Италия при Муссолини: становление фашизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение становления фашизма в Италии.
Задачи для реализации данной цели:
- Выявить социально-экономические и политической основы зарождения фашизма в Италии;
- Проследить генезис фашизма в 20-е годы, а также раскрыть основные этапы фашизации Италии;
- Проанализировать роль фигуры Б. Муссолини – как идеолога и вдохновителя итальянского фашизма.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономические и политические
основы зарождения фашизма в Италии ………………………………….
Глава 2. Бенито Муссолини – основатель
идеологии фашизма ……………………………………………………….
Глава 3. Фашизация Италии: этапы становления ……………………….
§ 1. Зарождение и распространение фашистской
идеологии. (От отрядов до захвата власти) …………………………..
§ 2. Установление фашистской диктатуры (1922-1925 гг.) ………....
§ 3. От реорганизации государства до чрезвычайных законов ………...
§ 4. «Корпоративное государство» ……………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

история курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  подчеркнуть основное и своеобразное в Муссолини: он - человек революции, человек новейшей эпохи, а не реакционер или консерватор старого банального типа. Придя слева, он сохранил методы и самый "дух" своего прошлого в своем настоящем: это не индивидуальное отступничество, а социально-историческое знамение.

     В период роста рабочего движения Муссолини – рьяный социалист и противник войны. Он быстро выдвигается и становится даже редактором «Аванти!». В 1914 г., когда начался торг великих держав за вступление Италии в войну, Муссолини выступает за так называемый «активный нейтралитет», т.е. по существу за подготовку к войне. На деньги, полученные от французского банка, Муссолини основывает газету «Пополо д’Италия», которая становится рупором войны.28

     Начало  Первой мировой войны изменило судьбу будущего дуче. За пропаганду среди  народа идеи участия в войне в октябре 1914 г. Муссолини был исключён из Социалистической партии. В 1914-1915 гг. Муссолини примыкает к движению интервенционалистов, которое проводило агитацию за вступление Италии в войну на стороне Антанты. Надо сказать, что сам он не торопился начать воевать. Получив ранение в учебном подразделении, больше ни в одном бою не участвовал.

     Обращение к «социалистическому прошлому»  Муссолини позволяет лучше понять не только его личное движение к  фашизму, но проследить важные моменты  генезиса фашистской идеологии и самого движения. Понять причины выдвижения Муссолини на руководящий пост (редактора «Авнти!») помогает оценка А. Грамши. Обстановка, сложившаяся в итальянском социалистическом движении в тот период, «благоприятствующий бонапартизму, при которой люди более или менее идейно убежденные могли добиться высших руководящих постов в результате внезапных маневров, личных эфемерных успехов, достигнутых на каком-либо съезде партии или  в разгар выступлений. Никакой иной формы не существовало именно потому, что не существовало устойчивых группировок, тесно связанных с городским пролетариатом, т.е. наиболее революционным отрядом трудящихся масс»29.

     В т.н. «социалистический период» в  работах Муссолини начинают появляться теоретические концепции, которые впоследствии найдут свое отражение в «доктрине фашизма». Это – идея о массах, подчиненных воле вождей или элиты, «философия силы», миф о «решительном исцеляющем насилии».

     Взгляды на государство формировались у  Муссолини под влиянием идеи Ницше  «государство – это армия и бюрократия». Отсюда вытекала установка на захват государства.  

     Муссолини презирал народные массы, считая их «орудием для осуществления высочайших подвигов сверхчеловека»30. Беспощадную характеристику Муссолини дал в 1924 г. А. Грамши: «он был тогда – как и теперь, - концентрированным воплощением итальянского мелкого буржуа, полного ярости, жестокости, смесью всех отбросов, оставленных на национальной почве несколькими веками иноземного владычества и засилья попов; он не мог быть вождем пролетариата и стал диктатором буржуазии»31. К этим чертам характера Муссолини многие историки добавляют властный индивидуализм, неумеренное тщеславие, волю к власти, отсутствие твердых моральных принципов.

     Муссолини, встав во главе фашистской организации, не был банальным реакционером. Он сохранил демагогические методы и дух своего социалистического прошлого. Это был «артист действия», подстрекаемый личным честолюбием.

