Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:51, курсовая работа
Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 289-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Причины возникновения надзорных органов в России . Фискалат и основные характерные черты его деятельности ………………………...4
1.1.Причины возникновения надзорных органов в России ……………4
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности………6
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов………………………………………………9
2.1.Создание прокуратуры при Петре I …………………………………...9
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг……....13
2.3. Реформа прокуратуры при Александре II …………………………..17
2.4. Прокуратура в России 1881-1917гг………………………………….23
3. Основные направления деятельности прокуратуры в системе орган
ов государственной власти…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………....33
Литература…………………………………………………………………….36
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Также прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, оспаривают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Статьёй
9 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» предусмотрено,
что прокурор при установлении в
ходе осуществления своих полномочий
необходимости
Кроме того, в соответствии со ст. 9.1 этого Закона прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» провозглашает принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Так,
воздействие в какой-либо форме
федеральных органов
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Наиболее объёмным и значимым направлением прокурорской деятельности является надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом указанного надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и должностными лицами.
Таким образом, как следует из указанных положений закона, органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за физическим лицами. С учётом этого все споры между гражданами подлежат разрешению в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26 названного Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Учитывая данные нормы закона, все споры, возникающие между участниками юридических лиц (ОАО, ЗАО, ООО, СНТ, ЖСК, ТСЖ и других), все вопросы относительно хозяйственной деятельности организаций подлежат разрешению в судебном порядке, а не в ходе прокурорского надзора.
Действующим процессуальным законодательством определены полномочия органов прокуратуры по участию в рассмотрении гражданских дел судами.
Так, согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации21 прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Кроме того, прокурор
вступает в процесс и дает заключение
по делам о выселении, о восстановлении
на работе, о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью, а также
в иных случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом и другими
федеральными законами, в целях осуществления
возложенных на него полномочий (по
делам о лишении либо ограничении
родительских прав, восстановлении в
родительских правах, об усыновлении,
о признании безвестно
Таким образом, полномочия прокурора в гражданском процессе строго ограничены требованиями ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем прокурор не вправе обращаться в суд по иным, не относящимся к перечисленным, категориям дел. Это же требование распространяется и на обжалование прокуратурой судебных решений: органы прокуратуры вправе оспаривать в вышестоящих судебных инстанциях только те решения, которые постановлены по делам, в рассмотрении которых прокурор принимал участие. Полномочия по обжалованию иных судебных постановлений у прокурора отсутствуют.
В соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 22прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
При этом обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Кроме того, по указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Как следует из указанных норм закона, прокурор городского и районного звена не наделён полномочиями по обращению в арбитражные суды с вышеперечисленными требованиями. Это прерогатива вышестоящих прокуроров. Вместе с тем, в соответствии со ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации районный и городской прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ряду составов правонарушений, определённых Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Заключение.
Прокуратура
Российской Федерации, являясь органом
федеральной государственной
Фундамент современной российской прокуратуры
закладывался Петром I, который учредил
прокуратуру в России 12 января 1722 года.
В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему
Сенату отмечалось: "Надлежит быть при
Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору,
а также во всякой Коллегии по Прокурору,
которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору".
Спустя несколько дней были введены должности
прокуроров и при надворных судах. При
создании прокуратуры Петром 1 перед ней
ставилась задача "уничтожить или ослабить
зло, проистекающее из беспорядков в делах,
неправосудия, взяточничества и беззакония".
18 января император Петр I назначил графа
Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором
Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора,
Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду
все видеть". Эта же мысль нашла свое
отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года
"О должности Генерал-прокурора":
"И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий
о делах государственных". Указ устанавливал
основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора
по надзору за Сенатом и руководству подчиненными
органами прокуратуры.
Екатерина II придавала должности генерал-прокурора
исключительно важное значение. В 1764 году,
при вступлении в должность генерал-прокурора,
князь Александр Алексеевич Вяземский
получил от императрицы собственноручно
написанное ею "секретнейшее наставление",
в котором не очерчивались какие-либо
границы его служебных обязанностей, а
давались принципиальные установки его
взаимоотношений с Сенатом и сенаторами,
обращалось внимание на те вопросы, которым
он должен был уделить внимание в первую
очередь. Так, например, императрица предложила
тщательно следить за "циркуляцией
денег" в государстве, досконально вникнуть
в дело о "выписывании серебра", продумать
вопрос об ограничении корчемства, в котором,
по ее словам, столько виноватых, что пришлось
бы наказывать целые провинции.
В отдельные периоды российской истории
генерал-прокурор выступал не только как
блюститель законов, но и как министр финансов,
внутренних дел. Особенно наглядно это
проявилось во времена царствований Екатерины
II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор
стал одновременно и министром юстиции.
Судебная реформа 1864 года установила "Основные
начала судебных преобразований", которые
в части, касающейся судоустройства, определяли,
что "при судебных местах необходимы
особые прокуроры, которые по множеству
и трудности возлагаемых на них занятий,
должны иметь товарищей", а также констатировали,
что "власть обвинительная отделяется
от судебной".