История российской прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 289-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Причины возникновения надзорных органов в России . Фискалат и основные характерные черты его деятельности ………………………...4
1.1.Причины возникновения надзорных органов в России ……………4
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности………6
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов………………………………………………9
2.1.Создание прокуратуры при Петре I …………………………………...9
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг……....13
2.3. Реформа прокуратуры при Александре II …………………………..17
2.4. Прокуратура в России 1881-1917гг………………………………….23
3. Основные направления деятельности прокуратуры в системе орган
ов государственной власти…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………....33
Литература…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИОГП.docx

— 67.40 Кб (Скачать)

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

-        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-        надзор за исполнением законов судебными приставами;

-        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-        уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);

-        координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

      Также прокуроры  в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  участвуют в рассмотрении дел  судами, арбитражными судами, оспаривают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления  судов.

      Прокурор  субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению  другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

      Статьёй 9 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при установлении в  ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования  действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные  органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения  об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

      Кроме того, в соответствии со ст. 9.1 этого  Закона прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

      Статья 5 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» провозглашает  принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

      Так, воздействие в какой-либо форме  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных  лиц на прокурора или следователя  с целью повлиять на принимаемое  им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом  ответственность.

      Прокурор  не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в  их производстве материалов, а также предоставлять  их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

      Никто не вправе без разрешения прокурора  разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. 

      Наиболее  объёмным и значимым направлением прокурорской деятельности является надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина.

      Согласно  ст.ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» предметом указанного надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и должностными лицами.

      Таким образом, как следует из указанных  положений закона, органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за физическим лицами. С учётом этого все споры между гражданами подлежат разрешению в судебном порядке.

      В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26 названного Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

      Учитывая  данные нормы закона, все споры, возникающие  между участниками юридических  лиц (ОАО, ЗАО, ООО, СНТ, ЖСК, ТСЖ и  других), все вопросы относительно хозяйственной деятельности организаций  подлежат разрешению в судебном порядке, а не в ходе прокурорского надзора.

      Действующим процессуальным законодательством  определены полномочия органов прокуратуры  по участию в рассмотрении гражданских дел судами.

      Так, согласно ст. 45 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации21 прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

      Кроме того, прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также  в иных случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и другими  федеральными законами, в целях осуществления  возложенных на него полномочий (по делам о лишении либо ограничении  родительских прав, восстановлении в  родительских правах, об усыновлении, о признании безвестно отсутствующим  либо умершим, о признании недееспособным, о принудительном помещении в  психиатрический стационар, о признании  нормативного правового акта органа государственной власти или местного самоуправления недействующим полностью  или в части, по делам, вытекающим из требований избирательного законодательства). 

      Таким образом, полномочия прокурора в  гражданском процессе строго ограничены требованиями ст. 45 ГПК РФ, в связи  с чем прокурор не вправе обращаться в суд по иным, не относящимся к перечисленным, категориям дел. Это же требование распространяется и на обжалование прокуратурой судебных решений: органы прокуратуры вправе оспаривать в вышестоящих судебных инстанциях только те решения, которые постановлены по делам, в рассмотрении которых прокурор принимал участие. Полномочия по обжалованию иных судебных постановлений у прокурора отсутствуют.

      В соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации  22прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

-        с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-        с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

-        с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

      При этом обращение  в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный  прокурор Российской Федерации или  заместитель Генерального прокурора  Российской Федерации, в арбитражный  суд субъекта Российской Федерации  направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель  прокурора субъекта Российской Федерации  и приравненные к ним прокуроры  или их заместители.

      Кроме того, по указанным  делам прокурор вправе вступить в  дело, рассматриваемое арбитражным  судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами  и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения  законности.

      Как следует из указанных  норм закона, прокурор городского и районного  звена не наделён  полномочиями по обращению  в арбитражные  суды с вышеперечисленными требованиями. Это прерогатива вышестоящих прокуроров. Вместе с тем, в соответствии со ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации районный и городской прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ряду составов правонарушений, определённых Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.

      Согласно  ч.ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» при наличии  оснований полагать, что нарушение  прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

      Заключение.

      Прокуратура Российской Федерации, являясь органом  федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.  
 
Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". 
 
18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. 
 
Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее наставление", в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за "циркуляцией денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции. 
 
В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

Информация о работе История российской прокуратуры