     Муссолини лучше социалистов учел опыт русской  революции - великий урок "массового  действия", преподанный ею политикам всех стран. Он понял все значение централизованного руководства в революционные времена, всю необходимость сочетать воедино убеждение с принуждением, или, по Сорелю, "мифа" с "action directe". Отсюда - военная организация политической партии с одной стороны, и широкая пропаганда, покоряющая массу, - с другой. Для пропаганды нужны лозунги, доступные и зажигающие, бьющие в сердца и, главное, попутные динамике определяющих социальных интересов эпохи. Эти лозунги нашлись у фашизма.32

     Линия преемственности между фашизмом и национализмом прослеживается также в одинаково враждебном отношении к пролетариату. На формирование фашисткой идеологии повлияли и программные установки итальянского футуризма, идеология которого основывалась на политической концепции «будущего», которая была нацелена на модернизацию или слом надстроечных элементов, препятствующих развитию капитализма. Отдельные компоненты футуристической программы были поглощены фашистской идеологией и особенно проявились в искусстве, пропаганде, насаждаемом режимом образе жизни.33

     В трудах П. Тольятти содержится  аргументация о генезисе фашизма и его идеологии. «Что мы обнаруживаем, анализируя фашистскую идеологию? Всего понемногу. Это  идеология эклектична. Но крайний  национализм – повсюду составная часть идеологии всех фашистских движений… Наряду с национализмом в этой идеологии есть и многочисленные заимствования из других идеологий. В частности из социал-демократической сферы».34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Фашизация Италии: этапы становления 
 

§ 1. Зарождение и распространение  фашистской идеологии. (От отрядов до захвата власти) 

     «В бурлящем Милане, в маленьком зале торговой школы на площади San Sepolkro, собралось несколько десятков человек: ардити, легионеры, экс-комбатанты. Их воодушевляли чувства патриотического гнева, ненависти к союзникам, презрения к собственному правительству, воли к национально-народной революции; большинство их пришло слева - от социалистов и синдикалистов».(Белоусов) Речь идет о собрании первых фашистов 23 марта 1919 года. На этом собрании было объявлено о создании новой политической организации “Fascio di combatimento” (в пер. «Союз борьбы»).

 

     Вначале эта организация насчитывала  всего несколько десятков человек. Постепенно она стала расширяться, главным образом за счет бывших фронтовиков: сочетание яростного национализма с социальной демагогией было характерно для всей деятельности фашистской организации.

     Настроения  довольно большой части бывших фронтовиков  имели общую специфику и особенности. В их сознании тесно сочетались националистические и революционные лозунги той  эпохи: «Нас предали» Союзники надругались над кровью, пролитой итальянцами в войне!», - такого рода настроения, питаемые шовинистической пропагандой, переплетались со стремлением к социальным переменам, выливались в смутные лозунги «спасения нации», «укрепления ее достоинства», «обеспечения героям окопов возможности воспользоваться революционными плодами войны».35

     Все это предопределяет переход части  бывших фронтовиков, в основном выходцев из мелкобуржуазных слоев населения, на позиции фашизма с его националистическими  и социальными лозунгами.

Мелкобуржуазность фашистов отмечалась А. Грамши: «Родившиеся  сразу же после войны «боевые  фаши» имели такой же мелкобуржуазный  характер, как и различные организации  бывших фронтовиков, возникшие в  это время»36.

  После войны многие фронтовики, разочаровавшиеся в войне, особенно политически малограмотные и  склонные во всех бедах винить парламент и демократию, а также стремившиеся военизировать гражданскую жизнь, организуют отряды «ардити» (смельчаков). Бенито Муссолини подыгрывал им, утверждая: «Я всегда был уверен в том, что для спасения Италии надо расстрелять несколько десятков депутатов. Я верю, что парламент – бубонная чума, отравляющая кровь нации. Ее нужно истребить»37.

     К фашизму устремилась часть интеллигенции, безболезненно отрекшаяся от идеалов  либерального государства. К нему примкнула часть чиновничества, досадливо следившего за «флиртом» государства с рабочими. Своего рода кульминационным моментом борьбы был сентябрь 1920 г. В это время массовое движение за захват фабрик рабочими со всей очевидностью обнаружило слабость и нерешительность социалистических партии, не сумевшей возглавить массовое движение. И в левых силах именно тогда произошел раскол, что явно сыграло на руку фашистам. С другой стороны, сентябрьское движение за захват фабрик усугубило кризис либерального государства.

