История физической культуры Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура Древнего Рима относится к числу противоречивых, и ее развитие следует рассматривать по трем периодам государственного устройства Древнего Рима: физическая культура Царского периода (VIII-VI вв. до н.э.), физическая культура Республиканского периода (VI-I вв. до н.э.), физическая культура Императорского периода (31 г. до н.э. – 476 г. до н.э.). "Царский" период характеризуется наличием палестр на юге Италии, где проживали греки, а также состязаниями Союза городов, в программу которых были включены упражнения по бегу, гонках на колесницах, фехтованию, борьбе. На соревнования Со

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет среднего профессионального  образования 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

                          По дисциплине: «История»

                         Тема : «История физической культуры Древнего Рима».

                          Студентки: 1-го курса Гучиновой Екатерины

Специальности: «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

        Руководитель:

       ________________                                                                                     Дата сдачи:

             (подпись)                                                                                «____»________________2012 г.

                                                                                                         Дата защиты:

                                                                                                         «____»________________2012 г.

 

 

Элиста 2012 г.

 

 

История физической культуры Древнего Рима

Физическая культура Древнего Рима относится к числу противоречивых, и ее развитие следует рассматривать по трем периодам государственного устройства Древнего Рима: физическая культура Царского периода (VIII-VI вв. до н.э.), физическая культура Республиканского периода (VI-I вв. до н.э.), физическая культура Императорского периода (31 г. до н.э. – 476 г. до н.э.). "Царский" период характеризуется наличием палестр на юге Италии, где проживали греки, а также состязаниями Союза городов, в программу которых были включены упражнения по бегу, гонках на колесницах, фехтованию, борьбе. На соревнования Союза городов приглашались представители других народов, городов-полисов. Постепенно эта форма физической культуры себя изжила, т.к. соревнования стали носить чисто "римский" характер. В VI в. до н.э. в Древнем Риме стали устраивать представления светского характера, отвечали за которые не жрецы, а должностные лица. Самыми ранними римскими гражданскими праздниками считаются Римские игры. Они длились 14-15 дней и устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Их постоянным местом проведения была избрана долина между Палантином и Авентином, где был сооружен первый цирк. Второй период в развитии общества Древнего Рима резко изменил характер физической культуры. Представители мужского пола стали проводить лучшие свои годы в военных лагерях, физическая подготовка в которых была жесткой и всесторонней – упражнения в плавании, прыжках в длину, преодолении препятствий и т.п. проводились в обнаженном виде и с полной боевой выкладкой, вес которой достигал 25-30 кг. Постоянно устраивались длительные марш-броски и переходы на 30-40 км со скоростью передвижения 6 км/час. При этом возрастные особенности не учитывались. Идеалом общественного сознания стал воин-легионер, который презирал публичные состязания. Несмотря на все это, было бы погрешением против исторической правды утверждать, что граждане Римской Республики не использовали другие формы физической культуры. В высших кругах сохранились традиции заниматься упражнениями с гантелями, играми. Богатые патриции строили при своих домах сферистереумы, где играли в мяч и плавали. В семьях среднего достатка юноши воспитывались отцами – получали азы грамматики и арифметики, учились верховой езде и владению оружием. Между собой молодые люди упражнялись в метании копья, дрались на кулаках и боролись. Однако, это не могло шлифовать их мастерство, т.к. публичные соревнования были "не в моде". О римлянах философ Сенека писал: "…недалекие люди, тела которых упитаны, а ум груб. В Риме давно забыли о красоте и грации человеческого ума и тела". С III в. до н.э. в Древнем Риме учреждаются новые представления: Плебейские игры, Аполлоновы и Мегаленские игры, а также флоралии, в честь богини Флоры. Эти празднества были ежегодными, длительность их составляли 6-7 дней. Кроме регулярных (ординарных) игр, в Древнем Риме могли устраиваться экстраординарные праздники по любоиу случаю и пожеланию магистрата. Общая сумма праздничных гуляний римлян превышала 76 дней

 

 

 

 в году. В отличии от древнегреческих агонов, игры в Древнем Риме были представлены: во-первых – торжественным шествием во главе с помпой (т.е. устроителем игр); во-вторых - непосредственным проведением состязаний в цирках; в-третьих - сценическими представлениями в театре; в-четвертых - массовыми угощениями. Характеристика физической культуры была бы не полной без воспоминания о гладиаторских боях, возникших в конце III в. до н.э. Идея боев была позаимствована с греческих обрядов посвящения. Гладиатор (от лат. "глядиус") означает носящий меч. Гладиаторские школы стали открываться во всех уголках Древнего Рима. Во главе подготовки идущих на смерть стояли ланиусы (мясники). Для страшных зрелищ римлянами Республиканского периода стали возводиться универсальные сооружения, имеющие великолепные арены, на которых одновременно вели поединок сотни гладиаторов. Примером таких сооружений может служить Колизей, вмещающий свыше 300тыс. зрителей. Жестокое отношение к гладиаторам привело в 74-71 гг. до н.э. к крупным восстаниям, самым известным из которых является восстание под управлением Спартака.

