Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:37, курсовая работа
Уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности. Основные направления таможенной политики. Проблемы таможенной политики.
Введение
1. Сущность таможенного дела.
2. Содержание и сущность таможенной политики.
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Сущность таможенного дела.
2. Содержание и сущность таможенной политики.
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Экономическое развитие западноевропейских стран способствовало расширению торговых отношений, накоплению капиталов, переходу от монетаризма к меркантилизму, а в XVI-XVII вв. – и к протекционизму, т.е. к защите национальной экономики административными и экономическими (таможенными) методами.
Так, "Навигационный акт" (1651), изданный Оливером Кромвелем (1599-1658), стал поворотным моментом во внешней торговле Англии. Этот документ закрепил в стране протекционизм и действовал в Англии около двухсот лет, до того как в 1850 г. был полностью отменен за ненадобностью. Содержание акта сводилось к необходимости закрепить морское господство Англии на международных торговых путях. Основная цель – сломить голландскую морскую торговлю. Актом предусматривался ряд мер, реализация которых ограничивала возможности кого-либо, кроме англичан, вести морскую торговлю в стране.
Во Франции протекционизм был введен в 1667 г., в Пруссии – в конце XVII в., в России и Австрии – в начале XVIII в. Ярким представителем идей протекционизма был немецкий экономист Фридрих Лист (1789-1846), считавший, что национальное богатство состоит не в количестве меновых ценностей, а в развитии производительных сил. В своем сочинении "Национальная система", написанном в 1844 г., он изложил доводы против свободной торговли. "Как бы ни были прилежны, бережливы, изобретательны, предприимчивы, нравственны и интеллигентны индивидуумы, без национального единства, без национального разделения труда и национального соединения производительных сил нация никогда не достигнет высокой степени благосостояния и силы, никогда не обеспечит себе продолжительного обладания духовными, общественными и материальными благами".
Идеи протекционизма были близки французскому императору Наполеону. Об этом свидетельствует его высказывание о том, что "таможня должна служить не по взиманию подати, а к поощрению промышленности".
За полвека до Ф. Листа в США идеи протекционизма развивал Александр Гамильтон (1754-1804), министр финансов в правительстве Дж. Вашингтона, реализуя их на практике через таможенное дело.
Введение протекционизма в странах Западной Европы отрицательно было встречено физиократами, которые выступали за свободную торговлю – фритредерство3. Фритредеры, среди которых были также представители государственного аппарата, считали, что основным производителем народного богатства являются земледельцы, а деятельность промышленников оценивали как непроизводительную.
Яркий представитель физиократов английский экономист Адам Смит (1723-1790) исходил из того, что источником богатства является труд, а единственным регулятором хозяйственной жизни – конкуренция. Он требовал отмены монополий, всех таможенных пошлин и сборов. Им впервые было разработано учение о свободной торговле (фритредерстве). В книге "Исследования о природе и причинах богатства народа"4 он выступил за освобождение международной торговли от протекционизма. Его концепция развития мира состояла в том, что каждому народу, каждой нации присущи те или иные качества, одним предопределено заниматься промышленностью, другим – сельским хозяйством, а поскольку существует международное разделение труда, то будет происходить и свободный обмен его результатами.
Являясь представителями школы свободной торговли, английский философ и экономист Джон Стюарт Миль (1806-1873), Мишель Шевалье, Сен-Жан Батист и другие ученые тем не менее считали, что для того, чтобы выдержать конкуренцию с иностранными государствами в развитии промышленности, необходимо ограждать себя охранительным тарифом до тех пор, пока отечественные изделия смогут состязаться с иностранными.
Выступая за свободу торговли, английский экономист Давид Риккардо (1772-1823) обосновал необходимость отмены высоких цен на хлеб, утверждая, что они снижают прибыль капитала.
Таковы были основные взгляды новой экономической школы фритредеров. Ее последователями выступали русская императрица Екатерина II, император Иосиф II Австрийский и др.
Екатерина II покровительствовала кустарному производству в России. В "Наказе" Мануфактур-коллегии Екатерина II высказала утверждение, что земледелие есть первый и главный труд, "к которому поощрять должно". Машины не всегда полезны, так как могут "сократить" рукоделие и уменьшить число работающих. Мелкая промышленность имеет преимущества перед крупной, потому что земледелец, занимаясь у себя разными промыслами, не остается без работы зимой, без пользы для себя и государства.
