Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:16, лекция
Аграрный вопрос и в 70-е годы оставался в центре социальной жизни Ирландии. Земля находилась в собственности 12 тыс. лендлордов, в числе которых были крупнейшие земельные магнаты, 1400 лендлордов владели 3 млн. акров земли. Аграрный переворот середины века не уничтожил полностью мелкую и мельчайшую аренду.
Нарастание недовольства широких масс ирландского народа приводило ко все большему обострению антиимпериалистической борьбы. Ирландские народные массы сорвали в 1918 г. попытку правительства Ллойд Джорджа распространить всеобщую воинскую повинность на Ирландию. С весны 1918 г. по всей стране (за исключением Северо-Востока) прокатилась кампания бойкота товаров британского производства.
1917—1918 годы стали временем
сплачивания в анти
Разгром восстания 1916 г. и
гибель наиболее последовательных руководителей
пролетарского авангарда и
25 октября 1917 г. на первом съезде «новою Шин-фейна» его президентом был избран один из немногих оставшихся в живых военных руководителей «Красной пасхи» Имон Де Валера — сын испанского эмигранта в США и ирландской крестьянки, преподаватель математики, весьма даровитый и тонкий политик, сочетавший стойкий патриотизм с немалым консерватизмом в социальных вопросах. Его заместителями стали А.Гриффитс и священник республиканец М.О'Фленеган.
Принятая съездом программа «нового Шин-фейна» явилась плодом компромисса между умеренными и левым крылом и в течение длительного времени давала почву для различных толкований. Конечной целью организации провозглашалось «обеспечение международного признания Ирландии в качестве независимой республики», после чего путем референдума ирландский народ должен будет сам установить угодную ему форму правления. Программа предусматривала созыв ирландского учредительного собрания, строительство «явочным порядком» ядра национальной экономики, системы образования, судебной системы и т.д. В этом съезд повторил почти без корректив позицию «старого» Шин-фейна. Трудящимся Ирландии была обещана «достаточная для жизни» заработная плата.
Что касается провозглашенных в программе принципов будущего государственного устройства Ирландии, го каждая сторона вкладывала в них свой смысл: Гриффите и его последователи стремились использовать их для осуществления своей давней мечты — дуалистической монархии и равноправного с английским ирландского парламента. Последовательные республиканцы — К.Бругга, К.Маркевич, О.Стэк и др. — отказывались воспринимать их иначе как прямое и полное подтверждение республиканских принципов 1916 г. Сторонников компромисса, Имона Де Валеру в первую очередь, заботило сохранение организационного единства национального лагеря. Точно так же обстояло дело и с выраженные в программе намерением «прибегать к любым средствам». Несмотря на антиимпериалистический и антиколониальный в целом характер своей программы и деятельности, «новый Шин-фейн» много сделал для сдерживания революционной самодеятельности масс, разобщения национального и социального аспектов борьбы, суживания, ограничения перспектив ирландской революции. В 1917— 1918 гг. среди лидеров преобладала вера в мирную перспективу движения. Основная часть его руководства в то время питала иллюзии, что судьба Ирландии будет благоприятно решена не на поле битвы в самой стране, а за столом переговоров в ходе близившейся мирной конференции по послевоенному устройству мира. Особые надежды возлагались на позицию США и лично на президента В.Вильсона.
В декабре 1918 г. национальные силы во главе с Шин-фейном одержали полную победу на первых послевоенных парламентских выборах. Успех Шин-фейна был тем более впечатляющ, что партия действовала полулегально, в обстановке жестоких репрессий. Предвыборный манифест Шин-фейна содержал сокрушительную критику Ирландской парламентской партии как силы, враждебной подлинным национальным интересам. В манифесте утверждалось, что Шин-фейн выступает не от имени какой-либо политической группировки, но как выразитель чаяний всей ирландской нации.
В итоге выборов Шин-фейн завоевал 73 из 105 мест в ирландских парламентских округах. Число парламентских мандатов Ирландской парламентской партии сократилось с 80 до 6 из 26 избранных юнионистов 23 да Ольстер. Подавляющее большинство ирландского народа, таким образом, высказалось за независимость, республику, разрыв с империализмом.
Организация Ирландских волонтеров —ядро национальной повстанческой
армии
Военной опорой «нового Шин-фейна» стала организация Ирландских волонтеров (ИВ), построенная по территориальному признаку добровольческая милиция. Со времени своего учреждения в 1913 г. ИВ претерпела значительную трансформацию. К 1916 г. 90% волонтеров по призыву Редмонда вступили в британскую армию. А из отказавшихся сражаться за интересы британского империализма (15—18 тыс. человек) лишь небольшая часть встала под ружье за дело революции в славные дни «Красной пасхи».
