Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:55, контрольная работа
1.История крестовых походов
2. Охарактеризуйте основные монашеские (бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и т.д.) и духовно - рыцарские (тамплиеры, тевтоны, иониты, и др.) ордена, указав время создания, основателя, уставные требования, географию распространения, уставные правила, результаты деятельности.
3. Каковы причины и последствия арабского вторжения на Пиренейский полуостров?
Аллод
- индивидуальная, отчуждаемая земельная
собственность отдельных малых семей.
Бенефиций
- пожалование земли в условную феодальную
собственность (beneficium - дословно «благодеяние»).
Бенефиций жаловался в пожизненное пользование
на условиях выполнения определенных
служб, чаще всего конной военной службы.
В случае смерти жалователя или получателя
бенефиция бенефиций возвращался первоначальному
собственнику или его наследникам. Если
наследник бенефициария хотел получить
бенефиций своего предшественника или
сам бенефициарий хотел пользоваться
таким владением после смерти жалователя,
требовалось возобновление пожалования.
Бенефиций мог быть отнят, если не выполнялась
требуемая за него служба или разорялось
хозяйство бенефиция. С течением времени
бенефиций стал превращаться из пожизненного
в наследственное владение и в течение
IX—X веков приобрел черты феода (лена),
т.е. наследственного условного держания,
связанного с обязанностью несения военной
службы.
Иммунитет - (от латинского immunitas - неприкосновенность, освобождение от чего-либо).
Короли, будучи не в силах препятствовать концентрации в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, вынуждены были санкционировать ее путем специальных пожалований. Сущность их заключалась в том, что особыми королевскими грамотами должностным лицам - графам, сотникам и их помощникам - запрещалось вступать на территорию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам. Такое пожалование называлось иммунитетом.
Обычно
иммунитетные права крупного землевладельца
сводились к следующему: он пользовался
на своей земле судебной властью; имел
право взимать на территории иммунитета
все поступления, которые до этого шли
в пользу короля (налоги, судебные штрафы
и иные поборы); наконец, он являлся предводителем
военного ополчения, созываемого на территории
иммунитетного округа. Юрисдикции иммуниста
обычно подлежали иски о земле и другом
имуществе и дела о мелких правонарушениях
не только лично зависимых, но и лично
свободных жителей его владений. Высший
уголовный суд обычно оставался в руках
графов, хотя некоторые иммунисты присваивали
себе также и права высшей юрисдикции.
Коммунальное
движение - так принято называть борьбу
между городами и сеньорами, происходившую
повсюду в Западной Европе в X - XIII вв. Сначала
горожане боролись за освобождение от
наиболее тяжелых форм феодального гнета,
за сокращение поборов сеньора, за торговые
привилегии. Затем встали и политические
задачи: обретение городского самоуправления
и прав. От исхода этой борьбы зависели
степень независимости города по отношению
к сеньору, его экономическое процветание
и политический строй. Борьба городов
велась отнюдь не против феодальной системы
в целом, а против конкретных сеньоров,
за то, чтобы обеспечить существование
и развитие городов.
Цеховая организация - характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в союзы — цехи, гильдии, братства. Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, мелкие товаропроизводители нуждались в объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла.
В Германии она называлась Zynftzwang — цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей изделий.
Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов. Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером.
Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментарием и сырьем и т.д.
Такая организация до известного времени создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров.
Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчали конкуренцию между ними.
Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.
Очевидно, что цехи и другие городские корпорации, их привилегии, весь режим их регламентации были характерными для средневековья общественными организациями. Они соответствовали производительным силам того времени, по характеру были родственны другим феодальным общностям.
Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.
Но
и там имели место
Авиньонское пленение - 70-летний период так называемого Авиньонского пленения пап (1309—1378), попавших под контроль французского короля. Усиление королевской власти при Филиппе IV привело к конфликту с папством. Предлогом конфликта явилась налоговая политика монархии в отношении церковных земель. Бонифаций VIII решил вынести обсуждение вопроса о внутреннем положении во Франции на церковный собор 1 ноября 1302 г. Филипп IV расценил его политику как вмешательство во внутренние дела Франции. Королевскими легистами была организована кампания с обвинениями Бонифация VIII в злоупотреблениях. Выступив с ответными обвинениями, Бонифаций VIII заготовил буллу об отлучении Филиппа IV от церкви. Опережая события, Филипп IV созвал в 1302 г. Генеральные штаты. Желая низложить папу, Филипп отправил в Италию своих агентов, те привлекли политических врагов папы в Италии на свою сторону, и подвергли Бонифация VIII домашнему аресту. Бонифаций VIII вскоре умер. В 1305 г. под давлением Филиппа IV на папский престол был избран французский прелат под именем Клемента V.
Желая закрепить победу, Филипп IV организовал судебный процесс против Ордена тамплиеров с обвинением его в ереси. Орден находился под особым покровительством пап и уже в XIII в. он превратился в могущественного земельного собственника. Перенеся центр своей деятельности в Европу, орден занимался ростовщическими операциями. Французский король, желая ликвидировать орден, преследовал политические и экономические цели.
Он
хотел избавиться от противника внутри
страны, а также конфисковать земли
и казну ордена. В борьбе с орденом,
Филипп IV опять созвал Генеральные штаты
в 1308 г. Орден, не признанный виновным в
ереси, был, однако, распущен по решению
церковного собора в 1312 г. Под давлением
короля Клемент V перенес свой двор в Авиньон
на Роне, этой мерой открыв период
Авиньонского пленения пап.
Варварская
правда – записи древнегерманских обычаев,
своеобразный «свод» законов. Салическая,
Рипуарская, Бургундская, Аллеманская
и др.
Медиевистика
– термин, которым называют область
исторической науки, изучающую историю
средних веков.
Феодализм - длительный исторический период, название которого произошло от самой развитой формы земельной собственности «феода» (лат. feodum) или «лен».
Феод
давался феодалу за обязательное
несение военной службы и выполнение
некоторых других обязательств в
пользу вышестоящего сеньора, феод уходил
из рода со смертью его получателя.
По особому разрешению феодала, он оставался
в семье с условием, если старший сын продолжит
военную службу отца на феодала.
Секуляризация
– конфискация в пользу государства церковного
имущества, чаще земли, впервые в истории
произошла при Карле Мартелле.
Майорат
– форма наследования недвижимости, и,
прежде всего земельной собственности,
при которой она полностью переходит к
старшему из наследников.
Теократия
– форма государственного правления,
при которой политическая и религиозная
власть в стране сосредоточена в руках
духовенства, т.е. отсутствует разделение
духовной и светской власти.
ЛИТЕРАТУРА: