Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:19, реферат
XX в. называют веком урбанизации.
1) в углах
образовавшихся
2) на ребрах
образовавшихся
3) внутри образовавшихся
шестиугольников
Хотя теория центральных мест была разработана В. Кристаллером на конкретном материале (система городских поселений Южной Германии 1930-х гг.), в реальности такая правильная система не встречается, так как на практике не существует достаточно больших однородных территорий (с равномерной плотностью населения, сетью дорог, одинаковым рельефом и т. д.). Тем не менее В. Кристаллер выделил 7 уровней иерархии поселений Южной Германии и для каждого определил примерную численность населения (от 500 до 1 тыс. жителей), расстояние между городами одного уровня иерархии (от 187 до 7 км) и площадь их зоны обслуживания (от 35 тыс. до 47 км2).
Попытка модифицировать теорию центральных мест с целью приближения ее к реальным условиям была предпринята немецким географом А. Лешем. Он предположил, что для всей системы городов должно существовать одно общее (главное) центральное место. В рамках страны это столица или главный экономический центр. А затем сетки Кристаллера с К=3, К=4 и К—7, ориентированные на главный центр, накладывались таким образом, что максимально совместить число центров. При этом одновременно оптимизировались все три структуры -- торговая, транспортная и административная. Получившаяся система городов-центральных мест оказалось секторальной, т. е. по мере удаления от главного центра выделились сектора с большим и малым количеством городских поселений. Подобные сектора в реальности существуют на многих территориях, в частности в Центральной России, для которой главным городом является Москва.
Дальнейшую модификацию теории центральных мест предложил американский урбанист У. Изард. Он показал, что при агломерированном городском расселении зоны обслуживания центральных мест одного уровня будут различаться в зависимости от удаленности главного города системы. Вблизи главного города зоны обслуживания будут значительно меньше, чем на большом расстоянии от него. Вследствие чего система правильных шестиугольников преобразуется в сложную систему многоугольников, сгущающихся около главного города и разреженных на периферии системы.
Города, выполняющие специальные функции, возникают под влиянием отраслевых факторов размещения. Так, для добывающей промышленности и при производстве тяжелых цветных металлов главное значение имеет сырьевой фактор, для многих отраслей машиностроения - - возможности кооперации, для морских портов - удобные бухты с незамерзающим морем и т. д. Но, в отличие от системы центральных мест, которая вызревает в процессе долгого исторического развития, формируясь "естественным путем", системы специализированных центров представлены, как правило, так называемыми новыми городами, которые появлялись уже в XX в. (или в конце XIX в., совсем мало— в XVIII в.) часто на пустом месте, специально выбранном для наилучшего осуществления их главной функции.
Любой город — это не только элемент системы городского расселения. Он сам — система, состоящая из отдельных частей, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и имеют определенное территориальное воплощение. В конечном итоге каждый город формирует свою уникальную планировочную структуру — систему элементов, локализованных на территории, и связей между ними. Но общие закономерности такой структуры проявляются в подавляющем большинстве городов современного мира, что является одним из проявлений глобального действия процессов урбанизации.
Каждый город включает в себя три важнейшие подсистемы — население, экономическую базу и инфраструктуру. Соответственно, элементами планировочной структуры города являются функциональные зоны (районы), жилые, промышленные, транспортные, рекреационные, научно-образовательные, общественных центров, деловых районов и другие. Обычно самую большую площадь в городе занимают жилые районы, связанные ежедневными и еженедельными людскими потоками со всеми остальными функциональными зонами. Существуют четыре основные модели взаимного размещения функциональных зон в городе (изображены на рис. 4.3).
1) концентрическая (наиболее распространенная) — функциональные зоны расположены кольцами от центра города;
2) секторальная
— функциональные зоны
3) многоядерная
— функциональные зоны
4) линейная —
зоны расположены параллельно
друг другу.
Подавляющее большинство
исторических городов, особенно европейских,
имело концентрическую
При этом некоторые исторические города сохранили нерегулярную планировку (с узкими извилистыми улицами, домами, расположенными не по одной линии, и т. д.), которая встречается также в наиболее бедных окраинных районах городов развивающихся стран. Тогда как для большинства современных городов характерна регулярная планировка (самая распространенная — прямоугольная, но встречается также лучевая, линейная, кольцевая и др.), которая сформировалась в результате строительства или реконструкции городов по специально разработанным генеральным планам.
