Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

1.История крестовых походов
2. Охарактеризуйте основные монашеские (бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и т.д.) и духовно - рыцарские (тамплиеры, тевтоны, иониты, и др.) ордена, указав время создания, основателя, уставные требования, географию распространения, уставные правила, результаты деятельности.
3. Каковы причины и последствия арабского вторжения на Пиренейский полуостров?

Работа содержит 1 файл

История средних веков.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

      Госпитальеры  или Иоанниты – первый латинский орден на Востоке. Во время Первого Крестового похода  больных и раненых крестоносцев лечили в странноприимном доме – Hospitalis, который был построен купцами еще до Первого Крестового похода. Этому дому дали имя Св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII в. монахи этого дома не только лечили больных воинов, но и сами участвовали в сражениях. Вскоре папа утвердил орденский устав, и в 1113 г. был основан орден, призванный воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами госпитальеры переселились на остров Родос в Эгейском море. В XVI в. они перебрались на остров Мальту в Средиземном море, и там получили уже новое наименование. Госпитальеры, или Иоанниты, стали называться Мальтийским орденом, и сохраняют это название до сих пор.  
 

     Тамплиеры или Храмовники – орден возник в начале XII в. это название он получил благодаря своей резиденции, расположенной близ храма царя Соломона (храм по-французски Temple). Этот орден также подчинялся папе, который делал на него основную ставку. Тамплиеры получили огромное количество замков, земель и привилегий – больше, чем другие ордена. Этот орден сумел накопить сказочные богатства. После окончания Крестовых походов, в XIII в. орден Тамплиеров переселяется во Францию. С этим орденом связывают новшество в банковском кредитном деле Европы – вексель, привезенный тамплиерами с Востока. Богатство ордена тамплиеров вызывает зависть не только французских феодалов, но и самого французского короля Филиппа  IV Красивого. Но всеобщая неприязнь по отношению к тамплиерам была вызвана не только их финансовым процветанием: они представляли реальную опасность для  Западной Европы и в области религиозной. Во время пребывания на Востоке тамплиеры обратились к восточным учениям – тантрическим учениям, монофизитству и др. поэтому представление о спасении у них было совершенно другое, противоречащее тому, которое проповедовала римско-католическая церковь. Когда начались гонения на тамплиеров, последний магистр ордена, Жак де Моле, напутствовал пытавшихся скрыться тамплиеров: «Клянитесь, клятвопреступничайте, но не открывайте правду». Орден был предан суду и уничтожен.

      Но  не все члены ордена были казнены. Некоторым из них удалось влиться  в другие ордена, например, в испанский орден Калатравы,  в португальский орден  Иисуса Христа, в шотландский орден св.Андрея и в орден «Шотландского Чертополоха». 

      Тевтонский  орден или орден  Св. Марии – третий орден созданный в Палестине. Он назывался так потому, что в него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальнейшей целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками князя Александра Невского. В 1410 г. Тевтонский орден участвует в Грюнвальдской битве, в 1558-1583 гг. – в Ливонской войне. 

      Внешне  рыцари этих орденов отличались друг от друга. Иоанниты носили сначала черный, затем красный с белым крестом. Тамплиеры – белый плащ с красным крестом. Тевтонцы – белый плащ с черным крестом. Все эти ордена, как крупная религиозная, военная и политическая сила сыграли чрезвычайно огромную роль во всей системе Крестоносного движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Каковы причины  и последствия  арабского вторжения  на Пиренейский  полуостров? 

     Мусульманское завоевание Испании. В 709 г.  первый отряд арабов высадился на территории Вестготского королевства. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, принявшие ислам. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Вестготское войско превосходило врага численно, однако потерпело поражение в первой же битве; к 714 г. сдались все крупные крепости королевства. Арабы и берберы (в христианском мире - мавры) захватили вестготские владения и к северу от Пиренеев, однако их продвижение в глубь Франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом. Слабость Вестготского королевства была обусловлена внутренними социальными и политическими противоречиями. Крестьянство было отягощено повинностями и налогами; знать вела борьбу за престол; влияние католической церкви вызывало неудовольствие у светской знати, а также у проживавших в стране ариан и иудеев. Поэтому основная масса населения безразлично отнеслась к вторжению арабов, а некоторые представители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Серьезное сопротивление мавры встретили лишь на севере полуострова, где позже сформировались испано-христианские государства.

