Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и всесторонне проанализировать суть понятия «этнография детства» на примере традиционных методов воспитания английских детей. Временной интервал исследования охватывает период, который начинается с рубежа XVII-XVIII веков и продолжается до современности.
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Генезис понятия детства………………………………………………………. 6
Формирование системы воспитания детей в Англии…………………………….6
Роль семьи в воспитании ребенка………………………………………………… 9
ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии. ……………………………………10
2.1. Целевая установка воспитательного процесса………………………………….. .10
2.2. Воспитание и развитие личности детей от рождения до года………… .. 12
2.3. Воспитание и развитие личности детей от года до 4-х лет…………………….. ..14
2.4. Формирование знаний и навыков у детей в английской культуре…………….. .16
ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании ………………………….17
Принудительный детский труд. ………………………………………………..17
Специальное образование в Великобритании…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………… 23
Список литературы………………………………………………………………………24
Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п.
Воспитание подрастающих поколений – это процесс становления детей людьми, как важнейшим элементом производительных сил общества.
Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо общество без него не может жить и развиваться.
Ребенок – это человек в возможности. Он заключает в себе – в организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности – весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом, человеческой личностью.
Ребенок
воспитывается постоянно в
В этом смысле человек как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие детей.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного
развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте
дети отличаются большей неустойчивостью
эмоционального состояния. Обеспечение
положительного эмоционального состояния
детей, их уравновешенного поведения,
охрана нервной системы, предупреждение
утомления — важные задачи педагогики
раннего детства.
2.4. Формирование знаний и навыков у детей в английской культуре.
Для
этого периода в английской культуре
существуют специальные способы
формирования у детей адекватных
знаний и навыков для повседневной жизни.
Чаще всего это происходит в форме игры.
Игры бывают следующих типов:
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.
Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие — объединенная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими.
Значимое
место в процессе первичной инкультурации
принадлежит освоению трудовых навыков
и формированию ценностного отношения
к труду. Также важно, чтобы ребенок научился
учиться. Параллельно осваиваются другие
ценности, формирующие отношение человека
к миру, закладываются основные модели
поведения, словом, выстраивается «культурный
айсберг». Ребенок на основе своего раннего
детского опыта приобретает социально
обязательные общекультурные знания и
навыки, носящие неспецифичный в профессиональном
отношении характер. В этот период их приобретение
и практическое освоение становятся ведущими
в образе жизни личности. Соответствующими
институтами являются детские дошкольные
и школьные учреждения. Ребенок проводит
там значительную часть своего времени.
Можно сказать, что в это время складываются
предпосылки трансформации ребенка во
взрослого человека, способного к адекватному
участию в социо-культурной жизни.
ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании
3.1. Принудительный детский труд.
С
детства англичане приучаются к
самостоятельности и
Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.
Приобщение детей к взрослой трудовой и общественной жизни в семьях бедных и среднего достатка начиналось в Британии очень рано и проявлялось в двух основных формах — направлении на работу или в обучение. Обычно дети начинали работать с 10 лет.
Мальчиков нередко использовали в качестве трубочистов до 1875 г., иногда с четырех или пяти лет. С пяти-шести лет дети занимались очисткой вентиляционных люков и работали по 12 часов в день, находясь в воде, вытаскивая ползком на четвереньках вагонетки с углем из шахт7.
В промышленности детей эксплуатировали с семилетнего возраста с 5 часов утра до 8 часов вечера. В угольных шахтах они работали с 7 лет. С пяти-шести лет дети занимались очисткой вентиляционных люков и работали по 12 часов в день, находясь в воде, вытаскивая ползком на четвереньках вагонетки с углем из шахт.
В 1851 г. работающих детей насчитывалось 30%, в 1901 — 17%. В 1911 г. работающих детей от 10 до 13 лет было 2%, 13 лет — 17%, 14 лет — 52%; в 1921 г. детей от 12 до 14 лет работало 5%, от 14 до 16 лет — 52%61. Несмотря на то, что число детей, трудившихся с 4—5 лет, было невелико, условия их жизни и работы были ужасны.
