Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:16, лекция
Аграрный вопрос и в 70-е годы оставался в центре социальной жизни Ирландии. Земля находилась в собственности 12 тыс. лендлордов, в числе которых были крупнейшие земельные магнаты, 1400 лендлордов владели 3 млн. акров земли. Аграрный переворот середины века не уничтожил полностью мелкую и мельчайшую аренду.
Не имевшие ни достаточных капиталов, ни государственной поддержки, лишенные каких бы то ни было перспектив при сохранении английской промышленной и финансовой гегемонии, мелкие национальные промышленники самой жизнью подводились к необходимости борьбы с колониализмом и империализмом.
В еще более тяжелом положении находились многочисленные ремесленники К ним примыкала армия мелких розничных торговцев, мелких лавочников и т.д. Важную роль играла национальная интеллигенция, главным образом мелкобуржуазная
Начавшееся в 40—70-х годах XIX в. обезлюдение Ирландии продолжалось и в начале XX в. Главным образом пострадала от этого ирландская деревня, население которой за период с 1840 по 1914 г. сократилось в 2,5 раза. Эмигрантом становился практически каждый третий житель острова.
Данные всеирландской переписи 1911 г. рисуют картину, характерную для колониальной страны, уже существенно продвинувшейся по пути капиталистическою развития. Из 800 тыс. самодеятельного сельскохозяйственного населения фермеры составляли примерно 50%. Численность же сельского пролетариата в собственном смысле этого слова не достигала и 9% (всего 69 тыс.). Зато так называемые семейные рабочие и сезонники, сплошь и рядом хозяева мелких и мельчайших «нерентабельных» ферм, все еще составляли около 40% (300 тыс. человек).
Из 0,5 млн. занятых в промышленности и на транспорте наемных рабочих 40% составляли чернорабочие и транспортники. Крайне неравномерно выглядело их распределение по регионам: если промышленный Ольстер имел 250 тыс. рабочих, т. е. 50% всего числа, то на западе, в Конноте, их было всего 20 тыс. (4%). 200— 220 тыс. человек составляли так называемые городские средние слои: мелкая городская буржуазия и разного рода мелкие служащие; число служащих и интеллигенции (включая 7 тыс. студентов и 22 тыс. учителей) достигало 40—45 тыс. человек.
В 1911 г. 74% населения страны (3,3 млн. человек) являлись католиками. Протестанты составляли 24,5% (1,08 млн. человек). Значительные массы протестантского населения были сосредоточены на северо-востоке (60% в Ольстере и 13% в Ленстере). Протестантский, колонизаторский в первую очередь, элемент находился в более привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Однако вес протестантского меньшинства в хозяйственной и политической жизни страны был непропорционально велик; здесь ему принадлежали все или почти все ключевые позиции. Протестантские фирмы решительно преобладали в деловой жизни Дублина, Корка, Лимерика, Уотерфорда и других крупных городов Ирландии, особенно Белфаста, где это преобладание было безраздельным. Они господствовали в банковском, страховом деле, на транспорте, в оптовой экспортно-импортной торговле. Протестанты во многих регионах страны, не говоря уже об Ольстере, составляли основную часть инженеров, юристов, банковских служащих, значительное большинство квалифицированных промышленных рабочих, обеспеченных наиболее высокими заработками (судо- и машиностроители, печатники, металлисты, столяры и т.п.).
Католики составляли 82% всех
фермеров и 83% сельскохозяйственных рабочих,
они преобладали среди
Основные политические группировки в Ирландии начала XX в.
В Ирландии существовали и скрещивали оружие на политической арене четыре основные политические группировки. На крайне правом крыле находились юнионисты, выступавшие за сохранение без изменений унии, т.е. старых колониальных порядков, и нерушимость имперских связей. В те годы их поддерживало 25—30% населения Ирландии: вся основная часть средней буржуазии, остатки лендлордов и часть наиболее зажиточных крестьян, верхи интеллигенции и служащих, протестантские массы Северо-Востока.