     Мусульманская Испания. До 755 г. мусульманская Испания (или Ал-Андалус) входила в состав Дамасского халифата. Когда власть захватили Аббасиды, представитель династии Омейядов Абдар-Рахман сумел утвердиться в Ал-Андалусе и провозгласил себя эмиром. Его столицей стал город Кордова. В 929 г. эмир Абдар-Рахман III окончательно утвердил независимость арабской Испании от других исламских государств, присвоив себе титул халифа. X век был вершиной политического могущества Ал-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодальной раздробленности вызвали в 1008—1031 гг. серию междоусобиц и дворцовых переворотов, что привело к распаду халифата на несколько десятков независимых княжеств-тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсийская, Сарагосская тайфы.

     В экономическом отношении мусульманская  Испания представляла собой процветающий регион. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, позволившие поднять урожайность традиционных культур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и фрукты). В центральных районах страны получило широкое распространение перегонное овцеводство. Значительная часть завоевателей осела в городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Андалус славился своими тканями, керамикой, изделиями из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торговала на Средиземном море, ее монета обращалась на территории от Индии до Ирландии.

     В сельском хозяйстве господствовало мелкое крестьянское хозяйство при  фактически полном отсутствии домена. Крестьяне, как правило, арендовали участки у крупных землевладельцев, проживавших в городах, а также платили налоги в казну, платежи взимались главным образом деньгами.

     Высокоразвитая  городская цивилизация мусульманской  Испании стала базой для невиданного  в раннесредневековой Западной Европе развития культуры. В светских и  религиозных школах Кордовы, Севильи, Толедо изучались право, философия, история, причем здесь учились и выходцы из христианской Европы. Библиотека кордовских халифов насчитывала более 400 тыс. свитков, в том числе переводы античных и византийских авторов. Деятельность андалусских ученых и переводчиков сыграла большую роль в становлении европейской средневековой науки; сюжеты и художественные приемы испано-арабской литературы активно заимствовались писателями и поэтами других стран; арабская лексика обогатила все европейские языки, в особенности испанский и португальский.

     Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты. В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не удалось закрепиться на небольшой территории между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Бежавшие в Астурию остатки вестготского войска получили поддержку местного населения. В 718 г. близ Ковадонга был разбит арабский отряд, посланный для ликвидации этого последнего очага сопротивления. Командовал победителями Пелайо, родственник последнего готского короля; он был провозглашен первым королем Астурии. К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами в Ал-Андалусе, астурийские короли сумели захватить земли, в несколько раз превосходившие по площади первоначальную территорию государства. Часть этих земель (Галисия) была присоединена, часть опустошена. На границах образовалась своеобразная заградительная полоса от арабских набегов, которая служила одновременно земельным фондом, пригодным для колонизации и хозяйственного освоения. Процесс возвращения и колонизации испано-христианскими государствами занятых мусульманами территорий получил названия Реконкиста (по-испански reconquista - обратное завоевание).

     Стабильность этого процесса и его победа в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских территорий были заинтересованы в Реконкисте. Феодалы получили новые земли, должности, укрепляли свою самостоятельность по отношению к центральной власти. Церковь получала земельные пожалования, и учреждала в бывших мусульманских владениях новые приходы, монастыри, епископства, использовала лозунги борьбы христианства против ислама для усиления своего идейного и политического влияния в обществе. Победы над Ал-Андалусом обогащали королевскую казну, упрочивали позиции и престиж короны как внутри страны, так и на международной арене. Крестьянство стремилось найти на новых территориях облегчение от сеньориальных и государственных повинностей, приобрести землю. Города, которые основывались в ходе Реконкисты или заселялись христианами после отвоевания, пользовались значительными льготами. Общим для всех было стремление к захвату богатой добычи.