     За  достаточно короткое время Муссолини  умело воспользовался конкретными  условиями послевоенной Италии и  добился превращения фашизма  в массовое движение. Он сумел заручиться поддержкой не только итальянской  монополистической буржуазии, банкиров, аграриев, но и руководства армией, королевского двора, Ватикана. После поражения движения рабочих за захват предприятий осенью 1920 г. фашизм предстает уже в виде движения, опирающегося на самые широкие массы, с одной стороны, и пользующейся поддержкой наиболее влиятельных групп правящих классов, с другой. Число фашистских союзов и их численность стала быстро расти (если осенью 1920 г. в стране было 200 фашистских союзов, то через год их число увеличилось более чем в 10 раз).38 Также свою решающую роль в обретении фашистским движением многочисленных сторонников среди среднего слоя  крестьянства, сыграли лозунги ИСП о призыве к экспроприации земельной собственности.

     Первый  съезд фашистских союзов, как уже  было отмечено, состоялся в октябре 1919 г. накануне парламентских выборов. Предвыборная тактика фашистов тогда претерпела полный крах. И на политических выборах, состоявшихся 6 ноября, фашисткой партии не удалось пробиться в парламент.

     24-25 мая 1920 г. в Милане на Втором  съезде фашистских союзов почти наполовину обновился их руководящий состав. Фашистские союзы насчитывали уже 27,4 тыс. человек и 3,7 тыс. в «студенческом авангарде».39

Итог  эволюции идейно-политической программы  фашизма был подведен на Третьем  съезде фашистских союзов в ноябре 1921 г., на котором Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национальную фашистскую партию - «Partito Nazionale Fascista») с новой, тщательно разработанной, хотя и менее радикальной программой. И за поразительно короткое время смог организовать массовое движение. К осени 1921 г. в Италии насчитывалось 2200 фашистских союзов, в которых состояло 310 тыс. членов.40

     В основу принятой программы партии была положена националистическая идея. Государство  и его институты, отдельные личности и группы – все подчинено интересам нации. Неоднозначно ставился вопрос о государственном регулировании экономики. Основные усилия государства, как отмечалось в программе, должны быть направлены на «избавление государственного баланса от непроизводительных затрат».41 Предполагалось передать в частный сектор убыточные для государства железные дороги, почту, телеграф, телефон. В целом создавалось впечатление, что на данном этапе фашистская партия придерживалась либералистских рецептов экономического регулирования. В программе отвергались дорогостоящие, неэкономические механизмы огосударствления, социализации, подчеркивалось, что «фашизм признает социальную функцию частной собственности, которая имеет свои права и свой долг».42 В программе были определены функции фашистских корпораций: «выражение национальной солидарности … и развитие производства». В целом социально-экономическая начинка программы фашистов отвечала интересам господствующих классов, и в первую очередь финансовой олигархии и крупной буржуазии. Программа была рассчитана на изменение политического режима, поэтому фашизм нашел поддержку со стороны крупного монополистического капитала.

     Фашистская  партия заявила также о готовности взять на себя обязанность по наведению  общественного порядка, «упорядочить необузданную борьбу интересов различных слоев и классов», по замечанию Б. Р. Лопухова, - эта идея буквально витала в воздухе.43 Контрреволюционная функция нашла свое наиболее яркое выражение в терроре, который фашизм обрушил в первую очередь против классовых организаций трудящихся. В период 1921-1922 гг. фашисты разрушили сотни помещений секций социалистической и коммунистической партий, профсоюзных организаций, были убиты многие рабочие активисты. Сопротивление фашизму имело в своей основе, прежде всего, сопротивление рабочего класса. Но эффект от этой борьбы снижался отсутствием в Италии единого антифашистского фронта.  Социалисты избрали тактику пассивного сопротивления и подписали с Муссолини «Пакт умиротворения» об отказе от насильственных форм политической борьбы.44

     На  выборах, прошедших 15 мая 1921, фашистское движение, ставшее более респектабельным  благодаря вступлению в избирательный  блок с Джолитти, завоевало 35 мест, а  представительство социалистов  уменьшилось со 156 до 122. Затем последовала серия перестановок в кабинете министров. Конфликты между коммунистами, социалистами и фашистами становились все более частыми. В августе 1922 состоялась всеобщая политическая антифашистская забастовка, которая в случае успеха могла повлиять на правительство и преградить фашистам путь к власти. Однако забастовка была сорвана. 

Информация о работе Италия при Муссолини: становление фашизма