Даже при одинаковом
типе планировочной структуры
В развивающихся странах в центральной части города также концентрируются офисы крупнейших фирм, банки, административные учреждения, магазины. Но это самая благоустроенная часть города, поэтому здесь проживают наиболее богатые слои населения. Окраины города занимают неблагоустроенные трущобные районы, в которых концентрируются самые бедные слои населения — недавние мигранты из сельской местности. Плотность населения в таких районах может достигать 100 тыс. чел на км2, максимальна преступность, а безработными могут являться большинство жителей (в этом случае говорят о ложной урбанизации — рост населения обогнал экономическое развитие города). К окраинам же агломерации тяготеют крупные промышленные и транспортные зоны, часто вынесенные в отдельные пригороды, хотя некоторые из них могут располагаться и почти в центре города.
В социалистических
странах с плановой экономикой в
условиях отсутствия рыночной цены земли
и значительного социального
расслоения жителей сформировались
свои особенности планировочной структуры.
Административные, торговые, культурные
учреждения концентрировались в центрах
городов, которые были окружены старыми
промышленными зонами. За ними к окраине
города шли все более новые жилые районы,
вследствие чего этажность застройки
и плотность населения к окраинам увеличивались.
Жилые районы разрывались новыми рекреационными,
транспортными и промышленными зонами,
из которых последние занимали значительные
площади (в некоторых городах — более
1/2 всей территории), так как предприятия,
не платя за землю, старались занять как
можно большую площадь, даже не используя
ее. Более новые районы были заселены более
молодым населением, поэтому в них требовалось
больше школ и детских дошкольных учреждений.
Тогда как в центре концентрировалось
наиболее старое население. В условиях
рыночных реформ внутренняя дифференциация
в бывших социалистических городах стала
приближаться к дифференциации, характерной
для развитых или развивающихся стран.
В частности, в Москве новые квартиры стали
покупаться состоятельными жителями,
что нарушило закономерное увеличение
доли детей в более новых районах. Началась
реконструкция старых районов пятиэтажной
застройки, расположенных близко к центру
города. Появились кварталы с концентрацией
населения определенных национальностей.
4.3.
Особенности российской
урбанизации в
XX в.
Описанные закономерности развития современной урбанизации в той или иной мере проявились на территории России и других стран СНГ. Но имеются и особенности, связанные как с географическим положением нашей страны, так и со своеобразием истории России в XX в.
В начале века Россия являлась слабо урбанизированной страной, значительно уступавшей в этом отношении ведущим западноевропейским государствам. Доля городского населения составляла (в современных границах страны) лишь 15%. Уже имелось два города-миллионера - Санкт-Петербург и Москва, но они резко выделялись на общем фоне. За ними лишь несколько пунктов насчитывали от 100 тыс. до 140 тыс. жителей (Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань, Тула). Масштабное исследование, проведанное в начале XX в. географом В. П. Семеновым-Тян Шанским (1827—1914), показало, что многие мелкие города являлись таковыми лишь формально, не имея, по сути, городских функций и поэтому не развивались. Крупная промышленность часто развивалась не в городах, а в сельских населенных пунктах, но это не учитывалось официальной статистикой. В итоге доля горожан в стране росла очень медленно - примерно до 17% к началу мировой войны в 1914 г.
На протяжении последующих десятилетий процессы урбанизации развивались довольно быстро. Численность городского населения увеличилась более чем в 10 раз, а доля горожан почти достигла 3/4 всего населения. Цифры, показывающие развитие урбанизации на территории современной России в XX в., представлены в табл. 4.6. Особенно быстрыми темпы урбанизации были в 1930-е гг, когда численность городского населения увеличивалась на 10% ежегодно, что было связано с государственной политикой того времени. В стране проводились ускоренная индустриализация, привлекавшая население в городские поселения, и насильственная коллективизация, выталкивавшая жителей из деревни. Появились новые города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга — тогда Ленинграда). Основным источником роста городского населения являлись миграции сельских жителей в городские поселения, которые в 1960-е гг. превышали 1 млн. чел. в год.
Таблица 4.6
Изменение численности и доли городского населения России за период 1897—2001 гг.
Год | Численность городского населения, млн чел. | Доля городского населения, % |
1897 | 9,9 | 14,7 |
1926 | 16,5 | 17,7 |
1939 | 36,3 | 33,5 |
1959 | 61,6 | 52,4 |
1970 | 81,0 | 62,3 |
1979 | 95,4 | 69,3 |
1989 | 108,4 | 73,6 |
2002 | 106,4 | 73,3 |