     Реконкиста  длилась почти восемь веков и имела свои особенности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселение людей с юга на север, освоение внутренних районов королевства выходцами из разоренных  территорий, а также эмигрантами - мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крестьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты подошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

     В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиренейском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — владения франков. Франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. В течение IX—X вв. образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

     В X — начале XI в. на территории Испанской марки образуется самостоятельное графство - Барселонское. Астурийские короли, отвоевав у мавров несколько крупных городов, перенесли свою столицу из Овьедо в Леон. Во второй половине X в. Реконкиста приостановилась. Мусульмане под командованием полководца Аль-Мансура неоднократно опустошали как Астуро-Леонское королевство, так и Барселонское графство. Королевская власть в Леоне в это время ослабела, большое влияние в стране приобрели графы Кастилии, сумевшие объединить прежде раздробленные земли на востоке страны. В 1035 г. Арагон и Кастилия стали королевствами. В 1037 г. кастильский король Фернандо I объединил под своей властью запад христианской Испании. К концу 30-х годов XI в. на Пиренейском полуострове сложились: королевство Кастилия, Наварра и Арагон, графство Барселонское с вассальными территориями и около тридцати мусульманских княжеств.

     Астуро-Леонское королевство. До XI в. Астуро-Леонское королевство было малолюдной аграрной страной. Жители небольших, удаленных друг от друга деревень занимались возделыванием пшеницы, ячменя, лена, конопли. Под влиянием Реконкисты широкое распространение получило скотоводство. Кроме того, в королевстве получили развитие рыболовство, добыча соли, домашнее и вотчинное ремесло. Торговля была слабой.

     В состав господствующего класса Астуро-Леонского  королевства входила высшая светская знать, средние и мелкие служилые феодалы, крупное духовенство. Феодальная вотчина отличалась неразвитым доменом; значительную роль в доходах феодалов помимо поземельных платежей играли поступления от военной добычи, отправления судебных и административных должностей. Наибольшая концентрация крупного вотчинного землевладения наблюдалась в Галисии, наибольшее распространение мелкого крестьянского и вотчинного землевладения — в Кастилии.

     Астуро-Леонское королевство было раннефеодальным  государством. В VIII в. король в значительной степени являлся еще военным вождем, опиравшимся на вооруженную силу свободных общинников, лишь к X в. утвердился принцип наследования верховной власти, сложилась достаточно примитивная система центральной и местной администрации (королевский совет, дворцовые графы, судьи и графы на местах). Большую роль в военной организации наряду с феодальными дружинами продолжало играть крестьянское ополчение. Особенностью внутрифеодальных отношений было сравнительно слабое распространение иммунитетов, замедленное превращение бенефициев  в феоды и постоянное укрепление королевского домена за счет включения в него отвоеванных у мавров земель. Это способствовало относительной стабильности центральной власти. Кроме того, очевидная внешняя опасность заставляла господствующий класс ограничивать сепаратистские устремления. Вследствие этого феодальная раздробленность не приводила в Испании к утрате государственного единства.

     Каталония. В IX в. на территории Испанской Марки возникает несколько графств, управляемых наместниками франкских государей — графами. После распада франкской державы Испанская Марка оказалась в составе Французского королевства. Самостоятельность ее росла, и когда в 987 г. во Франции была низложена династия Каролингов, графы Испанской Марки отказались признать Гуго Капета королем. С этого времени их подчинение французской короне стало номинальным, хотя и сохранялось юридически до 1259 г. В XI в. в Испанской Марке происходит политическая консолидация вокруг Барселонского графства, подчинившего себе другие графства области. В дальнейшем за ней закрепляется название «Каталония», которое,  означает «страна замков».

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"