Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

1.История крестовых походов
2. Охарактеризуйте основные монашеские (бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и т.д.) и духовно - рыцарские (тамплиеры, тевтоны, иониты, и др.) ордена, указав время создания, основателя, уставные требования, географию распространения, уставные правила, результаты деятельности.
3. Каковы причины и последствия арабского вторжения на Пиренейский полуостров?

Работа содержит 1 файл

История средних веков.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

4. Сравните две ветви христианства: католицизм и православие. 
 

Христианство

Основы  христианского вероучения

     Христианство (от греч. christos - «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.

     Христианство  как новая религия возникло в  восточной части Римской империи  и впоследствии широко распространилось по всему миру. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве.

     Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского  вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей.

     Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так  называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями.

     Первый  Вселенский собор, состоявшийся в Никее  в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

     В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к  смерти («мученики»). Эти лица стали  почитаться в христианстве как святые. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.

     Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический" контекст христианства, в результате чего христианство распадается на множество различных течений, появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания».  

Православие 

Православие - одно из крупнейших в мире вероучений распространено среди многих народов, говорящих на разных языках. Это одно из трех основных направлений христианства, которое исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено оно главным образам в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах.

     Богословские  основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией.

     Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления, утвержденные семью Вселенскими соборами в IV-VIII вв., а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

     Все догматы церковь объявила  истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными  человеку самим Богом. Познание Бога должно достигаться не столько умом, сколько всей своей жизнью, основой его познания должна стать вера.

     Важное  место в любой религиозной  системе занимает религиозный культ. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов и сверхъестественных существ, в форме таинств, обрядов, жертвоприношений и т. п. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих нисходит особая благодать. Церковь признает семь таинств.

1. Крещение - одно наиглавных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Верующий при троекратном погружении тела в воду с призванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

2. Таинство причащения, или святой евхаристии, занимает  важное место в христианстве. Верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым приобщились к своему божеству.

3. Таинство покаяния - признание и раскаяние в своих грехах перед священником, который прощает виновного от имени Иисуса Христа.

4. Таинство миропомазания - своеобразная помощь божья, помогающая человеку сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, возрастающая и укрепляющая в духовной жизни. Заключается миропомазание в том, что тело человека смазывают ароматическим маслом, которое и передаст божественную благодать.

5. Таинство священства  имеет особый смысл для христианской  церкви. Данное таинство совершается при посвящении в духовный сан. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу, так как только епископ может передать посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента будет обладать новый священнослужитель всю свою жизнь.

6. Таинство брака  утвердилось в христианстве одним  из самых последних (XIV в.). Церковный брак - единственная действительная форма брака, то есть светский брак церковью не признается. Таинство брака совершается в храме при венчании, молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.

7. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком и состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным. Таким действием призывается на больного благодать Божья, исцеляющая от душевных и телесных болезней, то есть от грехов.

     Православная  церковь также придает большое значение праздникам и постам. Праздники освящены в церковных календарях и, как правило, ни один день в году не проходит без того, чтобы не отмечалось то, или иное событие, В день данного события устанавливаются особые песнопения, молитвы и обряды. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К  ней примыкают двунадесятые праздники - 12 наиболее значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово. 

Католицизм 

Наиболее распространенным христианским направлением является католицизм. Слова «католицизм» означает - всеобщий, вселенский. Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством папы Римского всех христиан.

Католицизм берет  свое начало от небольшой римской  христианской общины, первым епископам  которой, по преданию, был апостол Петр.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире.

     Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы  и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов а кроме того - папские послания и постановления. Центром католицизма и резиденцией его главы, папы Римского, является Ватикан, город-государство, расположенный в центре Рима. Римский папа определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Папа назначает из представителей духовенства различных стран католических иерархов - кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) избирает из своей среды путем тайного голосования папу (пожизненно), который по католическому вероучению является - «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города-государства  Ватикан».

     В отличие от православной, католическая церковь по-своему толкует некоторые догматы. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасении. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право брать из этой сокровищницы необходимую часть «добрых дел и уделять ее тому, кто в ней нуждается: отпустить грехи, даровать прощение и т. д. Отсюда развилось учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью, а из этого возникли правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат и чистилище, существует только в католическом вероучении, Души грешников, которые свободны от смертных грехов, горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие.

В отличие от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы (принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.); о непорочном зачатии Девы Марии (1854 т.) о телесном вознесении Девы Марии (1950 г.).

Католическое  вероучение, как и православное, признает семь таинств, но и здесь  наблюдаются существенные различия. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать.

В православии  обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Основные элементы культа - праздники  и посты, регламентирующие бытовой  уклад жизни прихожан.

Один из наиболее важных и торжественных постов - Рождественский пост (адвент). Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября, отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, в чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Дайте определения  терминам: авиньонское  пленение, аллод,  бенефиций, варварские  правды, иммунитет,  коммунальное движение, коммендация, майорат, медиевистика, прекарий, секуляризация, теократия, феодализм, цеховая организация. 
 

     Прекарий  - дословно означает «переданное по просьбе», — это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) какому-либо человеку, чаще всего безземельному или малоземельному. За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли.

     Существовали  прекарии нескольких видов; иногда такое  условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли, но иногда мелкий собственник сам передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них, чаще всего церкви, и получал эту, же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно. Иногда прекарист получал в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарии назывался «прекарии с вознаграждением». Прекарии последнего типа были особенно распространены на землях церкви, которая стремилась таким образом привлечь побольше крестьян-дарителей, чтобы округлить свои владения. Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, освоение которых требовало приложения крестьянского труда.

     Прекарист, отказываясь от права собственности на землю, превращался из собственника ее в держателя. Хотя первоначально он и сохранял личную свободу, но попадал в поземельную зависимость от собственника земли. Таким образом, хотя прекарные отношения имели форму «добровольного договора», в действительности они являлись результатом тяжелого экономического положения крестьян, вынуждавшего их отдавать землю крупным землевладельцам, а иногда и следствием прямого насилия. 

     Коммендация. Важную роль в трансформации отношений собственности сыграло развитие еще одного древнего института, а именно патроната (патроциния), заключавшегося в самоотдаче, разумеется, не всегда добровольной, одних граждан под покровительство других, более обеспеченных и влиятельных. Такой акт назывался коммендацией - это, по сути дела, форма личной зависимости мелких, а также средних землевладельцев от землевладельцев крупных. Стремясь ценой личной свободы и гражданского полноправия избавиться хотя бы от некоторых государственных и муниципальных повинностей, найти защиту от притеснений со стороны властей и более сильных соседей, вступавший под патронат человек, в конце концов, а иногда и сразу, утрачивал право собственности на землю, превращаясь в ее держателя.  

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"