Главной политической силой
ирландского буржуазного
Со времен Парнелла эта партия значительно поправела. Выступая с умеренных позиций против засилья британского империализма в Ирландии, гомрулеры и не помышляли о полном отделении от Англии, о строительстве независимой национальной экономики. Они требовали лишь гомруля, т.е. ограниченной автономии, скорейшего завершения выкупа крестьянских земель и некоторых других второстепенных реформ. Их лидеры не доверяли народным массам, активно подавляли вспышки массовой борьбы, уповая на парламентские комбинации, на союз с британскими либералами. По мере нарастания национально-освободительного движения гомрулеры все больше отставали от времени, лишались широкой массовой базы, которая неизбежно становилась опорой более радикальных группировок.
Рост и укрепление в Ирландии нового слоя — национальной буржуазии, а также национальной интеллигенции нашел свое выражение в политической сфере в создании в 1905 г. новой группировки Шин-фейн (по-ирландски — «мы сами»), которая через три года, в 1908 г, смогла впервые в истории страны сформулировать и выдвинуть в качестве программы действий развернутую платформу свободного экономического развития с опорой на собственные средства. Резкая критика шинфейнерами осторожного курса гомрулеров, выдвижение на первый план требований активного промышленного развития под защитой протекционистских тарифов, создания национальной банковской и страховой систем, своего торгового флота, эффективной разработки местных природных ресурсов и т.д. привлекали к Шин-фейну сторонников более решительных действий против колониальной эксплуатации страны.
Вместе с тем уже в эти годы четко проявились классовая ограниченность и половинчатость программы и тактики шинфейнеров. Лидеры организации намеревались создать свободную Ирландию, не порывая политически с метрополией, путем преобразования Англии и Ирландии в двуединую монархию под общей короной британских королей. Таким путем они рассчитывали добиться лояльности юнионистского меньшинства. Своих целей деятели Шин-фейна надеялись достигнуть посредством организации массовых кампаний ненасильственного сопротивления.
Резко отрицательно относились шинфейнеры к массовым выступлениям трудящихся за свои социальные права, к классовой борьбе. Они противопоставляли этому идеи надклассового, «национального единства» всех ирландцев перед лицом чужеземного британского империализма.
Наиболее известным и популярным вождем партии Шин-фейн был Артур Гриффите — плодовитый политический публицист, вошедший в историю под названием «апостол ирландского капитализма».
До мирового кризиса 1914—1918 гг. Шин-фейн еще не был в состоянии создать свою массовую базу. После 1916 г все коренные образом изменилось.
На левом крыле ирландской политической жизни находилось радикально-мелкобуржуазное, республиканское течение, возглавляемое подпольной организацией — нео-фенианским Ирландским революционным братством (ИРБ). Олицетворяя собой весьма давнюю в ирландской политике традицию, связанную своими корнями с низшими слоями городского и сельского населения, оно выступало за создание независимой Ирландской республики путем вооруженного восстания. Вместе с тем ИРБ отличалась расплывчатостью социально-экономической платформы. В организацию входили и умеренные элементы, и ярко выраженные революционные демократы. Среди последних следует выделить национального героя Ирландии, убежденного сторонника глубоких демократических преобразований в интересах широких трудящихся масс Падрейга Пирса (1876—1916 гг.), а также героя антиимпериалистической борьбы 1919—1922 гг. Лиэма Меллоуза. Общая численность ИРБ была невелика — примерно 3 тыс. членов, однако она пользовалась немалым влиянием, которое все возрастало по мере усиления революционного подъема.
Массовое движение в начале XX в.
