Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:19, реферат
XX в. называют веком урбанизации.
К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).
Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают — в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.
Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10—11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5—14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).
В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) — это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11—12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.
Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.
Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира
№ | Агломерация | Население, млн. чел. | Страна |
1 | Токио | 31,0 | Япония |
2 | Мехико | 21,0 | Мексика |
3 | Сеул | 19,9 | Корея |
4 | Сан-Паулу | 18,5 | Бразилия |
5 | Осака-Киото-Кобе | 17,6 | Япония |
6 | Джакарта | 17,4 | Индонезия |
7 | Нью-Йорк | 17,0 | США |
8 | Дели | 16,7 | Индия |
9 | Бомбей | 16,7 | Индия |
10 | Лос-Анджелес | 16,6 | США |
11 | Каир | 15,6 | Египет |
12 | Калькутта | 13,8 | Индия |
13 | Манила | 13,5 | Филиппины |
14 | Буэнос-Айрес | 12,9 | Аргентина |
15 | Москва | 12,1 | Россия |
16 | Шанхай | 11,9 | Китай |
17 | Рейнско-Рурская | 11,3 | Германия |
18 | Париж | 11,3 | Франция |
19 | Рио-де-Жанейро | 11,3 | Бразилия |
20 | Лондон | 11,2 | Великобритания |
21 | Тегеран | 11,0 | Иран |
22 | Чикаго | 10,9 | США |
23 | Карачи | 10,3 | Пакистан |
24 | Дакка | 10,2 | Бангладеш |
С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.
Необходимым условием
субурбанизации является развитие транспорта
для обеспечения перевозок
Первоначально
переселяются в пригороды наиболее
обеспеченные слои населения, элита
общества. Этим они создают для
остальных слоев населения
В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов .деятельности.
Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3—5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.
В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в
других регионах
Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов
Земли представлены в табл. 4.4.
Крупнейшие мегалополисы мира
Таблица 4.4
|
Большую часть
территории мегалополисов составляют
незастроенные периферийные зоны агломераций,
которые используются преимущественно
для рекреации. В рамках урбанизированных
районов и мегалополисов
В менее урбанизированных
странах также намечается формирование
около 40 мегалополисов вместо уже
существующих урбанизированных районов.
Так, в Бразилии формируется мегалополис
в треугольнике Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро
— Белу-Оризонти. В России формируется
мегалополис между Москвой и Нижним Новгородом.
Имеются прогнозы слияния в отдаленном
будущем отдельных мегалополисов планеты
в единый ойкуменополис, в котором будет
проживать большая часть населения Земли.
Теорию ойкуменополиса выдвинул греческий
урбанист К. Доксиадис.
4.2. Закономерности
развития урбанизации
Общие тенденции развития процессов урбанизации, характерные для разных стран, позволили создать теории стадий урбанизации, которые проходятся всеми странами и объясняют современную дифференциацию между странами, находящимися на разных стадиях. Одну из первых подобных теорий разработал американский урбанист Дж. Джиббс, который главное внимание уделял потокам населения между городами, пригородными зонами и не урбанизированными территориями (сельской местностью), что в конечном итоге определяло разную динамику населения трех указанных типов территорий. Согласно теории Дж. Джиббса выделяются пять стадий урбанизации:
1) относительно равномерное расселение, дифференцированное в соответствии с естественным ландшафтом; отдельные города только появились в не урбанизированной местности, растет и городское, и сельское население, но городское население растет медленнее, чем сельское, т. е. доля городского населения то возрастает (за счет появления новых городов), то снижается при сильном преобладании сельского населения (более 90% всего населения);