Фритредерскую школу в России представляли профессора Киевского и Московского университетов И.В. Вернадский (1821-1884) и Н.X. Бунге (1823-1895). Идеи Адама Смита пропагандировались в "Трудах Вольного экономического общества". В этой связи следует упомянуть также писателя и экономиста М.Д. Чулкова (1743-1792), видного экономиста А.К. Шторха (1766-1836), выступавших за свободную торговлю. Их взгляды, изложенные в научных трудах и докладах, затормозили введение в России протекционистской таможенной политики.
С критикой протекционизма выступил Н.И. Тургенев (1789-1871), основоположник финансовой политики в России. В своей работе "Опыт теории налогов", написанной на основании теоретических
воззрений А. Смита, он поддержал свободную торговлю и обосновал свою систему налогов в России, положив начало изучению налогового вопроса.
Однако концепция "чистого" фритредерства не нашла широкого применения в России, где в таможенной политике побеждали протекционистские тенденции.
Рассматривая протекционизм как идеальный путь развития России, Н.С. Мордвинов считал, что только через развитие промышленности можно достичь высокого уровня всего народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного производства. "Земледелец без ремесленника есть производитель грубый и неуспешный, обремененный игом, трудом по несовершенству орудий своих... без ремесел и рукоделий коснеет и само просвещение. Народ, имеющий токмо земледельцев и купцов, коснеет в бедности и всяких недостатках и, что важнее всего, не может быть народом свободным, ибо зависит от других по удовлетворению первейшим его нуждам". Мордвинова поддерживали декабристы. Они намеревались включить его в состав будущего послереволюционного правительства.
Убежденным сторонником протекционизма в России был Е.Ф. Канкрин. В ряде своих трудов по экономике он обосновал необходимость использования таможенного механизма для регулирования развития промышленности и внешней торговли. Его заслуга в том, что он впервые разработал положение о составлении тарифов, которыми предусматривались ценовые пошлины и как исключение пошлины с меры и веса. Тариф должен быть подробен и ясен. При привозе товаров, не упомянутых в тарифе, следует держаться умеренных мер и умеренной пошлины. "Никто, – писал Канкрин, – не исключая придворного ведомства, не должен пользоваться особыми привилегиями. При вывозе за границу собственных продуктов следует устанавливать небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно – это предубеждение".
Как отмечает профессор Н.Н. Шапошников, автор многочисленных трудов по таможенному делу, Канкрин, по сути дела, был единственным творцом протекционистской таможенной политики в период работы министром финансов России.
Крупным ученым протекционистского направления России середины XIX в. был С. Никольский. Еще в студенческие годы он на основе глубокого изучения опыта организации таможенного дела в России и внешней торговли подготовил интересный научный труд "О внешних таможенных пошлинах", в котором показал, что выход из экономической отсталости России лежит через протекционизм. Никольский рассматривал тариф не только как расписание предметов, облагаемых таможенной пошлиной, но и прежде всего как механизм "охранения" национальной промышленности и получения дохода. Он сформулировал основные принципы и условия, обязательные при составлении тарифа: учет состояния экономики государства в целом и промышленности в частности, нужды народного хозяйства, а также объем сбыта товаров в стране.
Никольский ввел понятие "таможенная защита", считая, что в решении задач таможенной политики первостепенное значение играет таможенная пошлина. Она стимулирует развитие промышленности и торговли, служит пополнению государственных доходов и способствует стабилизации финансов.
"Таможни учреждаются с весьма важною для государства целью – с целью покровительства тем промышленностям государства, которые, вследствие различных условий, стоят ниже других по развитию, но развитие и процветание которых для государства в высшей степени важно. Это одна цель. Вторая же цель та, чтобы в этих местах, учрежденных на границах государства, все товары, ввозимые в государство и вывозимые из него, осматривались, и те, которые обложены известною пошлиной, платили эту последнюю в пользу государства...
Таможни и тариф – вот средства, которыми до некоторой степени можно сделать легким этот недостаток; с помощью этих средств могут развиваться в государстве те роды промышленности, которых прежде не было, но для существования и развития которых в стране имеются благоприятные условия; при отсутствии этих условий нечего и думать о развитии этих отраслей промышленности".
