Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:47, реферат
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует политика создания благоприятного инвестиционного климата, связано это в первую очередь с тем, что государство нацелено на быстрый экономический рост, для реализации этой стратегии необходимы крупные капитальные вложения в экономику как страны в целом, так и в отдельные ее отрасли, тем более сейчас, когда принята долгосрочная Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, приоритетной задачей которой является отход от сырьевой направленности промышленности страны. Единственным источником таких огромных средств государство на сегодняшний день видит инвесторов, крупных институциональных и неинституциональных инвестирующих компаний. Кроме них, государство делает ставку на инвестиционные банки, занимающиеся подобными проектами.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует политика создания благоприятного инвестиционного климата, связано это в первую очередь с тем, что государство нацелено на быстрый экономический рост, для реализации этой стратегии необходимы крупные капитальные вложения в экономику как страны в целом, так и в отдельные ее отрасли, тем более сейчас, когда принята долгосрочная Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, приоритетной задачей которой является отход от сырьевой направленности промышленности страны. Единственным источником таких огромных средств государство на сегодняшний день видит инвесторов, крупных институциональных и неинституциональных инвестирующих компаний. Кроме них, государство делает ставку на инвестиционные банки, занимающиеся подобными проектами. В данном случае необходимо отметить, что наша страна была признана на международном уровне страной с благоприятным инвестиционным климатом и огромным потенциалом в развития экономики, этот факт практически гарантирует быстрое нахождение инвесторов на для вложения средств на осуществление новых проектов. Здесь необходимо отметить огромный личный вклад Главы государства Президента Н.А. Назарбаева, именно он направил Республику на этот курс развития, участие нашей страны во главе с ним в международных проектах убедило общественность в гарантированности вложений в нашу экономику.
На данный момент в нашей стране действует порядка 200 инвестиционных зарубежных проектов.
Что
касается республиканских инвестиционных
компаний и банков, то здесь действует
один крупный государственный инвестиционный
институт АО «Банк Развития Казахстана».
АО «Банк Развития Казахстана» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2001 года № 659 «О создании закрытого акционерного общества «Банк Развития Казахстана» во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 г. № 531 «О Банке Развития Казахстана» со 100% участием государства в уставном капитале.
Банк зарегистрирован в Комитете регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан 31 мая 2001 года в форме закрытого акционерного общества и 18 августа 2003 года в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан перерегистрирован в форме акционерного общества.
Единственным Акционером Банка является АО «Фонд устойчивого развития «Самрук Казына».
Целями Банка, согласно Закону, являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
Задачами Банка являются:
среднесрочное (на срок пять лет и более) и долгосрочное (на срок десять лет и более - до двадцати лет) кредитование инвестиционных проектов;
кредитование экспортных операций резидентов Республики Казахстан с целью стимулирования экспорта продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан;
стимулирование кредитования производственного сектора экономики Республики Казахстан путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами, а также софинансирования;
совершенствование механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых Правительством Республики Казахстан;
иные задачи в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 7 Закона для выполнения своих функций Банк осуществляет операции в национальной и иностранной валюте.
В соответствии со статьей 23 Закона и пунктом 8.1. статьи 8 Устава Банка органами Банка являются:
высший орган - общее собрание акционеров;
орган управления - совет директоров;
исполнительный орган - президент Банка развития;
контрольный орган - служба внутреннего аудита;
иные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Уставом и внутренними актами Банка.
Функции, полномочия и порядок деятельности
органов Банка определяются Законом и
Уставом Банка.
2.
Банк Развития Казахстана как основной
государственный инструмент инвестирования
на территории Республики Казахстан
Так как одним из принципов осуществления внутренней и внешней политики на территории Республики Казахстан является создание благоприятного инвестиционного климата в стране, политика в государстве направлена на создание конструктивных решений по созданию такового. Одним из таких решений и стал Банк Развития Казахстана. Кроме этого Европейский Экономический Союз и Конгресс США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. В сентябре 2002 года одним из ведущих международных рейтинговых агентств «Moody's Investors Service» Казахстану был присвоен кредитный рейтинг Ваа3, относящийся к категории инвестиционных.
