Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:37, курсовая работа
Уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности. Основные направления таможенной политики. Проблемы таможенной политики.
Введение
1. Сущность таможенного дела.
2. Содержание и сущность таможенной политики.
Заключение
Список используемой литературы
Весьма интересные мысли о протекционизме и свободной торговле изложены в труде профессора И.И. Янжула (1845-1914). Он считал, что государственное невмешательство и свобода торговли не являются общим законом человечества. Они приведут к экономической гегемонии народов, у которых промышленность успела развиться над народами с менее развитой промышленностью.
Отстаивая протекционизм, Янжул пишет, что принцип невмешательства применительно к международным промышленным отношениям выгоден для народов с развитой промышленностью, т.е. в тех странах, где сложилась своя экономика и торговля, как это имело место в Англии. Но для экономически развитых государств необходимо существование стран, предоставляющих хлеб, сырье и свободный допуск иностранных товаров на свои рынки. Тогда для промышленно развитых стран появляется возможность экономически подавлять менее развитые страны, причем это становится привлекательным промыслом.
На примере США автор показывает, что проведение политики строгого протекционизма позволило стране гармонично развивать земледелие и промышленность. Используя возможности покровительственной и вывозной пошлины, США быстро богатели, чего не наблюдалось в Аргентине и Бразилии, которые развивали лишь свое земледелие и не прилагали усилий для развития промышленности.
Вместе с тем Янжул делает заключение, что протекционизм применительно к определенным товарам может быть полезен только в случае существования в данной стране всех естественных условий для развития того вида промышленности, который способствует возрождению в ней внутренней конкуренции.
Обоснование протекционизма и его необходимости в России дали в своих работах И.М. Кулишер, М.Н. Соболев, Н.Н. Шапошников3. Последний посвятил исследованию протекционизма, его теоретическим и практическим аспектам специальный труд.
М.Н. Соболев приходит к выводу, что для России второй половины XIX в. был характерен не протекционизм, а фискализм. С этим следует частично согласиться. Изучение двух тенденций в экономике, торговле, таможенном деле в России показывает, что протекционизм, вспыхнув, как искра, при Петре I, быстро погас и на короткое время появился лишь в 20-40-е годы XIX в., а затем снова уступил место фритредерству, кратковременно проявляясь лишь в 1877, 1891, 1903 гг., но к этому времени многие западные страны уже перешли к фритредерству, а Россия так и оставалась страной с недостаточно развитой промышленностью. Своеобразный подход и трезвая оценка сложившегося экономического положения в России прозвучали 1 сентября 1893 г. на общем собрании "Высочайше утвержденного общества для содействия русской промышленности и торговле" в докладе его председателя М.И. Кази "По поводу таможенной войны с Германией". Он дал глубокий и всесторонний анализ экономического развития страны. Находясь на протекционистских позициях, Кази обосновал пути выхода России из состояния экономической отсталости: в торговле со странами, которые перешли к фритредерству и достигли высокого уровня развития, Россия должна придерживаться протекционизма, а со странами, стоящими ниже ее по уровню экономического развития, необходимо поддерживать свободную торговлю. В его выступлении прозвучали любовь к отечеству, уверенность в его прогрессивном развитии. "Обладая огромными запасами девственных плодородных земель, наделенная от природы всеми условиями для разнообразнейшей промышленно-торговой деятельности и всеми естественными богатствами, еще далеко не исследованными и едва разрабатываемыми, – говорилось в докладе, – Россия располагает всеми средствами для удовлетворения требованиям самой высокой культуры. Возросшие и усложняющиеся потребности такого обширного государства и 120-миллионного населения с большим ежегодным приростом населения (1,07 %) обеспечивают самое широкое развитие всех видов внутренней производительности, а выгоды географического положения между Европой, из которой от нас зависит черпать, в мере надобности, недостающие нам знания, опыт и капиталы, и Азией, с которой мы граничим на протяжении более 12 тыс. верст, указывают России ее призвание на Востоке и открывают обширнейшее поприще для экономического преобладания и политического влияния". Далее докладчик обосновал точку зрения, что свободная торговля неприемлема для России и многих других государств до того времени, пока страна не достигнет высокого уровня развития экономики.
Видные представители русской интеллигенции неоднократно высказывались по поводу основных направлений таможенной политики. Писатель С.Т. Аксаков (1791-1851), оценивая введение протекционизма в России в соответствии с тарифом 1822 г., подчеркивал важность протекционизма для прогресса общества и интеллектуального развития нации.
Писатель и общественный деятель Н.Г. Чернышевский в статье "Капитал и труд", опубликованной в журнале "Современник" за 1860 г., писал, что ничего искусственного не создается, "а все создается естественным образом... Ведь и протекционистская система – явление совершенно естественное в известных обстоятельствах".
