История ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:16, лекция

Описание работы

Аграрный вопрос и в 70-е годы оставался в центре социальной жизни Ирландии. Земля находилась в собственности 12 тыс. лендлордов, в числе которых были крупнейшие земельные магнаты, 1400 лендлордов владели 3 млн. акров земли. Аграрный переворот середины века не уничтожил полностью мелкую и мельчайшую аренду.

Работа содержит 1 файл

История Ирландии.docx

— 154.40 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ ИРЛАНДИИ

К оглавлению

IX.   Ирландия   в   последней   трети   XIX в. Обострение ирландского вопроса в 70-е годы XIX в. Гомрулеры. Чарлз Парнелл

Аграрный вопрос и в 70-е  годы оставался в центре социальной жизни Ирландии. Земля находилась в собственности 12 тыс. лендлордов, в числе которых были крупнейшие земельные магнаты, 1400 лендлордов владели 3 млн. акров земли. Аграрный переворот  середины века не уничтожил полностью  мелкую и мельчайшую аренду. Из полумиллиона арендаторов 145 тыс. располагали участками  размером не более 5 акров, а 119 тыс. —  от 5 до 15 акров. Несмотря на закон 1870 г., величина арендной платы и сроки  аренды по-прежнему зависели исключительно  от лендлордов, а все улучшения, производимые крестьянами, немедленно вызывали повышение  арендной платы.

На экономике Ирландии тяжело сказался затяжной кризис сельского  хозяйства Великобритании. Наводнение британского рынка зерном и мясом  из США и других стран привело  к резкому снижению цен на сельские продукты как в метрополии, так и в ее колонии — Ирландии.

Это отразилось на положении  ирландских арендаторов, сказалось  в известной степени и на доходах  ирландских лендлордов. Свои убытки последние  стремились возместить посредством  дальнейшего повышения арендной платы и еще более усиленного выколачивания недоимок. Продолжался  и сгон арендаторов с земли: в 1877 г было выселено со своих участков 980 семей, в 1880 г. — 2110.

Начиная с 1876 г. четырехлетие неурожаи привели к тому, что в  конце 70-х годов ирландские крестьяне  стояли перед реальной угрозой повторения бедствий 40- годов. Ухудшение положения  крестьянских масс и, как следствие, рост числа «аграрных преступлений»  против лендлордов и их аюнюв свидетельствовали о том, что в Ирландии сложились предпосылки для нового подъема национального движения Необходимость решения задач антиколониальной революции, уничтожения остатков феодализма становилась все более настоятельной.

После поражения фениев главную  роль в ирландском национальном движении в 70-х годах стали играть сторонники установления в Ирландии самоуправления (гомруля) конституционным путем. В 1870 г. была создана Ирландская лига гомруля, члены которой обязались  добиваться в парламенте предоставления Ирландии самоуправления. На парламентских  выборах 1874 г. в палату общин было избрано 60 сторонников гомруля во главе с протестантским адвокатом  И.Баттом. Ирландская фракция в палате общин включала представителей различных общественных слоев: помещичьих кругов, буржуазии, интеллигенции и мелкой буржуазии, в ее составе были либералы и бывшие фении, протестанты и католики.

В 1874 г. Энгельс писал по поводу выступления гомрулеров: после того как возможность восстания в Ирландии была исключена на долгие годы, оставался «только путь легального движения, которое и началось под знаменем гомруля, «господства в собственном доме». Основное требование заключалось в том, чтобы королевский парламент в Лондоне передал законодательство по всем чисто ирландским вопросам особому ирландскому парламенту в Дублине... Это движение... приобрело такую силу, что к нему вынуждены были присоединиться ирландские депутаты самой различной партийной окраски... Со времен О'Коннела впервые снова появляется в парламенте сплоченная ирландская партия...»

Новая национальная партия, главной ареной политической борьбы которой была палата общин, применила  такой чисто парламентский метод  действия, как обструкции: внесение бесконечных поправок, выступления  с многочасовыми речами на посторонние  темы, не имеющие касательства к  повестке дня, и т.п , что затягивало рассмотрение вопросов и принятие решений. Существовавшая в британском парламенте процедура создавала весьма благоприятные условия для широкого применения этого метода. [Депутаты палаты общин могли выступать на любую тему при обсуждении того или иного вопроса в течение любого времени. Ни само обсуждение каждого вопроса в целом было ограничено определенными временными рамками.] Инициатива применения обструкций не ходила от ирландского депутата Джозефа Биггара, белфастского оптового торговца, члена Высшего совета Ирландского революционного братства (его роль в фенианском движении была неизвестна большинству гомрулеров). Четырехчасовая речь Биггара о заболеваниях свиней сорвала переход к очередному пункту повестки дня.

