Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:18, реферат
Казахстан - это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.
Казахстан в древнейшие времена
Образование казахской нации
Колонизация казахских степей Россией
Развитие Казахстана в годы советского режима
Новейшая история Казахстана
Краткий экскурс в историю Казахстана
Казахстан - это страна с
богатым историческим и культурным
прошлым. Расположенный в центре
Евразии, Казахстан оказался на перекрестке
древнейших цивилизаций мира, на пересечении
транспортных артерий, социальных и
экономических, культурных и идеологических
связей между Востоком и Западом,
Югом и Севером, между Европой
и Азией, между крупнейшими
КАЗАХСТАН В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
Иллюстрация к реконструкции М.Горелика
"Строительство погребального кургана для сакского вождя"
В первые века I-го тысячелетия нашей эры на территории степной зоны Центральной Азии процветала кочевая скифо-сакская цивилизация, памятники культуры которой сохранились до наших дней. Особенно впечатляют предметы быта и украшения, выполненные в "зверином стиле" из бронзы и золота, извлеченные из курганов в различных регионах Казахстана. Знаменита своей целостностью, красотой и изяществом гробница Золотого сакского воина, обнаруженная в городище Иссык, недалеко
от Алматы.
В последующие века в степях современного Казахстана сформировалась могучая гуннская держава, оказавшая огромное влияние на геополитическую карту мира той эпохи. Под ударами гуннских воинов Атиллы пала Великая Римская империя. Вместе с завоеваниями гунны принесли в Европу и культурные достижения, оказавшие значительный вклад в формирование современного облика культурного человека.
В дальнейшем преемниками
гуннов стали тюркоязычные племена,
создавшие несколько крупных
государственных образований - каганатов,
простиравшихся от Желтого моря на
Востоке, до Черного моря на Западе.
Эти государства отличались передовой
для того времени культурой и
основывались не только на кочевом
типе хозяйствования, но и создали
оригинальную городскую культуру, имевшую
богатую торгово-ремесленную
Важное значение имел и караванный путь вдоль берегов Сырдарьи, который вел в Приаралье и на Южный Урал, а также так называемая "соболья дорога" через Центральный Казахстан и Алтай в юго-западные районы Сибири, через которую весь Ближний Восток и Европа получали дорогую пушнину. На этих путях образовывались крупные города и торговые центры, наиболее известные из которых Отрар (Фараб), Тараз, Кулан, Яссы (Туркестан), Сауран, Баласагун и другие.
Великий Шелковый путь не только стимулировал развитие торговли, но и явился трансформатором передовых идей в области науки и культуры. К этой эпохе относится деятельность философа аль-Фараби(870-959), родившегося в Фарабском округе, прозванном на Востоке Вторым Учителем после Аристотеля за свои глубокие исследования в области философии, астрономии, теории музыки и математики. В XI веке здесь жил выдающийся филолог-тюрколог Махмуд Кашгари, написавший трехтомный "Словарь тюркских наречий" и обобщивший в нем фольклорный и литературный опыт тюркских народов. Здесь родилось "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание") Юсупа Баласагуни - известного поэта-философа, стоявшего у истоков современной социально-политической и этической мысли. К XII веку относится деятельность знаменитого на весь мусульманский мир поэта-суфия Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник поэтических мыслей "Диван-и-Хикмет" ("Книга мудрости"). Особенно примечателен факт напряженных и многоликих религиозных исканий в регионе. Разнообразна палитра религиозных конфессий, мирно сосуществовавших здесь на протяжении многих веков. Это и буддийские монастыри, и зороастрийские общины, и христианское течение несторианского толка, мусульманские мечети и суфийские ордена, причудливо сочетавшие свои проповеди с традиционным представлением тюрков - тенгрианством (культ Неба и других природных стихий). Все это впоследствии в синкретическом виде оказало влияние на мировоззренческий облик казахского народа.
Выдающимся наследием того времени является изящная городская архитектура. Архитектурные памятники - мавзолеи Арыстан Баба, великого суфия Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан) и Айша Биби (Тараз) сохранились до наших дней. Вместе с тем еще древнейшими кочевниками региона была изобретена совершенная для их быта и мировосприятия юрта (куполообразное, легко разбирающееся переносное жилище из деревянных решеток и войлока).
В 1221 году монгольские племена
под предводительством Чингисха
Большая часть нынешнего Казахстана вошла в состав Золотой Орды, улуса, который принадлежал наследникам Джучи, старшего сына Чингисхана. Казахские ханы впоследствии являлись его прямыми потомками и их прерогатива на верховную власть в стране не подвергалась сомнению. В период своего политического и военного могущества Золотая Орда оказала значительное влияние на становление русской государственности и в целом определила геополитическую расстановку сил в Восточной Европе. При этом Восток в ее лице стал донором и катализатором этнокультурных процессов в этой части света.
