Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 00:30, реферат
В работе рассматривается какие изменения произошли в системе управления СССР в 1989 - 1991 гг. Дается характеристика основным учреждениям.
Введение………………………………………………………………..3 -5
1. Съезд народных депутатов…………..…………………………..6 - 10
2. Верховный Совет СССР………………………………………...11 - 17
3. Введение поста президента СССР……………………………...18 -23
4. Совет Федерации, Государственный Совет и Совет
безопасности СССР……………...………………………………...24 - 27
5. Кабинет министров СССР………………………………………28 -32
Заключение…………………………………………………………33 - 34
Библиографический список……………………………………………35
В соответствии с Законом СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» упразднена должность Первого
15 Закон СССР от 1 декабря 1988 года «Об изменениях и дополнениях конституции (Основного закона) СССР». Ст. 119.
заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Для организации работы Верховного Совета СССР создавался Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР в 1990 - 1991 гг. входили председатели Совета Союза и Совета Национальностей и их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР — по одному от каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один от автономных областей и автономных округов.
Всего прошло пять очередных и одна внеочередная сессии.
В соответствии с Законом СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», принятым Пятым Съездом народных депутатов СССР, с сентября 1991 года высшим представительным органом власти Союза ССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза.16
В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и народных депутатов союзных республик, делегированных высшими органами государственной власти этих республик. С учетом федеративного устройства РСФСР, она имела в Совете Республик 52 депутата. Другие союзные республики, имевшие в своем составе республики и автономные образования, дополнительно делегировали в состав Совета Республик по одному депутату от каждой республики и автономии. В целях обеспечения равноправия республик при голосовании в Совете Республик каждая союзная республика имела один голос. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по существовавшим ранее
16 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 13.
квотам (с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе) и по согласованию с высшим органом государственной власти союзных республик.17
Состоялась одна сессия нового Верховного Совета СССР. Открытие ее намечалось на 2 октября 1991 г., но фактически было осуществлено только 21 октября. Этот орган просуществовал еще меньше своих предшественников. В связи с ратификацией 12 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ, предполагавшего роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Федерация в этот же день приняла решение об отзыве своих депутатских групп из Верховного Совета СССР.18
Также
в соответствии с Законом СССР от 5 сентября
1991 года «Об органах государственной власти
и управления Союза СССР в переходный
период» должность Председателя Верховного
Совета СССР и Президиум Верховного Совета
СССР были ликвидированы.19
.
17 Закон СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Ст. 1 - 2.
18 История Отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / под ред. О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 2006. С. 441.
19 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 – 1991 гг. Историко-биографический справочник / сост. В. И. Ивкин. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. С. 14.
3. Введение поста президента СССР
Старые способы управления - через номенклатуру, путем применения террора — оказались невозможными. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС утратила значительную часть своего управленческого потенциала. В этих условиях М. С. Горбачев выступил инициатором введения нового для политической традиции СССР и России поста Президента СССР. Для того чтобы провести Закон о Президенте через Верховный Совет СССР, где у М. С. Горбачева было немало противников, Генеральный секретарь ЦК КПСС предложил в обмен на этот закон отменить 6-ю статью Конституции, провозглашавшую КПСС «ядром политической системы».
14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». По этому закону Президент являлся главой государства.20
На этот пост мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.
Президент СССР должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивался. Выборы Президента СССР считались действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным должен был считаться кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик. Также особо оговаривалось, что Президент СССР не может быть народным депутатом.21
Президент должен был обеспечивать взаимодействие органов власти и управления, ежегодно делать доклад Съезду народных депутатов СССР о
20 История государственного управления в России. // Учебник. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 356.
21 Закон СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста президента СССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Ст. 127.1
положении страны. Он представлял Верховному Совету высших должностных лиц — Председателя Правительства СССР, Председателя Верховного суда, Генерального прокурора и Председателя Высшего арбитражного суда СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент СССР возглавлял также Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. Президент также одновременно являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.22
По закону функции Президента СССР определялись так. Президент СССР:
1)
выступает гарантом соблюдения
прав и свобод советских
2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;
3)
представляет Союз Советских
Социалистических Республик
4)
обеспечивает взаимодействие
5)
представляет Съезду народных
депутатов СССР ежегодные
6) представляет Верховному
22 История государственного управления в России. // Учебник. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 357.
утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;
7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;
8)
подписывает законы СССР; вправе
не позднее чем в
9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
10)
координирует деятельность
11)
ведет переговоры и
12)
награждает орденами и
13)
решает вопросы принятия в
гражданство СССР, выхода из него
и лишения советского
14)
объявляет общую или частичную
мобилизацию; объявляет
15)
в интересах обеспечения
На основе и во исполнение Конституции и законов Президент издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны.
Президент СССР обладал правом неприкосновенности и мог быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение должно было приниматься не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.23
23 Закон СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста президента СССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Ст. 127.3
Если Президент не мог исполнять свои обязанности, его полномочия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, при невозможности — к председателю Совета Министров СССР. 26 декабря 1990 г. Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР.24
Информация о работе Изменения в высших органах власти в 1989 - 1991 годах