Сначала обструкции применялись  только несколькими депутатами-гомрулерами, но с избранием в парламент нового ирландского депутата Чарлза Парнелла обструкции превратились в эффективное средство, которым широко стала пользоваться вся фракция.

30-летний протестантский  землевладелец из Уиклоу Чарлз Стюарт Парнелл принадлежал к той категории ирландских помещиков, в семьях которых из поколения в поколение сохранялась верность освободительным идеалам. Дед Чарлза Парнелла по материнской линии был вице-адмиралом, участвовавшим в войне 1812 г. США против Англии. Другой его дед командовал отрядами волонтеров, поддерживал Граттана. Чарлз Парнелл был убежденным сторонником самостоятельности Ирландии, решительно отвергая при этом фенианские методы борьбы, какие-либо вооруженные действия.

Будучи сторонником конституционных  методов, Парнелл разделял взгляды гомрулеров и на решение аграрного вопроса. Он считал необходимым установление определенного уровня «справедливой» арендной платы, устойчивого срока арендного договора, разрешения свободной продажи земли. Эта программа, выдвигавшаяся еще в 50-е годы Лигой защиты прав арендаторов, составляла в то время максимум требований гомрулеров по аграрному вопросу. В то же время Парнелла, как и других гомрулеров, не могла не беспокоить усилившаяся в 70-е годы эмиграция. Они считали, что осуществление их аграрной программы принесет крестьянам необходимое облегчение. После смерти Батта в 1877 г. Парнелл был избран председателем Лиги гомруля.

К концу 70-х годов гомрулеры выступали как организованная политическая сила ирландского национального движения. Вне парламента их поддерживали состоятельные слои ирландской эмиграции в США, а в самой Ирландии — зажиточное городское и сельское население, а также часть либерально настроенных землевладельцев. Основная масса населения не знала о том, что происходит в стенах палаты общин, а сторонники фениев, особенно революционная эмиграция в США, открыто обвиняли гомрулеров из-за их отказа от революционных методов борьбы в «предательстве национальных интересов».

Новая    программа    национального    движения.   Майкл    Девитт

Резкое ухудшение положения  широких масс крестьян создало почву  для вовлечения их в национальное движение. Но для этого требовалась  такая программа, которая отвечала бы их жизненным интересам, сплачивала бы на борьбу против лендлордов. У гомрулеров такой программы не было, а доктрина революционных демократов 1848 г. о сочетании борьбы за землю с борьбой за национальное освобождение Ирландии была фактически предана забвению.

О необходимости вернуться  к программе 1848 г. заговорили в начале 70-х годов в ирландских секциях  Первого Интернационала в Нью-Йорке. Ее горячим сторонником стал секретарь  секции № 7 Джон Девой, виднейший - участник фенианского движения. Этому способствовала постановка ирландского вопроса  в Международном Товариществе Рабочих, Выдвинул эту доктрину в качестве основы национального движения этих лет бывший фений Майкл Девитт.

Сын изгнанного в 1852 г. арендатора из графства Мейо, Майкл Девитт прошел трудный жизненный путь. Он с раннего детства был вынужден работать на фабрике в английском городе Гаслингене, а в 11-летнем возрасте ему ампутировали до плеча руку, изуродованную машиной. Совсем молодым Майкл Девитт примкнул к фениям. В конце 60-х годов он уже был организатором отрядов фениев на севере Англии и обеспечивал снабжение их оружием. В 1870 г. 24-летний Девитт был осужден английским судом на 15 лет каторги и лишь в 1877 г. условно освобожден по амнистии. Он вышел из тюрьмы с твердым намерением предложить ирландскому движению «новый курс». Свои взгляды Девитт изложил осенью 1878 г. бывшим единомышленникам — фениям в США. Программа действий, которую он разработал вместе Девоем, определялась прежде всего отказом от подготовки восстаний путем заговоров, убеждением в необходимости вовлечения в борьбу в первую очередь крестьян, создания широкого национального объединения. Основное задачей должна была стать борьба против лендлордизма крах которого привел бы к возвращению земли ее на стоящим владельцам. Выступая в сентябре 1880 г. на митинге в Канзасе (США), Девитт заявил: «Объявив аграрную войну ирландским лендлордам с целью ликвидации их гарнизона в Ирландии, мы подготавливаем путь к ее полной независимости...»