Политическую армию и
массовую основ ирландского национально-
С конца первого десятилетия
XX в. происходит консолидация разрозненных
отрядов преимущественно
Большое вниманье этому повороту в массовой борьбе ирландских трудящихся уделил В.И.Ленин. «Классовой войне» в Дублине 1913—1914 гг. он посвятил несколько работ, в которых отмечал неукротимый боевой дух рабочих и указывал, что в борьбе ирландского рабочего класса открылся новый этап. В эти годы претерпел значительные изменения характер и состав старых ирландских профсоюзов, прежде являвшихся замкнутыми объединениями высококвалифицированных рабочих и ремесленников. С 1894 г., когда в Дублине состоялся первый съезд Ирландского конгресса тред-юнионов (ИКТЮ), и до начала второй декады XX в. в нем задавали тон весьма умеренные деятели, ценившие превыше всего «классовый мир», убежденные противники политической борьбы рабочего класса.
В то же время классовое
сознание городского пролетариата в
основном еще только зарождалось, его
политические идеалы были весьма туманны:
преобладали концепции
Сельскохозяйственный
Ирландское рабочее движение не получало должной помощи от организованного рабочего движения британской метрополии. Британские рабочие лидеры-реформисты «снимали» ирландскую национальною проблему, объявляли «реакционными» все справедливые национальные требования ирландского народа.
В этих условиях широкое
распространение получила местная
разновидность так называемого
революционного синдикализма (в Ирландии
по аналогии с США его часто
называли «производственным юнионизмом»)
На первых порах, в условиях
отсталой Ирландии, революционный синдикализм
оказался способным дать определенный
импульс подъему массовой борьбы.
Однако преобладание синдикалистов
в ирландском рабочем движении имело
для него и неблагоприятные последствия
Оно привело к умалению его
роли в условиях роста национально-
Рабочий класс Ирландии был лишен внутреннего единства, протестантский промышленный пролетариат Северо-Востока действовал обособленно. Его политические симпатии определялись приверженностью к империи, традициями социал-реформизма и религиозной нетерпимость. В целом ирландский пролетариат был еще не готов взять на себя миссию гегемона национально-освободительной борьбы
Вместе с тем продолжалось начатое в конце XIX в Ирландской социалистической республиканской партией распространение идей научного социализма в Ирландии, в первую очередь усилиями Джеймса Конноли. В 1903—1910 гг. он находился в США, где выступал на левом фланге социалистического движения. Вернувшись на родину, он вместе с Ларкиным встал во главе «нового ирландского юнионизма», а после отъезда последнего в 1914 г. являлся наиболее авторитетным руководителем ирландского рабочего движения Дж.Конноли выступил с рядом марксистских трудов по истории Ирландии, рассматривая ее в свете классовой борьбы. Им было впервые разработано учение о социалистической революции в Ирландии, проходящей через две последовательные ступени: национально-демократическую и собственно социалистическую. Отражая в известной мере общую отсталость ирландского рабочего движения тех лет, Дж.Конноли допускал и отклонения от марксизма, уступки анархо-синдикализму (например, известная недооценка политической партии пролетариата).
Тем не менее в 1912 г. по его инициативе в Ирландии была создана Ирландская лейбористская партия (ИЛИ), которая вскоре слилась в единую организацию с Конгрессом тред-юнионов под общим названием ИЛП—ИКТЮ. Перевес в ней, однако, в дальнейшем получили реформистские элементы. В целом в Ирландии тех лет еще не созрели условия для соединения научного социализма с массовым движением. Поэтому влияние буржуазии в идеологической сфере оставалось в общем непоколебленным.
Основным направлением аграрных выступлений в ирландской деревне была борьба за ускорение темпов и скорейшее завершение аграрной реформы на наиболее выгодных для ирландского фермерства условиях. Лозунги радикальной очистки» ирландской деревни от лендлордизма и перехода на рельсы свободного фермерского хозяйства имели превалирующее значение. Вместе с тем уже в эти годы в ирландской деревне нарастает новый антагонизм- разрозненная, неразвитая политически и идейно, неорганизованная масса безземельных и малоземельных крестьян — плбатраков и «фермерских сыновей» начинает, хотя еще и достаточно смутно, осознавать несхожесть своих интересов с интересами зажиточного крестьянства и фермерской буржуазии.