Как правило, государственные институты развития выполняют свою роль на определенном этапе исторического развития страны. После чего цели и задачи могут меняться, трансформироваться в зависимости от изменения состояния самой страны, ее экономики, по этой причине и был создан Банк Развития, невзирая на отрицательный мировой опыт. При создании Банка Развития Казахстана в 2001 году были учтены прошлые ошибки, а также рекомендации Всемирного банка. Одна из проблем государственных институтов -- это неэкономическое влияние на политику банка, когда правительство настаивает на кредитовании нерентабельных проектов. При создании БРК сразу было определено, что деятельность будет регулироваться отдельным законом «О Банке Развития Казахстана», в котором четко очерчены границы полномочий и возможные случаи вмешательства государственных органов в деятельность банка. И это позволяет успешно противостоять имеющим иногда место попыткам повлиять на инвестиционные решения банка. Помимо закона о банке, функции БРК, наряду с остальными национальными институтами развития, достаточно подробно расписаны в государственных стратегических программах развития Казахстана. Это стимулирование определенных не сырьевых отраслей экономики на основе средне- и долгосрочного кредитования. Поэтому на ближайшее десятилетие наши задачи ясны и понятны.
Если говорить о мировой практике государственных институтов развития, то можно найти достаточно много положительных примеров. Это в частности, Банк развития Турции, Сингапура и другие аналогичные институты, входящие в Ассоциацию ADFIAP, членами которой мы также являемся. Государственный банк «Мауритиус» признан одним из лучших коммерческих банков Сингапура, который сыграл значительную роль в развитии страны. Подходы Индонезийского Банка «Ракьят» по кредитованию малого бизнеса признаны одними из лучших в мире. Процентная ставка по кредитам в этом банке покрывает расходы банка и на фондирование и накладные расходы. Даже во время азиатского кризиса возвратность по кредитам была высокой (90%) благодаря тесному контакту банка со своими клиентами, наличию у персонала стимулов для поддержания уровня возвратности в рамках децентрализованной ответственности. Не вызывает сомнения успешный опыт Всемирного Банка, АБР, ИБР.
Деятельность Банка Развития Казахстана обусловлена тем, что пока наша банковская система не может обеспечить предоставление долгосрочных кредитов предприятиям в приоритетных секторах экономики в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. Она еще не способна осуществить программу экономического оздоровления структурообразующих промышленных предприятий. По мере того, как частные банки будут способны в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных и стратегически важных для страны проектах.
Для избежания повтора чужих ошибок был изучен различный опыт как негативного, так и успешного плана. Законодательно достаточно четко определены правила функционирования банка. Например, запрещено использование уставного капитала для кредитования проектов, мы не кредитуем нерентабельные проекты и проекты без залогового обеспечения, у нас запрещено кредитование по субсидированной ставке. Таким образом, Банк Развития Казахстана работает практически как коммерческий банк, который имитирует рыночные условия там, где их еще нет или они не могут быть обеспечены. Его проекты открывают путь для коммерческих банков, которые успешно расширяют свои инвестиционные горизонты и идут дальше. Банк Развития предоставляет самую низкую стоимость заимствования, после его выхода на рынок коммерческие банки также стали занимать на более выгодных условиях и снижать свои ставки. Самая минимальная маржа Банка Развития -- 1,4-1,5%, а не 5-6% как в коммерческих банках. Это достигается привлечением дешевых займов на базе высокого уровня капитализации и высоких кредитных рейтингов БРК. Кроме того, у нас статус финансового агентства, работающего над решением государственных задач, и потому наши облигации не облагаются налогом. Государство, стимулируя наше участие в крупных проектах с невысокой ставкой, кредитует БРК из бюджета.