Девитт и Девой предложили создать единую организацию, которая охватила бы сельское и городское население, гомрулеров и фениев, католиков и протестантов Ее должны поддержать многочисленные ирландские эмигранты в Англии, США, Австралии, Новой Зеландии. Предполагалось, что эта эмиграция, значительно влиявшая на формирование общественного мнения в самой Ирландии, обеспечит и финансовые нужды движения.

Предстояло организовать противодействие изгнанию арендаторов, вести борьбу против повышения лендлорда  ми арендной платы и оказывать  финансовую помощь нуждающимся. В качестве конечной цели выдвигалось установление независимой Ирландской республики. Однако ближайшая задача ограничивалась достижением самоуправления Ирландии, что должно было привлечь к движению и гомрулеров. Такая широкая программа, ставившая в центре внимания отношения между лендлордами и крестьянами, сочетавшая национальные и социальные задачи, отвечала интересам различных классов и политических группировок Ирландии, объективным потребностям национальной борьбы. Она могла поднять на борьбу широкие крестьянские массы, для которых господство лендлорда олицетворяло и экономический и национальный гнет. Согласие фениев, в том числе Высшего совета НРБ, поддержать этот план обуславливалось тем, что он не исключал вооруженное восстание на высшей ступень борьбы. Многие фении уже понимали, что на успех можно рассчитывать только в случае, если в движение будут во влечены широкие массы народа.

Новую программу, изложенную Девиттом и его сторонниками на митингах и собраниях в городах США, одобрили тысячи ирландцев Она была изложена также в специальном послании к Парнеллу, которому Девитт, Девой и их друзья предложили встать во главе общенациональной ирландской организации. Хотя ответ не был получен, Девитта, Девоя это не обескуражило. Позднее Парнелл утверждал, что послание не дошло до него.

В целом «новый курс», разработанный  ирландскими демократами, был весьма близок к сформулированным Марксом  в качестве платформы Первого  Интернационала по ирландскому вопросу  задачам антифеодальной и антиколониальной революции в Ирландии. Это свидетельствовало  о жизненности и актуальности новой платформы ирландского национального движения.

Ирландская    национальная    земельная    лига. Вступление   в   борьбу   широких   крестьянских   масс   (1879—1882 гг.)

Весной 1879 г. группа ирландских демократов во главе с Майклом  Девиттом приступила к реализации своих планов в западных графствах Мейо, Слайго, Голуэй и др., наиболее страдавших от неурожая и произвола лендлордов. Это были районы самой мелкой аренды.

20 апреля 1879 г в Айриштауне (Мейо) был созван первый митинг арендаторов землевладельца Берка, объявившего незадолго до этого о значительном повышении арендной платы. Выступали как приехавшие из Дублина, так и местные ораторы (преимущественно бывшие фении). Была принята написанная Девиттом резолюция, призывавшая покончить с лендлордизмом и провозглашавшая боевой лозунг: «Земля Ирландии — народу Ирландии!» После окончания митинга все семь тысяч его участников прошли мимо дома Берка с возгласами: «Долой лендлордов!», «Земля — крестьянам!» На другой день Берк снизил арендную плату на 25%. Митинг в Айриштауне положил начало самому массовому в XIX в. выступлению ирландских крестьян, организованному на основе широкой программы.

Затем последовали митинги  в других городах и поселках с  участием тысяч крестьян На 10-тысячном митинге в Уэстпорте впервые выступил и Парнелл, призвавший противодействовать выселениям, росту арендной платы и одобривший, таким образом, наконец начавшееся движение. В условиях ожесточенных нападок светской и церковной реакции на «организованный бандитизм» крестьян выступление Парнелла имело весьма большое значение. Движение усилилось к концу лета, когда в результате затяжных дождей крестьяне Западной Ирландии лишились не только основной пищи — картофеля, но и основного вида топлива — торфа. Надвигалась голодная и холодная зима.