На ситценабивных фабриках дети с пятилетнего возраста работали по 16—18 часов в сутки. В 1845 г. было зафиксировано около 25 тыс. таких детей. В 1851 г. в сельском хозяйстве трудилось 100 тыс. детей от 5 до 12 лет, в основном мальчиков; в текстильной промышленности — 100 тыс., мальчиков и девочек; в услужении — 170 тыс. девочек; 11 тыс. мальчиков работали сапожниками; 40 тыс. мальчиков — курьерами. В 1891 г. 17 тыс. девочек работали у модисток и 17 тыс. мальчиков — в лавках, торговавших мануфактурой. В Бирмингеме очень много детей в возрасте от 6 лет и выше были заняты в металлической промышленности, в Ноттингеме — в выделывании кружев; в Ланкашире — на ситценабивных фабриках; в Йоркшире — на производстве мануфактуры. Значительное количество детей в возрасте от 7 лет работало по найму на фермах Дорсета.
Отдельно нужно отметить труд детей на угольных шахтах. В 1810 г. средний возраст этих детей составлял 7,5 лет. Но наблюдались случаи, когда ребенок начинал работать с четырех лет. Таких детей из каждых четырех встречался один. А всего их количество колебалось между 15 и 20 тысячами: 10% из них начинали работать в 5 или 6 лет;
около 60% — в 7—9 лет; около 30% — в 10— 14 лет.
Что касается детей, определяемых как «ученики», то некоторые из них посещали школу нерегулярно. В 1830 г. основная часть детей успешно осваивали три «Rs», т.е. грамоту и элементы арифметики.
Воспитание
в семье было очень суровым, преимущественно
с использованием различных способов
наказания вплоть до физического. Все
было направлено подавление воли ребенка,
на безусловное подчинение его родителям.
Скудная пища, никаких игрушек, ледяная
спальня, суровая порка за шалости. Подавление
воли и самоуважения — главные особенности
такого воспитания. Пуритане считали,
что все дети по своей природе злые и поэтому
родители должны сдерживать их наклонности,
используя любые средства. Эта крайняя
кальвинистская точка зрения была развита
Уэслеем и унаследована евангелистами
в XIX в. В Англии XIX в дети были уголовно
наказуемы уже с семи лет8.
3.2. Специальное образование в Великобритании.
Специальное образование в Великобритании берёт своё начало в конце XVIII века с началом призрения бедных и неполноценных людей благотворительными организациями и религиозными объединениями. Этот процесс сочетал в себе и обучение, и охрану здоровья. Имеются сведения о нескольких изолированных учреждениях такого рода того времени, которые, в основном, занимались глухими или слепыми детьми. Начало 19 столетия явилось и началом образования слепых детей в специальных школах, однако, учреждения, в которых было организовано школьное обучение детей с сенсорными нарушениями появились несколько позже. Так, Королевский Национальный Институт для слепых был образован в 1868 году, а Королевский Национальный Институт для глухих людей в 1911 году.
Государство не принимало участия в обучении детей со специальными нуждами до конца XIX века. И только в 1893 году руководству школ в Великобритании вменили в обязанность обеспечение начальным образованием глухих и слепых детей. Через 6 лет администрации школ получили разрешение на обучение детей с физическими нарушениями, умственной отсталостью и детей, страдающих эпилепсией. Это указание стало выполняться только к 1914 году и касалось обучения умственно отсталых, а в 1918 году – и детей с физическими недостатками и с эпилепсией.
До 1944 года наблюдался общий рост численности специальных школ, но он происходил неравномерно. Обозреватели того времени отмечали, что качество и количество предоставляемого образования отличалось в разных частях страны. В одних случаях обучение было всесторонним, доброжелательным и велось опытными специалистами, в других- оно практически не осуществлялось, а качество преподавания было посредственным.