 

 Третий период, именуемый  Императорским, положил конец  гражданским войнам и внешнему  кризису. Физическая культура  превратилась в предмет "заботы  императорской власти". Стали  строиться роскошные сооружения  – термы, включающие бани, бассейны, многочисленные фонтаны, площадки  для игр с мячом, крытые коридоры  для бега и прыжков, залы  для философских бесед, библиотеки, картинные галереи. В термах  римляне занимались фехтованием,  упражнениями с гирями, подвижными  играми, гимнастикой, а также участвовали  в состязаниях. Возобновились императором Августом возобновились состязания на колесницах, проводимые в цирках. Самым популярным являлся Большой цирк. В этот период в Древнем Риме стали выделять "звезд" среди наездников и гладиаторов. Их одаривали замками, золотой утварью, свободой. Заработок такой звезды порой равнялся 100 заработкам адвокатов. В конце Императорского периода были созданы первые физкультурные объединения, фракции, партии, волнения на стадионах. С их появлением арены цирков превратились в политические баталии. Наиболее известными были фракции синих и зеленых. Чтобы предотвратить волнение император Юстиниан закрыл все сооружения физической культуры, кроме Византийского ипподрома. Однако, впоследствии и он не избежал самого крупного восстания болельщиков "Ника", при подавлении которого погибло 30 тыс. человек. Так был положен конец древним формам физической культуры.

 

Физическая культура в  государстве, достигшем наивысшей  ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории  культуры. Именно здесь при рабовладельческом  строе была армия, наилучшим образом  подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер

 

 

 

 народных развлечений.  В Риме не было организованного  школьного физического воспитания. Римский господствующий класс  не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне,таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.

1. Многочисленные источники  указывают на то, что физическая  подготовка юношей до 16-17-летнего  возраста, т. е. до службы в  армии, являлась исключительно  задачей семьи. Правда, в IV веке  до н. э. было создано учебное  заведение под названием "лудус", однако из этого мы можем сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического воспитания подобно греческому. Но в III веке до н. э. подготовка воинов была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения.

2. Основой, на которой  держалась Римская империя, ее  внутренней определяющей силой  являлись наводнявшие Рим народные  массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло. Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. В отличие от греческих  полисов в Риме власть всегда  была сосредоточена в руках  немногочисленной группы людей.  В этой атмосфере не могло  возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям  физической культурой организованный  характер и поощряло бы к  этому народные массы. В этих  условиях физические упражнения  оставались средством удовлетворения  личных потребностей и формой  индивидуального развлечения.

4. Не могли принести  существенных изменений и попытки  отдельных государственных деятелей  и политиков, преклонявшихся перед  эллинизмом.

В период, когда граждане Рима познакомились с греческой  физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. "Глупость, дорогой Луций, - писал Сенека, - и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка". Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние престижные ценности. Кстати, воспитатели не переняли из

 

 

греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись  в Риме устроителями зрелищ.

"Царский  период" физической культуры Рима

Крушение патриархата  и периода военной демократии создало в Италии условия для  развития физической культуры на классовой  основе. Рисунки на вазах и в  местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы  состязаний по легкой атлетике, борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму. Подобные же памятники сохранились из жизни  греческих колоний в южной  Италии с той разницей, что здесь  были распространены гимнасии и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян.

Приблизительно в VIII веке до н. э. Рим и окружающие его селения  заключили союз городов во главе  с Альба Лонга. Союз городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более "римский" характер. На играх VIII-VII веков до н. э. соседние народы присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян пригласили на культовые состязания и ограбили их.

По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и  состязаний колесниц в долине между  Палатином и Авентином получило название "цирка". Здесь проводились так называемые троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

"Период  республики" физической культуры  Рима

В конце VI века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы  государственности Рим попал  под перекрестный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под  названием Луди Магни, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками,

 

 

носили всенародный характер. Однако по мере обострения борьбы между  патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала свои обособленные игры.

В 287 году до н. э. плебеи, без  которых не могла обходиться армия, торговля и мануфактурное производство, добились, наконец, предоставления им равных прав, чему способствовало и  то обстоятельство, что римляне наряду с внутриполитическими баталиями  к этому времени завоевали  всю Италию.

Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура  общества, а вместе с ней менялся  и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители  мужского пола лучшие свои годы проводили  в военных лагерях. Вследствие этого  отпала необходимость в организации  обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные  лагеря в качестве элементов военной  подготовки.

Военная подготовка в лагерях  была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в  высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в  обнаженном виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20-25 кг устраивались переходы на 30-40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения  оставались для них привычным  делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться  в беге, прыжках, с гантелями. В  сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в завоеванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в I веке до н. э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих. Многие известные римские граждане, среди них Цицерон, то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и так называемого античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.Здесь в любое время дня всегда толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. "Каждое проявление ловкости и силы зрители

Информация о работе История физической культуры Древнего Рима