Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:41, курс лекций
Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы.
Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие.
Благодаря неустанным трудам Огарева деятельность типографии расширилась. Имя Герцена стало широко известно и в России, и за ее пределами. Они писали о безнравственности и ужасах крепостного права, движении декабристов, о юридических, экономических и политических аспектах российской жизни. Многим помог “Колокол”, дал возможность критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране.
Далее Герцен вступил в поддержку Польского восстания 1863-1864гг., за это его бывшие друзья обвинили в антипатриотизме. В последние годы жизни Герцен разошелся с Бакуниным и даже с Огаревым в принципиальной оценке перспектив революционного движения в России. Он перестал верить в успех русской революции. В 1865г. Герцен переехал в Женеву, где почти не поддерживал отношений с другими русскими эмигрантами.
В 1869г. Г. подготовил цикл писем “К старому товарищу”, адресованных Бакунину. В них нашли отражение его изменившиеся взгляды на революцию. Он осуждал призывы политических организаций к немедленному политическому перевороту, говорил о необходимости “учить” народные массы, а не “бунтовать” их.
Герцен сформулировал программу русского общинного социализма. Тем самым он заложил основы теории социализма в России. Его называют предтечей народничества.
21 января 1870г. Ал. Ив. Герцен скончался в Париже от воспаления легких.
Герцен был не только талантливым публицистом, но и философом, историком, блестящим писателем и мемуаристов. Его характеристики целых эпох и отдельных личностей отличаются яркой образностью, точностью, психологизмом. Богато одаренный и необычайно трудолюбивый, Ал. Иванович оставил после себя множество печатных и не неопубликованных работ.
П.Я.Чаадаев (1794-1856) был замечательной личностью. Друг А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова, Он в 1819г. вступил в декабристское общество Союз благоденствия, хотя участия в его делах не принимал. Это был высокообразованный и одаренный человек.
В феврале 1821г. он демонстративно вышел в отставку, хотя его ожидала блестящая военная карьера, и в 1823-1826гг. находился в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где познакомился с философами того времени. По возвращении в Россию во время обыска на границе у него обнаружили “разные непозволительные книги и подозрительные бумаги”. Чаадаев был взят в под арест и подвергся допросу: его подозревали в связях с декабристами, что он решительно отрицал. За недостаток “улик” был освобожден.
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке; было переведено Кетчером), за которыми закрепляется название «Философических писем».
Публикация первого письма вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. «Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».
Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Чаадаев скептически отзывался об Александре II. Когда смерть была уже близка, Чаадаев объявил, что задумал написать сочинение, “в котором докажет необходимость сохранения в России крепостного права”.
Чаадаев был весьма известной личностью в обществе и до публикации «Философических писем».
Дочь Н. Н. Раевского-старшего Екатерина писала о нем (около 1817 года), что он является «неоспоримо (…) и без всякого сравнения самым видным (…) и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге». Помимо того, что он был весьма образован, имел отличные манеры, но и «возвел искусство одеваться (…) почти на степень исторического значения» (по словам М.Жихарева). Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…»[3]. Его недоброжелатель Вигель назвал его «первым из юношей, которые полезли тогда в гении».
Его современник
писал о нем: «от остальных
людей отличался необыкновенной
нравственно-духовной возбудительностью…
Его разговор и даже одно его присутствие,
действовали на других, как действует
шпора на благородную лошадь. При нем как-то
нельзя, неловко было отдаваться ежедневной
пошлости. При его появлении всякий как-то
невольно нравственно и умственно осматривался,
прибирался и охорашивался».
Отмена крепостного
права затрагивала жизненные
основы огромной страны. Александр II не
решался взять ответственность
всецело на себя. В конституционных
государствах все крупные мероприятия
сначала разрабатываются в
Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что "лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу".
Ожидалось, что дворяне живо откликнуться на призыв царя. В расчете на это в Министерстве внутренних дел началась разработка главных оснований реформы. Из архивов были извлечены проекты Сперанского и Киселева. К ним присоединили ходившие по рукам записки, в том числе и записка Кавелина. В итоге чиновники сошлись на том, что освобожденным от крепостной зависимости крестьянам надо дать небольшие наделы. За это крестьяне должны будут исполнять строго определенные повинности в пользу помещика.
В начале 1857г., в соответствии с традициями прошлых царствований, был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность оказалась малопродуктивной.
Между тем помещики никак не откликались на призыв царя. Обстановка гласности вынудила помещиков откликнуться на призыв царя. К лету 1858г. почти повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты. В конце того же года стали поступать их отзывы. Для рассмотрения этих отзывов и составления подробного проекта реформы были образованы редакционные комиссии. По воле царя их возглавлял Я.И. Ростовцев.
Помещики с недоверием отнеслись к редакционным комиссиям, и Александр обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 г. проект был подготовлен.
Помещики нечерноморских губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Дворянские представители от черноморских губерний выступали против надела крестьян землей.
Заветной мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость. В самый ответственный момент он назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу своего брата Константина Николаевича, сторонника либеральных мер. На последнем заседании Комитета и в Государственном совете реформу отстаивал сам царь. 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели – для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр сам причитал его войскам. Так пало крепостное право в России. "Положения 19 февраля 1861, г." распространялись на 45 губерний Европейской России.
Ликвидация феодальных отношений в деревне не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г." В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы, барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне еще долгое время находились на положении "временнообязанных", т. е. продолжали нести регламентированные "Положениями" феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.
Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким "ресурсом времени" – не более чем на 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.
Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все Россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству – такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.
Земская реформа 1864 г. — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Все дела в земстве, касавшиеся прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло из: земских губернских собраний (законодательная власть), земских управ (исполнительная власть).
Судебная реформа
Судебный устав 1864 г. — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.