История таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности. Основные направления таможенной политики. Проблемы таможенной политики.

Содержание

Введение
1. Сущность таможенного дела.
2. Содержание и сущность таможенной политики.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История таможенного дела.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      20 января 1667 г. был заключен Андрусовский договор между Россией и Речью Посполитой. По этому договору Московское государство получило Смоленское воеводство, Стародубский повет, Черниговское воеводство, а также Киев и Левобережную Украину. Таможенные отношения между Московией и Речью Посполитой регулировались на основе правил таможенной политики, разработанных А. Л. Ординым-Нащокиным, руководителем Посольского приказа при Алексее Михайловиче.

      Подробно изложены взгляды на содержание таможенной политики в Новоторговом уставе 1667 г. На этот устав обращает внимание Н.Н. Шапошников, связывающий появление таможенной политики на Руси именно с выходом в свет Новоторгового устава3. Однако это достаточно спорный вопрос. Ранее нашими исследованиями было доказано, что начало таможенной политике, во всяком случае ее элементам, было положено в Древнерусском государстве уже в VI-IX вв.

И.М. Кулишер, рассматривая основные вопросы международной торговой политики, анализирует соотношение торговой политики с таможенной. Он пишет, что органом торговой политики "является не только государство, но и всякого рода общественные организации"1. Что же касается таможенной политики, то ее "государство всецело монополизирует в своих руках, не может разделять ее ни с какими иными органами. Напротив, в иных вопросах ему приходят на помощь области, провинции и города, биржевые комитеты, экспортные союзы, торговые палаты и т. д.".

      Рассматривая общий характер таможенных пошлин и таможенных тарифов, И.М. Кулишер приходит к заключению, что таможенная политика на девять десятых – это политика импортных пошлин, политика поощрения собственной промышленности. Она отличается торгово-охранительным характером и подчас обоснована не только экономическими, но и политическими соображениями государства.

      Говоря о влиянии протекционизма и фритредерства на таможенную политику в связи с импортными пошлинами, Кулишер обращает внимание на такой элемент этой политики, как "таможенная охрана" и ее целесообразность для укрепления производства. "Таможенный протекционизм, – пишет он, – воздвигает высокие стены, чтобы иностранные товары не проникли в страну, охраняя сельское хозяйство и промышленность от опасных для него иноземных врагов".

      Суммируя изложенные взгляды, напрашивается вывод, что в основе формирования таможенной политики должно лежать разумное сочетание элементов протекционизма и фритредерства.

      Несколько упрощенно рассматривал таможенную политику экономист, специалист в области внешней торговли Н.Г. Петров. Он пишет: "Когда говорят о торговой политике, то в первую очередь разумеют под нею таможенную политику. Так называется система мероприятий, проводимых государством по отношению к иностранным или своим товарам, когда они пересекают границу". Такой подход к определению таможенной политики не дает полного представления о всех ее сторонах, ограничиваясь лишь некоторыми составляющими.

      В одном из выступлений на Менделеевских чтениях 18 июля 1998 г. таможенная политика была определена как форма "осуществления суверенитета государства, объектом которой является перемещение через государственную границу материально-воплощенной собственности".

      Анализируя взгляды на содержание таможенной политики, можно сделать вывод, что на ее определение в разные периоды оказывали и оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы.

      Таможенная политика в современных условиях – это разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

     На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой -- основное направление развития таможенного дела России на современном этапе.

     За реализацию таможенного законодательства отвечают таможенные органы, которые представляют собой государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. В ведении таможенных органов находится организация и осуществление таможенного дела в стране. Без эффективной деятельности данных органов исполнительной власти немыслима активизация внешнеторговых связей российской экономики. Важнейшей целью таможенных органов является максимальное содействие международным экономическим отношениям и как следствие ускорение товарооборота. При этом полная либерализация внешней торговли в силу ряда объективных факторов в настоящее время невозможна, казна государства не готова к отмене экономических барьеров на торговых путях. Поэтому функция пополнения федерального бюджета для таможенных органов, бесспорно, является разумной, так как несущие опоры каждого государства - это налоги, сборы и таможенные платежи (в большинстве стран федеральные ведомства доходов объединены).

     Также перед таможенными органами стоит не менее важная задача, заключающаяся в осуществлении правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, заключающееся в проведении предварительного расследования в таможенной сфере, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и другими действиями.

     Созданию оптимальной модели таможенной службы, способствующей расширению внешнеторговых связей, способствовал Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года.

     Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющим экономики всех государств планеты.

     Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. // Право и политика. – 2002. – № 1

2. Бодрилина В.П. Исторические вехи организации Центрального таможенного управления в России // Таможенные ведомости. – 1995. – № 11. – С.107-113.

3. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 1. – С.159-165.

4. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 2. – С. 117-123.

5. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной службы". М., ИНФРА-М, 1990.

6. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.

7. Основы таможенного дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО РТА, 1995.

8. Таможенное дело в России: Сб.документов и материалов.Т.1:907-1721/ Сост. В.А.Шамахов и др. М.: ИПО Автор, 1996

9. Таможенный кодекс РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.

10. Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93г. № 5003-1 в редакции федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 № 185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 № 32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.

11. Бакаева О.Ю. Таможенное право. М., 2003.

12. Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права РФ. М., 2002.

13. Габричидзе Б.Н. Таможенная служба в РФ. М., 1993.

14. Карташов Г.А. Основы таможенного дела. Н.Новгород, 1998.

15. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право. М., 1998.

 

 



Информация о работе История таможенного дела