История России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:41, курс лекций

Описание работы

Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы.
Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие.

Работа содержит 1 файл

bcnjhbz hjccbb ye.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

  Военная реформа - реформа, проведенная Александром II 1 января 1874 года. Разработанная военным министром Д. А. Милютиным. Утвержденная манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности. Явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

  Реформа образования

  В ходе реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

25. Личность в истории  Александр II

 

  Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I,18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

     Родившийся  в 1818 году сын князя Николая  Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

  Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.

  Получаемые  знания подкреплялись многочисленными  путешествиями.  Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и  результатом этого посещения  оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден  орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

  С 16 лет Александр  успешно принимал участие в делах  управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и  имел достаточно профессиональную военную  подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

  Большую роль в жизни Александра II сыграло  посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной. В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

   На престол  Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

   Первые  годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия  Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился  продолжателем "начал Священного  Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на  первом  приеме  дипломатического  корпуса, государь заявил, что  готов  продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом,  он  продемонстрировал  Европе, что, в этом плане, является  продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело  своего  отца. Однако  на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового  монарха. Сняты  были  мелочные  стеснения  с печати; университеты вздохнули  свободнее.. . ", говорили, что   "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "

  В действительности, так оно и было, так как, наученный  горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточиться на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется  внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности.. . "

  При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. 

  1 марта 1881 года император Александр II был  смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

26. Социально-экономическое  развитие России во второй половине 19 в

  Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. И несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине 19 века, модернизация в России затянулась на довольно длительный период и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Переходный характер исторического развития России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной культуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями и ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).

  Сельское хозяйство  в этот период окончательно стало  развиваться по буржуазному пути. Обычно выделяют два возможных пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  1. прусский - на основе помещичьего хозяйства и отработочной системы. Преобладал в центральных губерниях;
  2. американский(фермерский) – на основе мелкого крестьянского хозяйства. Преобладал  на окраинах – на Северном Кавказе, в Сибири, в Прибалтике, на Западной Украине и в Белоруссии, где не было общинного землевладения.

  В целом темпы  развития сельского хозяйства были очень низкими. Причины: сохранение общинного землевладения с переделами земли, что не стимулировало крестьян вкладывать дополнительные средства в землю, к тому же свободных капиталов у большинства крестьян не было, так как почти весь их доход уходил на выплаты по выкупным платежам.

  В 1880-е гг. в  стране завершился промышленный переворот, выразившийся в переходе к фабрично-заводскому производству. Однако и в промышленности имелись значительные пережитки феодализма. В частности, это выражалось в положении рабочих, которых предприниматели считали своего рода крепостными. Полностью отсутствовали пенсии, пособия по болезни и увечьям и другие виды социального обеспечения. Безжалостная, ничем не ограниченная эксплуатация рабочих, отсутствие социальной политики со стороны государства привели к тому, что рабочий вопрос наряду с аграрным стал в России одним из наиболее острых.

28. Внешняя политика  России во второй половине 19 в.

  Внешняя политика России во второй половине 19 в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами.

  Главной задачей  внешней политики России 1856 - 1871 гг., была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости в Черном море. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Черного моря. Но решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости приходилось не военным, а дипломатическим путем. Этим объясняется столь крупная роль дипломатии именно в эти годы. Перед правительством России встала задача найти союзников.

  В конце 50-х  гг. российское правительство могло  рассчитывать на поддержку Пруссии  и Франции, но их международное положение было стабильным и они не испытывали острой необходимости в привлечении России на свою сторону. В 1857 - 1860 гг. России удалось добиться дипломатического сближения с Францией. Однако первые же дипломатические инициативы русского правительства в очень узком вопросе о проведении Турцией реформ для христианских народов в балканских провинциях показали, что Франция не намерена оказывать поддержку России.

  Осенью 1860 г., в Варшаве состоялась встреча  трех монархов: России, Пруссии и Австро-Венгрии. Никаких конкретных соглашений по общеевропейским вопросам на этой встрече достигнуто не было, но в вопросе о борьбе с освободительным движением в Польше все проявили полное единство.

       В начале 1863 г. вспыхнуло восстание  в Польше, Литве, Западной Белоруссии. Восставшие требовали независимости, гражданского равноправия и наделения крестьян землей. Вскоре после начала событий, между Россией и Пруссией было достигнуто соглашение о взаимном содействии в подавлении восстания. Эта конвенция резко обострила отношения России с Англией и Францией.

       Западноевропейские правительства,  особенно Наполеон III, не проявили  особой заботы о польском народе, но стремились использовать подъем  освободительного движения для  дальнейшего ослабления дипломатических  позиций России в европейской политике. Наметившееся раннее потепление русско-французских отношений было сорвано. Восстание в Польше сблизило политику монархов России, Пруссии и Австрии.

  Результатом этих международных событий явилась  новая расстановка сил. Между  Россией и Англией еще более возросло взаимное отчуждение. Польский кризис прервал сближение между Россией и Францией. Наметилось заметное улучшение отношений между Россией и Пруссией, в котором были заинтересованы обе страны. Российское правительство отказывалось от своего традиционного курса в Центральной Европе, направленного на сохранение раздробленной Германии. Переход к поддержке объединения Германии "сверху" создавал перевес над враждебными устремлениями Англии и Франции…

  В 1870 правительство  России поставило вопрос о пересмотре условий Парижского мирного договора. Был использован довод, что нейтрализация Черного моря была осуществлена по настоянию Франции, которая брала на себя соответствующие гарантии. В Европе сложилась новая обстановка, при которой Франция уже не могла осуществлять прежние обязанности, и поэтому Россия не считала возможным сохранять незащищенными свои южные рубежи. В октябре 1870 г. российское правительство в одностороннем порядке объявило об отказе от нейтрализации Черного моря. Правительства Англии, Австрии и Турции высказались против действий России. Однако Пруссия не поддержала позиций Англии и Австрии, предложив провести международную конференцию держав, подписавших Парижский договор.

Информация о работе История России 19 века