Никольский сделал попытку дать определение таможни и теоретически обосновал ее общественную пользу, показывая на примере России и других государств, что наличие таможен дает государству значительный доход. Он стоял во главе протекционистского движения в России и внес значительный вклад в развитие теории таможенного дела.
Протекционизм – это государственность, утверждал Д.И. Менделеев, обстоятельно анализируя в своих работах экономическое развитие Западной Европы и России, и на конкретных примерах доказывал важность протекционизма и его взаимосвязь со свободной торговлей. Менделеев различал две формы протекционизма и считал, что его начальная форма стремится к тому, чтобы в стране развивались все отрасли промышленности, удовлетворяющие потребности всех слоев населения, а потому все, что ввозится, должно облагаться высокими пошлинами или просто запрещается к ввозу. Вторичный протекционизм выполняет чисто охранительные функции потому, что не заботится о развитии новых видов промышленности, а только поддерживает существующие производства.
Менделеев считал, что если бы все страны мира согласились и вели свободную торговлю, то в этом случае наступило бы полное рабство земледельческих народов, т.е. порабощение их промышленными, несмотря на то, что промышленных меньше, чем земледельческих. В подтверждение своих доводов он привел примеры из экономики Англии и России. "100 тысяч англичан, – пишет он, – добывают 10 тысяч пудов угля, зарабатывая ровно столько, сколько десятки млн русских, выращивающих сельскохозяйственную продукцию: 800 млн пудов ржи, 300 млн пудов пшеницы, а получают в десятки раз меньше. В год средний вывоз ржи и пшеницы составляет 200 млн пудов, или на каждого русского 2 пуда в год, а в день – меньше четверти фунта на человека. Кроме того, урожаем правит погода. Убежден, что дальнейшее развитие благосостояния, просвещения, трудолюбия и самого спокойствия в России возможно лишь на основе развития промышленности".
Менделеев рассматривал таможенные пошлины как законное и обязательное средство для развития промышленности. Все осуществляется ради государственных и общечеловеческих интересов, "ибо ведет к уничтожению монопольных неравенств, национальной исключительности и искусственных экономических преобладаний одних народов над другими". Он пришел к выводу, что протекционизм всегда будет применяться государствами, пока они будут независимы друг от друга.
Д.И. Менделеев утверждал также, что применение протекционизма в таможенной политике требует научного подхода, изучения естественных условий в стране, добывающей и продающей сырье, состояния дел в других странах, стоимости производства, потребности в товарах и обложения их таможенной пошлиной. Размеры пошлин должны подвергаться всестороннему обсуждению, чтобы достичь развития желаемых видов промышленности.
Протекционистские пошлины лишь тогда достигнут цели, когда они не ведут к внутреннему монополизму, когда производству отвечают все условия страны, когда пошлина вызывает внутреннюю конкуренцию и повышение качества товаров, увеличение их производства до возможности вывоза в другие страны. Пошлины становятся протекционистскими только тогда, когда от их применения выигрывают сначала жители края, где выпускается продукция, потом все государство, а затем весь мировой рынок.
В качестве примера Д.И. Менделеев ссылается на пошлины, наложенные на керосин в России. В 60-е годы XIX в. его ввозили в Россию из Америки, а в 80-е годы начали вывозить из России, в результате чего на него упали и мировые цены. Пошлины на керосин в 1869 г. составляли 55 коп. с пуда. В США керосин стоил 2,5 руб., в России – 3,5 руб.; в 1873 г. в Россию было ввезено 2,75 млн пудов керосина, а в 1886 г. в связи с увеличением добычи нефти в России нефти и нефтепродуктов вывезено из России 10,75 млн пудов, в 1890 г. вывезено одного лишь керосина 39 млн пудов. Казна потеряла на американском керосине, так как его перестали ввозить, таможенных доходов на 1,5 млн руб., но получала с русского керосина более 10 млн руб. в год акцизных сборов.
На основе глубокого анализа опыта таможенной политики ученый приходит к заключению, что пошлины менее 30 % стоимости товара являются фискальными, а свыше 30 % – охранительными (протекционистскими).
Д.И. Менделеев рассматривает протекционизм как необходимое условие жизни народов. Он убежден, что "голод есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости, а деньги - суть промышленного, а не земледельческого периода... люди голодают только в странах земледельческих"1, и делает вывод, что лишь когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет рационально ослаблен до фритредерства.