Для рассматриваемого периода характерной была поляризация взглядов. Против протекционистов выступали фритредеры.
Классическим представителем новых фритредеров в России являлся Я.А. Новиков. В своей книге "Протекционизм" он, по сути, обрушился на тех, кто отстаивал охранительную систему в таможенной политике, и сделал попытку на конкретных примерах показать вред протекционизма. "Протекционизм, – писал Новиков, – налагает дань на всех потребителей. Он дает возможность одним лицам брать постоянный оброк с других, протекционизм – это не что иное, как несколько смягченная форма рабства".
И далее Новиков приходит к весьма интересному заключению о том, что производитель, охраняемый таможенной пошлиной, – господин, в пользу которого все покупатели его продукта должны платить постоянную контрибуцию, промышленник, охраняемый покровительственной пошлиной, есть не что иное, как монополист, не несущий никаких обязательств. В этой связи он делает вывод, что таможенная пошлина является взаимным обиранием.
Весьма убедительно рассуждение автора о путях развития США и России. По его мнению, приводя пример о том, что США добились высокого уровня экономического развития благодаря жесткому протекционизму, многие не учитывают ряд важных обстоятельств. Во-первых, американцы поощряли прилив иностранных капиталов и рабочей силы. Только в 1881 г. эмиграция в США составила 800 тыс. человек, т.е. косвенным образом практиковалась свободная торговля. "Мы же, русские, затрудняем привоз как иностранных товаров, так и рабочих, и капиталов. Понятно, что мы богатеем медленно".
Новиков не отрицает важности участия таможен в фискальном сборе и, говоря о таможенном доходе, на конкретных и убедительных примерах показывает их долю в государственных доходах.
В США таможенные доходы составляли 60 % всех государственных доходов, в Германии соответственно 31, Италии – 16, Англии – 14, Франции – 10 %1. Утверждается, что главными статьями доходов являются жизненные припасы. Англия, проводя фритредерскую политику, в 1890 г. получила 175 млн руб. таможенного дохода, т.е. в 2 раза больше, чем Россия. Он констатирует, что пошлины на жизненные припасы можно рассматривать как налог на потребление, а свободная торговля есть естественная форма экономических отношений, тогда как протекционизм – искусственная.
Таким образом, таможенная политика России вырабатывалась с учетом теоретических воззрений протекционистов и фритредеров и в соответствии с конкретными экономическими условиями страны, сложившимися традициями, внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктурой.
Для нее были характерны подъемы и спады. На формирование таможенной политики оказывали влияние различные сословия и классы русского общества, а также внешнеполитические отношения с сопредельными странами.
1. Сущность таможенного дела.
Таможенное дело, по утверждению историков, зародилось в глубокой древности, в период, когда в результате развития экономики начался процесс разделения труда, вызвавший повышение его производительности. Рост производительности труда привел к появлению излишков товаров. На этой основе осуществлялся обмен, а затем и купля-продажа. Появилось особое сословие людей – купцы, занимавшиеся куплей-продажей товаров. Объективно возникали и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место торговли и т. д. Но это были еще не таможенные сборы в нынешнем понимании, а лишь налог, пополнявший казну города или государства, т.е. фискальный сбор. Ближе к таможенному сбору была плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товара. Здесь просматривается связь таможенного дела с финансами.
Развитие государства привело к созданию его институтов – администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Пошлины на привозные товары устанавливались по-разному и колебались от 0,01 стоимости товара до 0,1, т.е. зависели от решения того или иного административного органа и сложившейся торговой конъюнктуры.
Это подтверждается историческими примерами.
В III в. до н. э. в г. Тарифа, в нынешней Андалусии, в провинции Кадис на юге Испании, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города "тариф", упорядочивающий сбор пошлин.
Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры. Древние государства, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Появление тарифа породило новое явление – составную часть таможенного дела – таможенную пошлину, которая носила объективный характер и требовала систематического учета.
С.В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. "В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т.е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров".
Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям.
Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и свою негативную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше цены на ввозимые товары, а в это же время на рынок контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Государство от этого проигрывало, поскольку казна недополучала денежные поступления. Эти процессы происходили не только в Карфагене, но и в других государствах Средиземноморья, что стало одной из причин падения древних государств.
Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило в конечном счете к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары2.
В начале XII в. во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф.
Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.
Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государства. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.
В VII-XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.
На протяжении многих столетий местные власти и правители государств стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.
В V в. на Рейне было 64 таможенных заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, – 77. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство.
В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: "Тебе как и другому". Но это была лишь внешняя сторона.
В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.
В XV-XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.
Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой – вне+шней и внутренней политики на таможенное дело. Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.
Первоначально государство обращало внимание на субъект торговли. Проблема внешнеторговой политики заключалась в отношении государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами, т.е. в правовых нормах. "Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей или купцов".