Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и всесторонне проанализировать суть понятия «этнография детства» на примере традиционных методов воспитания английских детей. Временной интервал исследования охватывает период, который начинается с рубежа XVII-XVIII веков и продолжается до современности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Генезис понятия детства………………………………………………………. 6
Формирование системы воспитания детей в Англии…………………………….6
Роль семьи в воспитании ребенка………………………………………………… 9

ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии. ……………………………………10

2.1. Целевая установка воспитательного процесса………………………………….. .10

2.2. Воспитание и развитие личности детей от рождения до года………… .. 12

2.3. Воспитание и развитие личности детей от года до 4-х лет…………………….. ..14

2.4. Формирование знаний и навыков у детей в английской культуре…………….. .16

ГЛАВА 3. Детский труд и образование в Великобритании ………………………….17
Принудительный детский труд. ………………………………………………..17
Специальное образование в Великобритании…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………… 23

Список литературы………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ИЕМ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА

     По  учебному курсу «История европейской  ментальности»

     на  тему: «Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов  Европы, на примере Англии». 
 
 
 

                  

                    
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

             Новосибирск – 2008

             ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Генезис понятия детства………………………………………………………. 6

    1. Формирование системы воспитания детей в Англии…………………………….6
    2. Роль семьи в воспитании ребенка………………………………………………… 9

ГЛАВА 2. Методика воспитания детей в Англии. ……………………………………10

2.1. Целевая  установка воспитательного процесса………………………………….. .10

     2.2. Воспитание и развитие личности детей от рождения до года………… .. 12

2.3. Воспитание  и развитие личности детей  от года до 4-х лет…………………….. ..14

2.4. Формирование  знаний и навыков у детей в английской культуре…………….. .16

ГЛАВА 3. Детский  труд и образование в Великобритании ………………………….17

    1. Принудительный детский труд. ………………………………………………..17
    2. Специальное образование в Великобритании…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………… 23

Список литературы………………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Впервые интерес к детству проявляется  в античной культуре в рамках философского подхода. В трудах Сократа, Платона  и Аристотеля оно рассматривается как период незрелости, который требует внимания со стороны общества для формирования личности. Само выделение детства в некий отдельный возрастной период говорит о начале осознания особенности этого явления.

     Гуманисты эпохи Возрождения уже видели в ребенке личность (Я. А. Коменский, Дж. Локк и др.). Однако лишь в эпоху Просвещения тема детства начала освещаться в европейской письменной традиции более полно. Именно «семейная» педагогика этой эпохи сформулировала понятие «детства» как общей фазы становления личности. Данное положение получило развитие в трудах К.А.Гельвеция, Ж..Ж. Руссо, Д. Дидро и др. в рамках философско-просветительского подхода.

     В XIX-XX веках детство стало предметом специальных отраслевых исследований в рамках философии, психологии, социологии, этнографии и этнологии. Культурные значения развития человека и детства в целом представлены положениями конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами, как,  В.Вундт, М.Кляйн, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс,  Э.Фромм,  К.Ясперс и др.

     Прежде  всего, детством заинтересовались этнография и психология. Этнографическая наука  изучала специфику отношения  к детству в разных культурах  и возникающие в связи с  этим механизмы инкультурации. В  русле этих исследований были выдвинуты  гипотезы о взаимозависимости детской и «основной» культур. Под таким углом зрения представлен материал в серии публикаций «Этнография детства». Этнографическое и этнологическое исследование феномена детства характеризуется интересом к особенностям детского периода и специфике инкультурации у разных народов. Основной фактический материал, а также основные положения этнографии и социологии детства связаны с именами М.Мид1, Э. Эриксона, изучавших детство традиционных обществ. Они постулировали уникальность базовой структуры характера у каждого народа. Для Э. Эриксона характерна тенденция обособленного рассмотрения одного из перечисленных элементов ухода за ребенком, например особенностей пеленания, подпадающего, по его мнению, «...под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры».

     Маргарет  Мид изучала организацию общества и системы воспитания детей у  разных народов, исследовала различия их представлений о взрослении и  учении, специфику их социальных стереотипов и, в общем плане, проблему сходного и различного в разных культурах. В центре ее интересов находились такие вопросы, как роль биологического и социального в формировании личности, взаимоотношений индивидуума и социума и т. д.