На рубеже XIV-XV в.в. на территории Южного Казахстана и Средней Азии образовалась могущественная империя Темирлана (1336-1405 г.г.), подчинившего своей власти огромные пространства Среднего Востока и Северной Индии. До сегодняшних дней прекрасно сохранились памятники архитектуры этой эпохи, богатые собрания книг из библиотеки Улугбека, религиозные и исторические трактаты, исследования путешественников, с восторгом описывавших достижения культуры государства тимуридов. / оглавление /
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ
Ко второй половине XV века в регионе начался процесс консолидации народов кочевой степи, сложившихся из многообразных этнокультурных субстратов на основе общей ментальности и образа жизни.
Стали образовываться первые казахские ханства, а к первой половине XVI века формирование единой нации завершилось. Этноним "казах" в переводе с древнетюркского языка означает "вольный, независимый" и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию.
В первые века своего существования
казахскому ханству под руководством
мудрых правителей-ханов Аз-Джанибека, Тауке-хана удава
Вся современная казахская духовная культура основана на знании и реконструкции лучших образцов поэтической импровизации и мудрости таких известных акынов и биев той эпохи как Асан-кайгы, Казтуган-жырау, Толе би, Айтеке би, Казыбек би, Бухар-жырау и других. В то же время, несмотря на этнокультурное единство, Казахстан представлял собой образец своеобразной "кочевой демократии" с неустойчивой политической структурой. Племена южного и юго-восточного Казахстана сформировали Старший жуз, племена средней части - Средний жуз, а племена западного Казахстана - Младший жуз. В состав племен входили роды, которые возглавлялись биями. Несколько родов подчинялись султанам - "торе" (потомкам Чингисхана). Во главе государства стоял хан, избранный из числа султанов-чингизидов представителями всех племен и родов казахской степи.
Кочевали казахи главным
образом в меридиональном направлении,
двигаясь вслед за теплом. При этом
каждый род имел свои строго определенные
маршруты кочевки, на которые другие
роды не имели права посягать. Таким
образом, существовала достаточно стройная
система родоплеменного землевладения
и землепользования, основанная на
цикличности природных
КОЛОНИЗАЦИЯ КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ РОССИЕЙ
В геополитическом плане, сложившись между двумя крупнейшими государствами Евразии - Китаем и Россией - кочевой Казахстан, всецело зависящий от природных процессов, стал объектом притязаний более устойчивых в экономическом и политическом смыслах оседлых соседей.
В XVII-XVIII веках, направляемые китайскими
богдыханами, джунгарские кочевые
племена разворачивают
Благодаря мужеству казахских
батыров, решительности хана Аблая, возг
Несмотря на героическое сопротивление колонизации края со стороны Кенесары хана, возглавившего народное ополчение, восстания Сырыма Датова, восстания в Старшем жузе и других, к 1871 году Казахстан как независимое государство перестал существовать. Аннексия южного Казахстана Россией в 1850 и 1860-х годах, как последний этап колонизации Казахстана, произошла после российской военной кампании против Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств, которые занимали тогда территории южного Казахстана.
Дальнейшая судьба Казахстана
в общих своих чертах связана
с европейской моделью
В первой половине XIX века все больше казахов переходит к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием, что объясняется отчуждением у казахов обширных плодородных площадей в пользу переселившихся русских крестьян из внутренних областей России. Экономика Казахстана все больше входила в орбиту хозяйственной деятельности России. На его территории начинают быстро развиваться многие отрасли промышленности, транспорт, торговля. Шло формирование национального рабочего класса, интеллигенции.
Вместе с бурными социально-
Трагична судьба следующего поколения казахских интеллектуалов, возглавивших национально-освободительное движение казахского народа и организовавших в 1917-1918 годах партию "Алаш" и правительство "Алаш-Орда", которые стремились к освобождению казахского народа от колониального ига и национальной независимости Казахстана. Это Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов,Миржакип Дулатов и другие, занимавшиеся не только политической деятельностью, но и осуществлявшие огромную культурно-просветительскую работу, литературно-публицистическую деятельность, научные исследования. Особенна роль выдающегося поэта-мыслителя Шакарима Кудайбердыева, проповедовавшего непреходящие общечеловеческие гуманистические ценности в своих изысканиях. Почти все они были репрессированы и расстреляны в годы Советской власти. / оглавление /
РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА
После большевистской революции 1917 года в Казахстане установилась Советская власть. Первая мировая и гражданская войны разрушили хозяйство всей страны. Зимой 1920-1921 гг. сильнейший джут привел к гибели почти половины скота. Лето 1921 года было неурожайным, начался голод. Только к концу 20-х гг. хозяйство Казахстана было восстановлено. В 1920 году Казахстан стал автономной, а в 1936 году - союзной республикой в составе СССР.