В соответствии с Законом «О Банке развития Казахстана» главной целью деятельности Банка развития является развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности.
Сегодня Банк Развития работает примерно с 40 проектами, при этом обеспечивает четвертую часть инвестиционного портфеля всей страны. Объем одобренных проектов составляет почти 700 млн. долларов, что равноценно примерно 2% ВПП. При этом кредитует не юридические лица, а только сам проект. То есть, не финансирует просто компанию N, он инвестирует создание нового производства, основных фондов, модернизацию оборудования этого предприятия, создание конкретного количества рабочих мест.
Тем не менее Банк Развития не испытывает недостатка в проектах соответствующих масштабу его деятельности. В свое время банк начинал с 5 миллионных кредитов, в прошлом году вышел на 8-10 млн., а сегодня уже работает с кредитами в 20-30 млн. долларов. Это цифры только по выданным кредитам, а стоимость самих проектов значительно выше. При этом для банка важно не количество проектов, а их качество и увеличение масштабности. Хотя надо отметить, что количество проектов тоже растет. Есть определенные проблемы с подготовленностью проектов, их соответствием требованиям инвесторов. Для банка это означает поиск новых подходов и технологий в работе с заемщиками и проектами. Сегодня он фактически занимаемся консалтингом, начиная от появления идеи, которую банк совместно с заемщиком и возможными партнерами обсуждаем, до полноценного проекта -- рентабельного, эффективного, с грамотным менеджментом. На сегодняшний день это правильный подход к проблеме дефицита готовых проектов -- выявлять, инициировать и доводить до проекта инвестидеи.
Условия работы банка гораздо жестче, чем для коммерческих банков. БРК придерживается более строгих пруденциальных показателей, чем коммерческие банки. Соотношение заемных и собственных средств равно 1:1. Следовательно, коэффициент адекватности капитала банка равен приблизительно 50%, в то время как для коммерческих банков достаточно иметь 6%. Банки развития Китая, например, придерживаются 20%. Банк Развития Казахстана не имеет права использовать для кредитования собственный капитал, и поэтому заимствует средства на мировых рынках капиталов, которые очень чувствительны к любым колебаниям в политике банка. Кроме того, банк, так же как коммерческие банки, придерживается принципов доступности, независимости принятия решения при инвестировании, совершенствуем риск-менеджмент и развивает информационные технологии, кредитные продукты банка просты и понятны. Отличие, пожалуй, в том, что банк не преследует цели получить прибыль -- для него достаточна неубыточность банка, он не выплачивает дивидендов своим акционерам. В соответствии со статьей 18 закона о БРК: «Чистый доход Банка развития направляется исключительно на формирование резервного капитала по итогам утверждения годового отчета Банка развития».
Можно сказать, что Банк развития -- это эффективный проект государства в области стратегического и долгосрочного решения задачи координации инвестиций в экономику. Поэтому в обозримом будущем у Банка не предполагается появление негосударственных учредителей.
Банк использует опыт, накопленный мировыми институтами развития. Взаимодействие Банка с государственными органами строго регламентировано законом. Влияние государства ограничивается участием в Совете директоров представителей Президента Республики Казахстан и Правительства Казахстана. Совет директоров принимает решение об одобрении или отзыве кредитов, устанавливает лимиты, рассматривает программные внутренние документы. Правительство в Меморандуме об инвестиционной политике БРК устанавливает приоритеты не на уровне проектов, а отраслей, сфер экономики. В выборе проектов банк полностью самостоятелен.
В 2005 году Банк начнет реализацию 6 проектов, в их числе:
проект по производству модернизированного двигателя АМЗ-МАН и созданию сети сервис-центров по обслуживанию сельскохозяйственной техники (Костанай, АО «Агромашхолдинг») на сумму 40 млн. долл., из них кредит БРК -- 20,2 млн. долл.;
линия по производству книжной продукции (Астана, АО «Астана-Полиграфия») на сумму 13,5 млн. долл. со 100-процентным финансированием БРК;