       М. Мид была первой среди культурантропологов, всю свою жизнь посвятила эмпирическим исследованиям мира детства. Ее книги, написанные на основе полевых исследований на Самоа, Новой Гвинее и других островах бассейна Тихого океана, открыли не только для специалистов, но и для широкого читателя методы воспитания, коренным образом отличающиеся от привычных для Европы и США.

     Одним из первых отечественных ученых определенную феноменологизацию детского быта осуществил Г.С. Виноградов2, отметив в нем наличие черт, не встречающихся у взрослых. Подражая старшему поколению, учась у него, дети, тем не менее, не копируют взрослую жизнь.

     С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций  среди прочих государственных  задач. Причем каждая эпоха  вносит свои  концептуальные  новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда  одна: воспитать всесторонне  развитую  личность, в  рамках достигнутого  прогресса, которая смогла бы  существовать в определенной  исторической  обстановке.  На систему, содержание и методы воспитания  в основном большое влияние  оказывают три фактора: хронологический, политический  и  географический.  Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства. Воспитание может создавать свободного и счастливого человека. Роль воспитателя заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь.

     Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

     Нравственное  воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления  личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения  человека  от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе  исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом  этапе  новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

      Однако  наличие объективных условий  само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете объективных закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой  и всеобщей формой этого развития.

      Целевая установка воспитательного процесса в Англии состоит в том, чтобы  каждого растущего человека сделать  борцом за человечность, что требует  не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

      Цикл  семейной обрядности – это важный компонент традиционной культур каждого этноса. Это составляющее регламентированных традиций обычаев и обрядов, обеспечивающих ритуальное оформление переломных событий, разделявших биосоциальный цикл жизни человека. Традиционное поведение людей в критические моменты их семейной и общественной жизни складывались столетиями в виде стереотипных обрядовых действий.

     Все вышесказанное обуславливает степень  изученности, актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса к изучаемой проблеме.

     Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать и всесторонне проанализировать суть понятия «этнография детства» на примере традиционных методов воспитания  английских детей. Временной интервал исследования охватывает период, который начинается с рубежа XVII-XVIII веков и продолжается до современности.

    Задачами  курсовой работы являются:

  1. Выявить методы воспитания детей в Англии.
  2. Проследить изменения методов воспитания в разные эпохи.
  3. Определить влияние семьи и общины на формирование личности ребенка.
  4. Проследить формирование знаний и навыков у детей в английской культуре.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Генезис понятия  детства.

1.1. Формирование системы  воспитания детей  в Англии.

    Изучение  истории детства первобытной  эпохи на этнографическом материале показывает, что, хотя период взросления у первобытных народов и протекает неодинаково, можно все же выделить некоторые его общие особенности: детский и взрослый статусы, как правило, строго разделены и точно определены; роли взрослых четко очерчены и не слишком многогранны; в обществе отсутствует представление о детстве, которому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых; общественные системы первобытных народов относительно просто структурированы, основаны на традиции и почитании предков, поэтому прошлое взрослых становится будущим для новых поколений. Механизм формирования взрослого человека основан на копировании.

    В архаических культурах прогресс в развитии ассоциировался с переходом  от социально, психологически  и физически незрелого состояния к зрелому, т.е. с практическим "отрицанием" детства. Эти представления находили отражение в так называемых обрядах перехода (В.И. Еремина и др.).

    В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части  на основе торговых поселений, становится решающей предпосылкой для возникновения особой детской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Характерной чертой является двойственность восприятия ребенка: в раннем Средневековье он считается от рождения причастным первородному греху, в позднем – воспринимается как «непорочный ангел». Вместе  с тем мир детства по-прежнему не существует как отдельное явление. Таким образом, представление о детстве как особой стадии жизни начинает складываться лишь к концу Средневековья.

    В XVII веке в Англии  в семейную жизнь  внедряется идея рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине. Функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни берет  на себя школа, назначение которой –  воспитывать примерных граждан и квалифицированных работников. Именно школа выводит детство за пределы родительского, прежде всего материнского, воспитания в семье. Таким образом, с появлением школьной системы начинается новый этап, характеризующийся переходом от внутрисемейного воспитания к общественному (государственному). В отличие от античности теперь воспитателем выступает не все общество, а специально сформированные структуры (воспитательные дома, школы и пр.)

Информация о работе Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Европы, на примере Англии