История таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности. Основные направления таможенной политики. Проблемы таможенной политики.

Содержание

Введение
1. Сущность таможенного дела.
2. Содержание и сущность таможенной политики.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История таможенного дела.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      Таможенное дело развивалось по своим законам. Этот объективный процесс проявился в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств и стал одним из механизмов регулирования внешней торговли и экономики в целом, стабилизации финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание и сущность таможенной политики.

      Таможенная политика, в отличие от таможенного дела, является производным и во многом субъективным явлением. Она относится к государственным функциям и формирует стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями, на основе таможенно-тарифных правил.

      Проблемы таможенной политики нашли освещение в трудах ученых, историков, экономистов, юристов, финансистов в XIX-XXI вв.. Изучение и анализ содержания этих работ показывают отсутствие единства взглядов на определение сущности таможенной политики, хотя все сходятся в одном, что таможенная политика формировалась под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении задач регулирования внешней торговли, т.е. с учетом объективных и субъективных факторов.

      Из всего сказанного напрашивается вывод, что таможенная политика охватывает широкий спектр направлений. Это не только деятельность государства в осуществлении внешнеэкономических связей, но и составная часть проявления его суверенитета и предмет особой заботы законодательной и исполнительной власти.

      В этой связи существует целый ряд признаков, характеризующих таможенную политику, ее направленность, возможность оказывать влияние на решения внешнеэкономических проблем и осуществление намеченных страной планов.

      Но это лишь часть задач таможенной политики, ее внешняя сторона. Главное – это влияние таможенной политики на формирование таможенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Положительный эффект достигается тогда, когда таможенная политика строится на объективных таможенных законах, а выработанный государством таможенный тариф является концентрированным выражением такой объективной таможенной политики. Таможенная политика, ее стратегия и тактика обеспечивают реализацию государственной экономической и торговой политики.

      Исторический экскурс в глубь веков показывает, что таможенная политика появилась с возникновением государств. Знание ее истории помогает сотрудникам таможенных органов профессионально мыслить, находить аналоги и прецеденты и принимать правильные решения с учетом накопленного исторического опыта. Таможенная политика формируется на основе научной методологии, знания законов таможенного дела и их использования в решении проблем экономики, финансов и международной торговли.

      Понятие таможенной политики как системы государственных экономических и правовых мер таможенного регулирования торговли Древнерусского государства с сопредельными странами в контексте таможенного дела сложилось в давние времена. Это подтверждается письменными источниками, содержанием книг арабских и персидских авторов, в которых даны сведения о русско-византийском договоре 60-х годов IX в., а также русско-византийских договоров IX-XII вв. Так, в "Книге путей и государств" Ибн-Хордадбеха сообщается: "Что же касается пути купцов русов, а они принадлежат к славянам, то они вывозят меха бобров, меха черных лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румскому морю (здесь – Черное море, но обычно у автора это Средиземное море), и царь Рума берет с них десятину". Сообщение Ибн-Хордадбеха подтверждает арабский географ Ибн-Хаукаль: "Склад для торговли Руси – всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, взимаемой хазарами".

      С. Кириллин пишет, что в раннесредневековом Киеве имелась улица под названием "Пасынча беседа" (сборщик налогов), по-другому – "Резиденция сборщика налогов", т.е. специальный орган сбора пошлин. Ставка пошлины не превышала 10 % от стоимости товара.

      Включение Руси в систему торгово-таможенных связей происходило на основе традиций, сложившихся ранее и получивших развитие в этот период. В совокупности они и представляли таможенную политику.

Характер таможенной политики Киевской Руси отражался на торговле с зарубежными странами. Это подтверждается мытным уставом города Раффелылтеттена (Австрия), составленным в 903-906 гг., в котором содержатся нормы, регламентирующие сбор пошлины с киевских товаров. "Что касается славян, которые приходят из Ругов (из Руси) или из Богемов (Чехия) ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида = 2 динариям4), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же с каждой кобылицы".

      Торговля с Византией и другими странами была предметом постоянной заботы Руси и осуществлялась на основе правил, разработанных государством и положенных в основу договоров Киева с Византией.

Между Русью и Византией сложилась система таможенно-тарифного регулирования торговли, действовавшая на основе договоренности и совместно выработанных правил, которые можно назвать таможенной политикой.

      Первые договоры с Византией, сведения о которых дошли до наших дней, были заключены в 860 и 874 гг. Договор 874 г. заключен с соблюдением всех формальностей того времени. Его текст зафиксирован в византийских и древнерусских источниках, в частности, в Никоновской летописи6. В нем содержатся положения о правилах взаимной торговли между Киевом и Византией, т.е. уже прослеживаются элементы таможенной политики.

      В договоре 907 г. изложены нормы, регулирующие взаимоотношения государств в области торговли и таможенных обрядностей (пошлин). Очевидно, что договор лишь зафиксировал и объединил нормы, ранее уже встречавшиеся в прежних договорных документах.

      Русь получила право беспошлинной торговли в Византии ("да творять куплю, якоже им над обе, не платече мыта ни в чем же"), а сверх того – "уклады" (в виде шестимесячного довольствия хлебом,

вином, мясом, рыбой, фруктами) приезжающим в Византию русским купцам. Им была предоставлена льгота – мытье в банях, что рассматривалось как большая уступка.

      По настоянию византийцев торговать в Византии разрешалось только с ведома русского князя, который скреплял документ княжеской печатью. До заключения договора русские торговцы уплачивали торговую пошлину византийскому императору в размере 10 %.

      Договор был подготовлен на основе русского и византийского права, т.е. международных правил о торговле. "При заключении договора 907 г., – писал В.В. Сокольский, – обеими сторонами имелись в виду преимущественно торговые выгоды, а о необходимости установления сложных правил для разрешения могущих возникнуть... споров никто не думал".

