Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
цель нашей работы – изучить место Крыма в Международных Парижских выставках.
Введение…………………………………………………………………..……с. 3
Глава 1. История проведения Парижских выставок ………………………..с. 9
Глава 2. СССР в Международной Художественно-Промышленной
выставке в Париже в 1925г.………………………………….………….с. 18
Глава 3. Подготовка к выставке и состав крымской экспозиции. ………...с. 22
Заключение…………………………………………………………………….с. 30
Список использованных источников и литературы……………...................с. 31
Рабочий клуб А. Родченко3 – новый тип общественного интерьера, предназначенный для занятий и отдыха, был представлен в виде самостоятельного ансамбля в натуральную величину. Сравнительно компактный интерьер включал в себя: читальню со всей необходимой меблировкой, уголок Ленина, специальную установку для собраний и митингов (трибуна, место для председателя, раздвижная стенка-экран). [24]
Экспериментальная среда
Интерьер избы-читальни был разработан Я. Тугендхольдом и А. Вольтером и оборудован в Париже архитектором А. Поляковым, художниками Д. Штеренбергом и А. Дурново. [22]
Проект избы-читальни, как и проект оборудования рабочего клуба, был выполнен на деревообделочном факультете ВХУТЕМАСа под руководством А. Лавинского и С. Чернышева. В отличие от рабочего клуба, изба-читальня и все ее оборудование были представлены не в чертежах, а в макетах, причем макет был электрофицирован.
Изба-читальня, рассчитанная на 250 человек, имела оборудованные отдельные «уголки»: Ленинский, сельскохозяйственный, женский, молодежный, военный, пионерский, радиолюбительский и др.
Мебель для избы-читальни разрабатывалась с учетом ее возможного использования и во время обычных клубных занятий, и во время митингов и собраний. [10]
Т. о. экспозиция советского отдела Выставки стала наглядной демонстрацией принципов нового направления в формообразовании, новой эстетики, рожденных в Советской России 1920-х годов.
Меньшикову за архитектуру
Текстиль и театральные эскизы, оформление
книг и изделия народных промыслов, фотографии
и денежные знаки – эти, казалось бы, обычные
вещи, были отмечены неповторимой новизной
оптимизма. [20]
Глава 3. ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ И Состав крымской экспозиции
22 декабря 1924 года на заседании Коллегии Наркомпроса КССР состоялось слушание по вопросу «Об участии в международной выставке художественной промышленности», на котором постановили: «Признано необходимым возможно широкое участие Кр. ССР в организованной в Париже международной выставке художественной промышленности. Просить Кр. СНК о создании специальной комиссии для детальной разработки данного вопроса и проведении его в жизнь а равно и о введении в распоряжение означенной Комиссии необходимых средств». [1]
А уже 31.12.24г поступило письмо в Коллегию КрымНракомпроса, в котором: «Председатель СНК предлагает представить проект организации комиссии по разработке вопроса об участии на выставке в Париже в апреле 1925г». [2]
Согласно выписке из протокола №6 Президиума СНК от 7-го января 1925 года было постановлено:
«Признать участие Крыма в
Парижской выставке
Организовать комитет в
В исполнительном бюро
Заместитель тов. Богданов.
Просить Крым ЦИК выделить своего представителя.
Предложить НКПросу, КрымОХРИСА, РКИ, ЦСНХ, НКЗ, кооперации, Банковскому объединению выделить своих представителей в особый комитет и сообщить фамилии выделенных товарищей.
Поручить Наркомпросу
По отношению №2984 от 15.01.25 г. «Во исполнение данного постановления президиума СНК Крыма от 7-го января (протокол №6), управление делами сообщало, что 19-го января 1925г. в 5 часов вечера в помещении СНК состоится заседание Выставочного комитета по участию Крымской АССР в Парижской Международной Художественно-Промышленной выставке в 1925 г. на каковое заседание необходимо явиться всем представителям, поименованным в упомянутом постановлении Совнаркома». [4]
Отвечая на отношение от 15.01.25 г за №2984 Административно-Финансовое Управление Наркомзема сообщало, что представителем в Выставочный комитет по участию Крымской ССР в Парижской Международной Художественно-Промышленной выставке в 1925 г. от Наркомзема назначен т. Засядько Алексей Александрович, которому объявлено о явке его на заседание Комитета к 5 ч. 19.01.25г. в помещение СНК. [2]
Крым по замыслу организаторов должен был быть представлен бытовым национальным ансамблем в виде обстановки крымскотатарского дома, в котором должны были сочетаться предметы татарского быта, с предметами, свидетельствующими об изменениях, произошедших за годы
Советской власти. [12]
Рассмотрим программу участия
Крымской Республики в
«Согласно общему плану участия СССР в Парижской выставке, Крым должен быть представлен трояким образом:
Сообразно с этим экспонаты должны разделяться по терм отделам:
I-й Отдел. НАЦИОНАЛЬНО-БЫТОВОЙ. -
Первый отдел должен быть представлен в виде внутренности типичной татарской комнаты, в которой должны гармонично сочетаться характерные предметы татарского быта, взятые в своих лучших художественных образцах, причем часть их может быть представлена образцами более раннего происхождения, с предметами, характеризующими стороны изменения этого быта новыми условиями советской действительности. В этой комнате должны быть представлены: образцы старинных художественной работы мужских и женских костюмов, цветные войлоки, местной работы ковры, чадры, кыбрызы, марамы, шитье золотом по бархату, старинная чеканная посуда, деревянная резная утварь (колыбель, прялка и пр.), деревянная и перламутровая инкрустация, шитье золотом по сафьяну и т.д. Всё это должно быть скомпоновано декоративным и вместе с тем бытовым ансамблем. Элементы нового быта должны быть показаны путем вкрапления в бытовой ансамбль предметов нового быта, связав обе эти стороны в одно целое, что может быть достигнуто выставлением изданных на татарском языке учебников, книг, плакатов, специальных снимков, свидетельствующих о вовлечении татарской массы в советское строительство: занятия татарских пионеров, комсомолов, женотделов, советских татарских празднеств, митингов, татарских школ, детских домов, художественно-промышленных школ и процесса работ в них, восточных отделов в музеях и т.д.