18 августа 1879 г. на многолюдном  митинге Майкл Девитт и его друзья сообщили о создании Земельной лиги графства Мейо. Вскоре, 21 сентября, была основана Ирландская национальная земельная лига. Ее президентом стал Чарлз Парнелл. Майкл Девитт был избран почетным секретарем Исполнительного комитета, в который вошли представители гомрулеров и фениев; среди последних были Патрик Эган (казначей Лиги), Бреннан и Секстон. Официальная программа Лиги включала требования снижения несправедливой арендной платы и фиксации сроков арендных договоров, прекращения сгона арендаторов, предоставления стране самоуправления и создания автономного парламента. Но в то же время сохранялась более радикальная программа Лиги Мейо, которая требовала полного уничтожения лендлордизма и возвращения земли крестьянам, а также создания независимой Ирландской республики. Все революционно-демократическое крыло Земельной лиги фактически придерживалось именно этой программы, рассматривая решение аграрного вопроса только как ступень в борьбе за полную независимость страны. В 1884 г. Девитт писал в открытом письме в газету «Нью-Йорк уорлд»: «Земельная лига была основана для полного уничтожения ирландского лендлордизма, во-первых, как системы, ответственной за нищету и голод в Ирландии, постоянно терзающих ее, во-вторых, потому что лендлордизм является британским гарнизоном, преграждающим путь к национальной независимости страны».

По согласованию с Парнеллом и другими гомрулерами вопрос о будущем политическом устройстве Ирландии не был включен в программу. Это давало возможность объединить все национальные силы Ирландии — от крестьян до либеральных землевладельцев. В свою очередь гомрулеры получали теперь широкую поддержку вне парламента.

Была выработана структура  Земельной лиги, принят Устав. Уже  к концу года насчитывалось около 200 отделений Лиги, зарегистрированных в ее Исполнительном комитете в Дублине. Они возникали при больших  поместьях, в которых было много  арендаторов, в поселках и городах, объединяя здесь также и другие трудовые слои населения. Отделения  регулярно созывали митинги, на которых  до сведения тысяч присутствующих доводились намерения того или иного лендлорда  повысить плату или выселить арендаторов, принимались соответствующие резолюции. Через отделения распределялись получаемые из Дублина средства для  оказания помощи изгнанникам и семьям арестованных. Ораторы Исполнительного  комитета Лиги разъясняли значение борьбы против лендлордов.

Вскоре Земельная лига смогла продемонстрировать на практике свои возможности: в январе 1880 г. она  выиграла так называемую «битву в  Карраре». Деревню Каррару, как и  все соседние деревни глухого  полуострова Коннемары, расположенного на крайнем западе Ирландии, населяли рыбаки и беднейшие арендаторы, обрабатывавшие неплодородные земли. Безлесные горы, скалистые обрывы, ущелья, болота, торфяники, сотни озер и узкие долины — такова была земля, которая должна была кормить тысячи людей. Кромвелевский генерал, один из завоевателей Ирландии, побывав на Коннемаре, заявил: «Там нет дерева, чтобы повесить ирландца, и нет земли, чтобы потом его похоронить».

В конце 1879 г. многие жители Каррары получили предупреждение о  том, что в ближайшее время  им будет вручено официальное  извещение о выселении за недоимки. Тогда на помощь пришли местные отделения  Земельной лиги. В начале января по призыву их руководителей двухтысячная толпа крестьян в течение нескольких дней преграждала доступ агентам  лендлордов к хижинам подлежащих выселению арендаторов. Вооруженная  охрана агентов не могла пробиться  к домам, к тому же в деревнях никто  не соглашался ни за какие деньги снабжать солдат продуктами. Не было помощи и  извне, поскольку все дороги, ведущие  к деревням, были перекрыты и охранялись крестьянами. В результате лендлорд был вынужден отказаться от выселения  арендаторов. Отчет о событиях в  Карраре обошел многие газеты Ирландии, Англии, США, Канады и Австралии и содействовал дальнейшему развитию движения. Сам факт, что впервые в истории Ирландии удалось поднять на совместные действия забитое сельское население Коннемары, свидетельствовал о правильности курса Земельной лиги.

Информация о работе История ирландии