      В договоре просматриваются взаимоотношения государств и в других областях деятельности. В частности, оговаривался вопрос службы "русских воев в византийском войске".

      Значительно расширились договорные отношения между странами в договоре 911 г. В тексте договора есть положения об оказании взаимной помощи при кораблекрушениях и сохранности провозимых товаров.

Договоры 907 и 911 гг. обеспечивали торговлю Руси с Византией на три десятилетия, хотя на практике не все проходило гладко. Начиная с 30-х годов X в. Византия в ряде случаев отказывалась платить дань Руси и стремилась ликвидировать беспошлинную торговлю по той причине, что Русь вынуждена была поддерживать воевавшую с Византией Хазарию, от которой была зависима.

      По мнению ученых (Л.Н. Гумилев и др.), войны Руси с Византией 941 и 944 гг. происходили ради военной добычи и доступа на выгодные рынки.

      Несмотря на то, что в 941 г. Игорь потерпел поражение, в 943 г. он снова пошел в поход на Византию. Греческие послы встретили его на Дунае и предложили мир. При заключении договора 944 г. Игорю не удалось добиться желаемого. Согласно договору, русские купцы имели право торговать в Византии, лишь имея специальную грамоту, причем сумма, на которую они могли купить товар, составляла 50 золотых. Также устанавливались квоты для вывоза тканей. Византийское правительство тем самым регулировало торговлю нетарифными мерами, ревностно отстаивая свои интересы.

      В договор 944 г. не был включен пункт о предоставлении русским купцам беспошлинной торговли в Византии (беспошлинная торговля была исключением для Руси), а после заключения договора все вошло в рамки общих международных торговых правил.

      Содержание русско-византийского договора 971 г. свидетельствует о том, что он включал в основном обязательства русской стороны. Среди них – обязательство русских оставить Доростол, освободить пленных и уйти из Мизии (Болгарии). Князь Святослав пошел на это, отстаивая интересы русской торговли и сохраняя возможность дальнейших торговых отношений с Византией. После гибели Святослава в 978 г. договор был подтвержден его сыном Ярополком. "Того же лета притоша послы от греческого царя (Василия) к Ярополку и взяша мир и любовь и яшася ему подать, яко же отцу его и деду его".

      Русско-византийские торговые и политические отношения наладились. В Константинополе русские входили в "корпус варягов", состоявший в византийском войске4. Государственная политика в области таможенных правил (таможенная политика) способствовала поддержанию дружеских отношений до середины XI в. Они, по одной версии, "...были прерваны в силу ссоры русских купцов с византийцами и убийством знатного русского"5. Князь Владимир Ярославич организовал против Византии поход. Стотысячное войско блокировало Византию. Не договорившись о контрибуции, противники перешли к военным действиям, в которых Владимир потерпел поражение, но византийский император Константин пошел на заключение мира. Стороны в 1043 г. заключили договор, который был скреплен браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Марией.

Можно предполагать, что в договоре содержались также статьи о торгово-таможенном регулировании и таможенной политике государства.

      После разгрома Руси татарами в XIII в. таможенную политику проводили отдельные феодальные княжества. Это подтверждается договорами Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229) и другими документами.

      В XVII в. Московское централизованное государство заключило ряд договоров. В частности, со Швецией – Столбовский мирный договор 1617 г., а затем после русско-шведской войны 1656-1658 гт. – Кардисский мирный договор, который предусматривал восстановление торговли между Россией и Швецией. Русским купцам разрешалось иметь торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле, Нарве. Шведам – в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславле. В этих договорах учитывались принципы таможенной политики государства Российского и Швеции.

      В 1658-1662 гг. в Китай была направлена официальная миссия России для налаживания посольских и торговых дел. В грамоте царя Алексея Михайловича китайскому императору предлагалось установить дружественные отношения и торговые связи.

      О таможенной политике России в первой половине XVII в. можно судить по содержанию царских грамот. В частности, в царской грамоте новгородским воеводам князю Пожарскому и Глебову от 17 февраля 1629 г. писалось: "...торговым людем, которые с нашей стороны ездят в свейские городы и ездя торгуют в их стороне по селам и по деревням, учините наказ крепкий, чтобы они впредь ездили в Свейскую сторону и торговали по городам, а по селам и по деревням не торговали; а в нашей бы стороне Свейского Короля подданным, Русским и Немецким торговым людем, по тому же приезжая велети торговать по городам, в Новегороде, в Ладоге, а не по селам и не по деревням, чтоб в том нашей пошлине истери не было".

Наиболее полно таможенная политика России разработана в Именном указе с боярским приговором от 25 октября 1653 г. "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по сколько взято и с каких товаров". В нем определен порядок продажи товаров с указанием ставок пошлин.

      О правилах торговли, существовавших в России для иностранцев, можно судить по договору от 20 декабря       1658 г., заключенному российским и шведским послами. В нем говорится: "Такой же мерою повелено и договорено есть, чтоб вольной и безпошлинной торговле быти меж обоих Свейских и Русских Государств подданных таким обычаем, чтоб Велеможнейшаго Государя, Его Королевского Величества подданным и торговым людем, каковы природы они ни суть, которые живут в Свее, в Финской земле, Эстонской, Ливонской, в Ижерской, и в Корельской земле, вольно и без помешки, после пошлинного одного платежу в прямой таможне, ездить и торговать в царствующем граде Москве, в Великом Новегороде, во Пскове и в Ладоге с Его Царского Величества подданными, торговыми людьми також в Литве, в Белой России, на Севере и в иных Царского величества землях и городах и после показательства своих проезжих грамот начальных людей, откуда они приезжали, у первых порубежных Воевод... "

Информация о работе История таможенного дела