В 1917 и особенно в 1918 г. на волне нового подъема освободительной борьбы членство ИВ начало быстро расти. Летом 1918 г. оно поднялось до 100 тыс. человек.
Социальный состав волонтеров был довольно пестрым. Рабочие и служащие, студенты, торговцы, безработные, иногда предприниматели (в городе), батраки, фермеры и фермерские сыновья (в деревне) — так выглядело членство местных подразделений ИВ. Трудящиеся города и деревни составляли, таким образом, основную силу волонтеров, однако общий дух организации был «чисто национальный». В целом Ирландские волонтеры складывались как народная армия, преследующая близкие и понятные широким массам населения общенациональные цели борьбы за свободу.
В конце 1917 г на общенациональном съезде ИВ глава Шин-фейна Имон Де Валера был избран также и президентом Ирландских волонтеров. Командные должности в организации заняли и многие другие представители Шин-фейна. Это в немалой степени помогало руководству Шин-фейна навязывать волонтерам свою пассивную, выжидательную тактику. В противовес этому среди волонтерской массы на местах зрело сознание необходимости более решительного курса. Выразителями этой тенденции явились молодые, радикально настроенные офицеры Дэн Брин (из Типперэри), Лиэм Линч, Томас Барри (Корк) и некоторые другие.
До реорганизации Ирландской республиканской армии (так с лета 1919 г. стали называться Ирландские волонтеры) весной 1921 г. самым крупным воинским соединением ИВ была бригада Она включала от семи до десяти территориальных батальонов, которые в свою очередь членились на 10—15 территориальных рот. Все эти подразделения имели, как правило, разное число бойцов (в роте — 50—100, в батальоне — 500—800, в бригаде — несколько тысяч человек).
Наиболее остро стояли перед ИВ проблемы вооружения и военного обучения. В среднем на одну бригаду приходилось несколько десятков боевых винтовок и карабинов, остальное оружие составляли револьверы и охотничьи ружья. Волонтеры почти не имели транспортных средств, средств связи, инженерного оборудования и располагали весьма ограниченными запасами взрывчатки. Но и с имеющимся боевым оружием умели обращаться лишь немногие, главным образом бывшие военнослужащие английской армии Основную массу бойцов составляли так называемые частичные солдаты, днем занятые на фабриках и фермах, в конторах и мастерских, а вечерами или ночью несколько раз в неделю занимавшиеся военной подготовкой.
Рабочее и крестьянское движение в последние годы первой мировой
войны
Национально-освободительное движение в Ирландии развивалось на фойе неутихавших социальных конфликтов и классовой борьбы трудящихся масс, нередко переплетавшихся с антиимпериалистическими выступлениями. Обострению этой борьбы способствовали углубление противоречий мирового империализма, резкое усиление нищеты в связи с военными трудностями и наступлением капиталистов на жизненный уровень трудящихся. Стоимость жизни в Ирландии по сравнению с довоенным периодом выросла вдвое. Многие десятки тысяч ирландских тружеников не имели работы. Все это привело к значительному увеличению численности профессиональных организаций ирландского пролетариата. Если в 1914 г. рабочих—членов профсоюза было менее 90 тыс., то к весне 1918 г их стало около 140 тыс. человек. К 1921 г. в профсоюзы вступило примерно 315 тыс. рабочих, т.е. до 60% всех лиц наемного труда в стране.
Крупнейшим и наиболее влиятельным ирландским союзом в 1918 г. оставался Ирландский союз транспортных и неквалифицированных рабочих (ИСТНР), насчитывающий до 50 тыс. членов, за ним шли два «британских» союза (т.е. ирландские филиалы общебританских союзов) — железнодорожников и машиностроителей, а также строителей, учителей, клерков и т.д. Старые цеховые союзы окончательно уступили место новым массовым организациям.
Вместе с тем приток в профсоюзы новых масс трудящихся, не обладавших, как правило, ни политическим опытом, ни достаточно развитым классовым сознанием, а также тысяч «белых воротничков» сделал ирландское рабочее движение еще более доступным для насаждения в нем буржуазных и мелкобуржуазных влияний, особенно националистической идеологии Шин-фейна. Еще более усложнилась задача изживания анархо-синдикалистских тенденций, что было насущно необходимо в условиях, когда рабочее движение наряду с Шин-фейном становилось одной из двух наиболее могущественных национальных сил.