II-й Отдел. –
Во втором отделе должны быть
представлены предметы
III-й Отдел. –
3-й отдел может едва ли
Для сбора материалов должен быть организован особый комитет представителей: ЦИКа, СНК, НКПроса, КрымОХРИСА, РКИ, ЦСНХ, НКЗ, кооперации, Банковского объединения, Госторга, Кустсоюза, который должен выделить Исполнительное Бюро в составе: СНК, КрымОхриса, ЦСНХ, НКЗ, Кустсоюза. [5]
При этом необходимо, чтобы Госторг не выступал сепаратно, а включил свои экспонаты художественной промышленности в общекрымский павильон.
Одновременно необходимо
В связи с этим была
Подготовка к выставке активно обсуждалась на страницах крымской периодической печати. Газеты призывали крымских деятелей культуры представить на выставку лучшие образцы старинных и современных народных изделий. [12]Горячим сторонником участия крымских кустарей в этой престижной выставке был А. Я Тугенхольд4, писавший в газете «Красный Крым» в ноябре 1924 года.: «Ведь в Крыму есть не только виноделие и табаководство, но и татарское бытовое искусство: ковры, кибризы, чадры, изделия из металла и кожи, золотошвейный промысел и т. д.». Напутствуя крымчан к участию в столь ответственном мероприятии, он писал: «На этот раз дело надо поставить шире и обнаружить все художественные и экспортные возможности КССР…».[22]
Экспонаты на выставку готовили Бахчисарайский и Евпаторийский музеи, Центральный музей Тавриды. [15]
В Бахчисарае большую работу
по сбору и подготовке
18 февраля 1925 г. У. Боданинский, как свидетельствует запись в его дневнике, сдал первую партию экспонатов в Крымвыставком, 24-26 февраля - вторую, а вскоре и третью партию экспонатов. Для оплаты работы кустарей было получено 200 руб. от Главвыставкома от Полкано-ва и 200 руб. от Крымгосторга от Данилова. [26]
Экспонаты, демонстрировавшиеся на выставке в Париже, после ее окончания были переданы из Главвыставкома в Бахчисарайский музей. В инвентарные книги было внесено 309 экспонатов, побывавших в Париже. Среди них 62 серебряных и позолоченных филигранных изделия, демонстрировавшихся на двух щитках. [27] Это 25 пар сережек, 23 брошки, 4 серебряные булавки, кольца, пряжки для пояса, браслеты, сурмелик (сосуд для сурьмы). Изделия ювелиров были украшены драгоценными камнями, резьбой, гравировкой, изображением сердец, кипарисов, миндаля. [13]
Поступили в музей и работы медников: "гугумы"- кувшины для воды, "мешребе" - кружка, "казаны", "тава" - сковородки, шесть "джезве" размером от 1 до 6 порций. Большая часть деревянных изделий, представленных на выставке и хранящихся сейчас в Бахчисарайском музее, была выполнена из ореха и инкрустирована липой. Это были столики (курсу), шкатулки (сандычик), рамки для зеркал, деревянные каталки с ручками и без ручек, раскрашенные пепельницы, четыре пары "налым" деревянных инкрустированных перламутром туфель, детские кроватки "бешик". Кожевенники отобрали для выставки 20 образцов сафьяна самых разнообразных цветов: бордового, палевого, фиолетового, оранжевого и др., а также три пары "терликов" - туфель без задников, две пары "папич" - туфель вышитых серебром, кроме того детский мяч из сафьяна, "хамчи" -гкнут взрослого человека из козьей кожи и "хамчи" - кнут детский. [14]
Наиболее полно на выставке были представлены изделия крымскотатарских вышивальщиц и ткачих и их инструменты: "джельде" - пяльцы для вышивания, "ореке" - прялка, три веретена с крючком. Для выставки были вышиты 61 марама, а также большое количество "шербенти", платков, полотенец, салфеток, были подготовлены богато расшитые подвязки для носков, кисеты, кошельки, футляры для часов и много вещей, связанных со свадебным обрядом крымских татар: шелковый ковер для комнаты невесты, полотенца для украшения стен, покрывала на плечи и колени жениха для обряда бритья, подарки от невесты жениху. [17] Из одежды крымских татар на выставке в Париже были показаны: платье из синего атласа с узорами и красиво расшитыми манжетами, шапочка "фес" из зеленого бархата с "топеликом" из позолоченного серебра филигранной работы с кисточкой, мужской черный шерстяной жилет, обшитый серебром, разнообразные тюбетейки. В традиционную одежду крымских татар были одеты четыре куклы, две куклы в женскую одежду и две в мужскую. Как дополнение к этому разделу были представлены 80 штук серебряных и шелковых пуговиц, семь серебряных бантов для пояса. [12]