Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:51, курсовая работа
Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 289-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Причины возникновения надзорных органов в России . Фискалат и основные характерные черты его деятельности ………………………...4
1.1.Причины возникновения надзорных органов в России ……………4
1.2.Фискалат и основные характерные черты его деятельности………6
2.Изменение структуры и состава надзорных органов органов на протяжении 1722 – 1917 годов………………………………………………9
2.1.Создание прокуратуры при Петре I …………………………………...9
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг……....13
2.3. Реформа прокуратуры при Александре II …………………………..17
2.4. Прокуратура в России 1881-1917гг………………………………….23
3. Основные направления деятельности прокуратуры в системе орган
ов государственной власти…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………....33
Литература…………………………………………………………………….36
Прокуратура
была учреждена тремя петровскими
указами: "Быть при Сенате Генерал-прокурору
и обер-прокурору, также во всякой
коллегии по прокурору, которые должны
будут рапортовать Генерал-
Так
возникла надзорная функция прокуратуры,
которая многие годы доминировала в
ее деятельности. Появилась и функция
надзора за судом, которая затем
получила дальнейшее развитие. Надзор
имел важный отличительный признак,
позволяющий выделить его из иных
видов государственной
Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуратура с момента ее создания и до судебных реформ Александра II была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике.
Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор за соблюдением интересов государства и исполнением законов, Петр I уже 17 апреля 1722 г. издал Указ "О хранении прав гражданских". Защищая и охраняя права гражданские, царь, наряду с другими задачами, возложил решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.
По мнению историков, в России институт надзора включал в себя элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор.10 По своему назначению русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей. Однако высказывалось и иное мнение о причинах возникновения прокуратуры. Предополагалось, что это было одно из проявлений борьбы двух начал в государственном строительстве Петра I - коллегиальности и единоначалия. Н.В. Муравьев усматривал причины учреждения прокуратуры главным образом в недостатках фискальной формы надзора. Причина возникновения и развития органов надзора вообще и прокуратуры, в частности, в период петровских реформ виделась историкам и в крайнем упадке нравственности в обществе.
Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в тот период не определялось: велено было избирать "их из всяких чина", но "лучших". Прокуроры назначались на должности Сенатом по предложению генерал-прокурора. За те или иные проступки они могли быть наказаны только Сенатом. Сам же генерал-прокурор или обер-прокурор несли ответственность только перед императором.
Надзор прокуратуры, а также средства реагирования прокуроров заключались в следующем. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело принять его или же остаться при своем мнении. При этом руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.
Непосредственное
уголовное преследование
В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, которые доносили обо всех замеченных ими злоупотреблениях прокурорам.
Таким образом, по мнению историков, прокуратура создавалась в России как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений .
2.2. Преобразования прокуратуры в период c 1725 – по 1855 гг.
Во время правления Екатерины I власть постепенно сосредоточилась в руках аристократии, что не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному ограничению полномочий Сената. В некоторых сферах деятельности государственных органов вновь возрождается фискальная служба.
В
октябре 1730 г. императорским указом
восстанавливалась должность
Вторично прокуратура была отменена в регентство Анны Леопольдовны. 15 декабря 1740 г. был издан «Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде», которым упразднялась должность генерал-прокурора, а обер-прокурор оставлен без подчиненных11.
И только при Екатерине II роль прокурора вновь стала возрастать. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции12. Перед прокуратурой ставились задачи защиты государства и справедливости, в том числе и защиты интересов подданных российского государства.
В
документе под названием "Учреждение
для управления губерний Российской
империи" от 7 ноября 1775 г., предусматривалась
специальная глава "О прокурорской
и стряпческой должности", в
которой устанавливались
1)
охранение общего
2)
надзор по казенному
3) надзор по суду и расправе.
Следовательно, у прокуроров сохранялась общенадзорная функция и вводилась функция надзора за судами.
При Павле I генерал-прокурор был одновременно министром юстиции, министром финансов и министром внутренних дел. Потом он стал только министром юстиции, т.е. принадлежал к исполнительной власти, хотя и надзирал за судом.
Таким образом, в отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 г., генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции.
Во
время царствования Александра I (1801-1825
гг.) деятельность органов прокуратуры
была существенно усилена. Согласно
циркулярному ордеру от 22 сентября 1802
г. были расширены полномочия губернских
прокуроров: им были прибавлены "подробные
ведомости по делам о должностных
и общеуголовных преступлениях"
Итак,
оценивая роль дореформенной (до судебной
реформы 1864 г.) прокуратуры, следует
отметить, что она, как и большинство
государственных органов
В
1862 г., еще до судебной реформы, Государственный
совет Российской империи принял
Основные положения о прокуратуре,
в которых определялись государственное
назначение прокурорского надзора,
его содержание, задачи и полномочия
прокуроров. Весьма четко было сформулировано
назначение прокуратуры - наблюдение за
точным и единообразным исполнением
законов в Российской империи. Основные
положения о прокуратуре
2.3.
Реформа прокуратуры
при Александре
II .
Ситуация
в корне изменилась в результате
судебной реформы 1864 г. В середине ХIХ
в. правительство России осознало, что
существующая судебная система себя
изжила и становится тормозом общественного
развития. В конце 40-х гг. начинается
усиленная разработка нового процессуального
законодательства, однако только после
крестьянской реформы 1861 г. эта работа
активизировалась. В ходе преобразований
произошло коренное изменение судоустройства,
процессуального и отчасти