После гибели Дж.Конноли наиболее видную роль в ирландском рабочем движении играл Т.Джонсон — многократный председатель Исполкома ИЛП—ИКТЮ, автор важнейших документов ирландского рабочего движения тех лет. По отзывам его приверженцев, он был пацифист, а по своим политическим убеждениям — гомрулер и всегда оставался сторонником действий, не выходящих за конституционные рамки. Джонсон и его ближайшие сподвижники — У.О'Брайен, К.О'Шаннон, Т.Форан — много сделали для того, чтобы связывать руки массовому рабочему движению, превратить его в политическом отношении в придаток Шин-фейна. Клятвы в верности заветам Дж.Конноли на деле оборачивались синдикалистской панацеей «борьбы в экономической сфере» вкупе с типичной для британских социал-реформистов «сдержанностью» в проведении стачечных боев
Яркий пример больших возможностей
ирландского пролетариата дала победоносная
всеобщая политическая стачка в апреле
1918 г., проведенная по всей стране (исключая
Ольстер) в знак протеста против угрозы
принудительного воинского
С особой силой проявились
органические слабости ирландского
рабочего движения в ноябре 1918 г. На
специальном съезде ИЛП—ИКТЮ, собравшемся
с целью наметить курс этой организации
на грядущих парламентских выборах.
В эти дни официальное
В ответ на это унизительное требование Национальный исполком ИЛП—ИКТЮ принял беспрецедентное решение отказаться от участия в избирательной борьбе. Выступая на съезде от имени Исполкома, Т.Джонсон заявил: «Для ирландских рабочих гораздо более важно организоваться в промышленной сфере для борьбы против класса капиталистов, чем захватывать политическую власть». Отказываясь от участия во всеобщих выборах, отстраняясь тем самым и от участия в формировании высших законодательных и административных учреждений новой республики, ИЛП—ИКТЮ по существу отдавала всю сферу политической жизни в стране в руки национально-буржуазного шинфейнеровского руководства. Это было более чем на руку шинфейнерам, стремившимся во что бы то ни с гало блокировать рост социальной борьбы, перевести развитие освободительной революции на рельсы «чисто национального» конфликта.
Шин-фейну по существу удалось одержать бескровную победу над ирландским рабочим движением, что фактически означало сужение целей и ограничение перспектив ирландской революции. Самоустранение с политической арены (хотя частичное и вынужденное) единственной организованной массовой силы, способной толкать эту революцию влево, не могло не отразиться весьма тяжело на всем ходе антиимпериалистической борьбы и ее итогах.
Завершающий период мировой
войны стал для Ирландии также
и временем обострения борьбы аграрной.
На нищем Западе, который стал главным
очагом аграрных выступлений, в центре
борьбы стоял мелкий фермер, стремившийся
к скорейшему разделу и использованию
сохранившихся здесь
В конце 1917—начале 1918 г. в стране стала реальностью угроза повторения «великого голода» 40-х годов XIX в. В этих условиях Шин-фейн в союзе с организованным рабочим движением осуществил широкую и эффективную кампанию за ограничение и контроль над экспортом продовольствия из Ирландии. На первых порах была провозглашена распашка части пастбищных земель, остававшихся до сих пор в руках лендлордов.
Вначале кампания проходила организованно. Проводилась она местными отделениями Шин-фейна. Экспроприируемые лендлорды получали небольшую компенсацию. Но очень скоро крестьяне начали делить землю самочинно. К началу весны 1918 г. аграрная война захватила ряд графств Запада и Юго-Запада. Такие действия все чаще задевали не только лендлордов, но и крупных рэнчеров — скотоводов.
Британские власти поспешили прийти на выручку напуганным земельным собственникам. В марте 1918 г. Клер, Роскоммон и другие графства Запада оказались на военном положении. Крупные британские воинские части жестоко расправились с участниками аграрных выступлений.
Подобное развитие событий напугало и шинфейнеровское руководство; последнее специальным циркуляром запретило дальнейшее осуществление аграрных захватов как «не отвечающее интересам ирландской нации».
XI. Ирландская национально-освободительная революция 1919—1923 гг. Англо-ирландская война 1919—1921 гг.
Этот важнейший период национальной истории Ирландии распадается на два неразрывно связанных между собой этапа — Англо-ирландскую войну 1919—1921 гг., называемую иногда также ирландской Войной за независимость, и последовавшую за нею с лета 1922 г. Гражданскую войну. В ходе последней левые силы ирландского общества боролись за то, чтобы углубить развивающийся революционный процесс, противостоять намерениям правобуржуазных кругов остановить ирландскую революцию. Национально-освободительная, антиимпериалистическая революция в Ирландии завершилась весной 1923 г. поражением левореспубликанских сил и утверждением у власти умеренных кругов местной национальной буржуазии.