие  предметы быта (очаг и др.) - - - 100
38 Сбор  материалов и доставка - - - 300
39 Упаковка  и доставка в Москву - - - 350
40 Инвентаризация, описание, этикетки - - - 100
41 Декоративный  и поделочный материал - - - 200
42 Худ. с  помощником по составлению бытового ансамбля и эскизов павильона - - - 150
Всего – 4157

Информация о работе Крым на Парижских выставках