Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:51, курсовая работа
Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 289-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Причины возникновения надзорных органов в России . Фискалат и основные характерные черты его деятельности ………………………...4
1.1.Причины возникновения надзорных органов в России ……………4
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности………6
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов………………………………………………9
2.1.Создание прокуратуры при Петре I …………………………………...9
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг……....13
2.3. Реформа прокуратуры при Александре II …………………………..17
2.4. Прокуратура в России 1881-1917гг………………………………….23
3. Основные направления деятельности прокуратуры в системе орган
ов государственной власти…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………....33
Литература…………………………………………………………………….36
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Причины возникновения надзорных органов в России . Фискалат и основные характерные черты его деятельности ………………………...4
1.1.Причины возникновения надзорных органов в России ……………4
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности………6
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов………………………………………………9
2.1.Создание прокуратуры при Петре I …………………………………...9
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг……....13
2.3. Реформа прокуратуры при Александре II …………………………..17
2.4. Прокуратура в России 1881-1917гг………………………………….23
3. Основные направления деятельности прокуратуры в системе орган
ов государственной власти…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
«Сей чин яко око Наше
и стряпчiй о делахъ
государственныхъ»
Петр
Великий
Широко
известной фразой российский император
Петр I довольно образно и точно
охарактеризовал сущность вводимой
в России Указом от 12 января 1722 г. должности
генерал-прокурора, назначив на этот пост
своего сподвижника и любимца
Павла Ивановича Ягужинского. Эта
фраза стала «крылатой» на многие
годы, подчеркивая не только значение
органов прокуратуры в
Изучение
истории создания и развития какого-либо
государственного органа помогает лучше
понять историческое предназначение этого
органа, его место в системе
иных государственных органов, историческую
необходимость выполнения функций,
возложенных на этот орган, принять
меры законодательного и организационного
характера, направленные на повышение
эффективности деятельности этого
органа в современных условиях. Сказанное
в полной мере относится и к
органам прокуратуры, деятельность
которых никогда, ни в одном государстве
не оценивалась однозначно. Вырабатывались
различные концепции
Целью данной работы является показать путь становления прокуратуры как надзорного органа в России ,показать отличия фискалата от прокуратуры ; разобраться в процессе изменения и развития именно структуры органов прокурорского надзора ,их состава, основных направлений деятельности ; выделить «узловые моменты» в развитии системы прокурорского надзора и уделить основное внимание именно им: создание прокуратуры при Петре I, преобразования 1775 года, создание министерств, реформа прокуратуры при Александре II . Основным методом является : анализ нормативно-правовой базы и изучение учебно-монографической литературы .
1.Причины
возникновения надзорных
органов в России . Фискалат
и основные характерные
черты его деятельности .
1. 1.Причины возникновения
надзорных органов в
России .
В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Реформа государственных институтов в то время была объективно обусловлена острой необходимостью наведения хотя бы элементарного порядка в делах государственных учреждений, искоренения волокиты, казнокрадства, неприкрытого мздоимства, стяжательства государственных чиновников. Настоящей бедой государственного управления становится бюрократизм. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни государственного управления. Историки отмечают, что даже ближайшим сподвижникам Петра I Александру Меншикову и генералиссимусу Алексею Шеину не была чужда жажда наживы. Меншиков растрачивал средства государственной казны на личные нужды, а Шеин за определённую мзду производил в звания полковников и генералов.1
Предпринимая попытку навести в стране порядок, Пётр I изменяет все основные государственные структуры, обновляет законодательство. Боярская Дума заменяется Правительствующим Сенатом, который становится высшим управленческим и судебным органом.
Так великий реформатор России начала XVIII в. царь Пётр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришёл к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония»2.
С
этой целью указом от 5 марта 1711 г. была
учреждена должность генерал-
Прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Активно складывался прокурорский корпус, которому царь Пётр старался дать «большую силу и авторитет». Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении мог принести письменный протест в орган нарушивший закон, а далее – в соответствующую коллегию или Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Создавая прокуратуру, Пётр I в ее организации и функциях ориентировался в большей степени на положения аналогичного органа во Франции, хотя были учтены и особенности российской действительности (исторически свойственный русскому народу правовой нигилизм, разгул корыстных злоупотреблений государственных чиновников, гипертрофированные размеры чиновничьего аппарата).
Причины,
по которым Пётр I избрал для России
модель надзорного органа, схожего
с французским образцом, само его
наименование «прокуратура», остаются
предметом дискуссий среди
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности.
В эпоху перемен и глобальных реформ, когда происходит слом старой системы управления, кардинально меняются нормы не только в политической и общественной, но и в частной сфере, особенно обостряется вопрос соблюдения законности, как органами власти, так и гражданами государства. А в начале XVIII в. в условиях безудержной широкомасштабной законотворческой деятельности Петра I кризис законности достиг своего пика.
Образование прокуратуры в эпоху Петра I явилось органической частью реформирования системы государственного управления, в которой ведущую роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий (будущих министерств). Новые органы власти и осуществляющие ее должностные лица во многом впитали в себя худшие черты своих предшественников, в частности: нерадение и беспорядок в делах; волокиту в решении вопросов; казнокрадство и стяжательство в любых формах.
Петр I считал необходимым принятие решительных мер по борьбе с этим злом, ставшим существенным тормозом в его реформаторской деятельности. В связи с этим он ужесточает ответственность за злоупотребления чиновников, своими указами стремится регламентировать должностные обязанности и права служилых лиц. Но в результате приходит к выводу о необходимости создания специального аппарата, который бы следил за исполнением законов и выявлял их злостных нарушителей.
Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России для возбуждения дел "гласа о себе неимущих" учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". В задачу фискалов также входило "обличение преступлений, направленных против указов, обнаружение взяточничества и всяких нарушений казенных интересов, преследование преступлений, по которым нет челобитчиков, и донесение о медленности в производстве дел в присутственных местах". За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 года "О фискалах и о их должности и действии"5. В Указе получила четкое разграничение компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых) фискалов. Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет "собственных кормовых", а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. В результате за взяточничество был казнен обер-фискал Нестеров6
Подчинение фискалата Юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за самим Сенатом. Для этих целей в 1715 г. была введена должность генерал-ревизора (для надзора за исполнением указов Сената). Дежурившие в Сенате гвардейские офицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря: надзор за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности. К тому же, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет "собственных кормовых", а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.
В литературе фискалы рассматривались в качестве предшественников прокуроров, а фискалат – как прообраз прокуратуры. Вряд ли такая точка зрения может быть признана правильной, хотя создание фискальной службы и определило общие предпосылки образования прокуратуры. Фискалат принципиально отличался от прокурорского надзора. Во-первых, задачи фискальной службы состояли в уголовном преследовании расхитителей казны, взяточников, чиновников-вымогателей, а прокуратура изначально создавалась для осуществления, говоря современным языком, общего надзора; во-вторых, деятельность фискалов была тайной, а прокуроры действовали гласно; в-третьих, фискалат при Петре I и его преемниках какое-то время существовал наряду с прокуратурой.7
Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат.
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов.
2.1.Создание прокуратуры при Петре I .
Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России является Петр I, который проводил активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства.
В 1722 г. Петр I ввел новый государственный институт, ранее не существовавший в России, - прокуратуру. 13 января 1722 г. Петр I издал Указ "Об установлении должности прокуроров в надворных судах". Им подчинялись фискалы, упраздненные лишь в 1729 г. Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер.По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь - за Сенатом. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Вслед за этим 27 апреля 1722 г. Петр I издал Указ "О должности Генерал-прокурора". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Прокуроры были учреждены в каждой коллегии, а также на периферии.