Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как гравитация, материя, эволюция, общество, личность. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В 18 веке культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств.

Содержание

Введение - ------------------------------------------------------- 2


2. Особенности культуры Древнего Рима.- ------------------------4



2.1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА - ---------------------------------------------6


2.2 ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА - ------------------------------------------------7


2.3 литература- -----------------------------------------------8


3. Периодизация истории и культуры Древнего Рима -----------9


4. Заключение -----------------------------------------------------------12

Работа содержит 1 файл

Культура Др Рима.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

ПЛАН 
 

1. Введение   -       ------------------------------------------------------- 2     

2. Особенности  культуры Древнего Рима.- ------------------------4

    

     2.1  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА -  ---------------------------------------------6 

    2.2  ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА  -          ------------------------------------------------7 

    2.3   литература-             -----------------------------------------------8 

3. Периодизация  истории и культуры Древнего  Рима -----------9 

4. Заключение -----------------------------------------------------------12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение    

      

     Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как гравитация, материя, эволюция, общество, личность. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В 18 веке культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным  называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается  у  нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. Сегодня культуру  изучают  десятки наук, и каждая  выбирает один  аспект, угол зрения, подход. Постепенно в науке утвердился  более широкий и демократический взгляд на культуру, а сама она стала пониматься как  сложносоставное явление, включающее  сотни элементов, черт, форм и разновидностей.

     Римская империя как единое государство существовала с 31г. до н.э. по 395г. н.э. Даже в наши дни вся область распространения римского господства – Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки  - изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями.  Рим создал свою цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей.  Вопрос о том, можно ли говорить о существовании  самостоятельной римской культуре как самобытном и целостном феномене, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О.Шпенглер и А.Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре, называя ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян в технике, прикладных науках, в законодательстве, а литература, искусство, философия в Риме были всецело под греческим влиянием. История Рима всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации.

        Другие исследователи(  в советской историографии С.Л.Утченко, Е.М.Штаерман и др.), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей  которая сложилась в римской гражданской общи не в связи с особенностями ее исторического развития. К таким  особенностям относят установление  демократической формы правления в результате борьбы между  патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Второй подход представляется нам более обоснованным, и в последующем изложении мы выделим и рассмотрим самобытные черты культуры античного Рима.

       Делами, достойными  римлянина, особенно из знати, признавались только политика, война, земледелие, разработка права – гражданского и сакрального, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, издавна проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, постольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с нею. В свою очередь и Рим, подчинив себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так сформировался синтез греческой и римской культур. Римляне осваивали греческую философию, формы и стили греческой культуры, искусства, но вкладывали в них свое содержание, развивали в этих новых формах свои идеи и мировоззрение. Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в тоже время выступала как самостоятельное явление,  определяемое ходом исторических событий, своеобразием  условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности культуры Древнего Рима.

     Далеким предком римлян считался Эней, сын  богини Венеры, спасенный ею при  падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан. Они при этом исполняли свой долг по отношению к римской общине - civitas. Civitas - это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин цивилизация. Римские граждане были напрямую причислены к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному (хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский долг, гражданские обязанности были очень важными в жизни Рима. Эта, римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апенинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже - провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство. Как и во всех древних обществах, поначалу сохранялись многие "первобытные" или полупервобытные отношения между людьми. Ускоренное развитие римской цивилизации началось где-то в III-II в.в. до н. э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов - центров областей, с уже продвинутым расслоением населения, с появлением больших масс рабов. Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Шло нарастание сложности социальных отношений и комфортности быта. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью, и беднотой - достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась чрезвычайно. Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне строили сложные водоводы (акведуки) и достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры. Во всяком случае, что касается витального уровня последней. В Риме вырабатывались разнообразные формы культурной (облагороженной) жизни, отличавшей римлян от варваров. На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур антично мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит тоже строился на основе этрусского. Влияние греков началось с третьего века до нашей эры после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фо льклор. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства- города Рима, который в первые- трети века до нашей эры насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.                                                                                                                                                Форумом в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какие-либо собрания, съезды. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику- прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. Площади Рима и других городов украшали триумфальные арки. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворяющий идею единения многочисленных народов империи. Главная часть пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни,- особенность культурной жизни Рима. Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ, имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей, амфитеатр Флавиев в Риме. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524м и высотой 57м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены размещалась императорская ложа. 
 
 

2.1  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА

        Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н. э и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

     Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

     Раннее  римское право получило свое выражение  и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.

     По  отношению к отсутствию права  и малоразвитому правовому состоянию, солидная и тщательная разработка его и действенность правовых актов стали важными моментами не только развития цивилизации, но и окультуривания жизни. Отношения между людьми по мере их совершенствования в правовых аспектах, в большей мере организовывались, упорядочивались, и очеловечивались, хотя в этом процессе были издержки, и немалые. Правовые установления формировались и закреплялись неизбежно в пользу определенных слоев населения, господствующих слоев. Раб, например, не был вообще субъектом права. И излишняя жестокость рабовладельца осуждалась только в качестве злоупотребления им своим правом на имущество (коим считался раб) и расточительного распоряжения им. Однако некоторые элементы римского права все же носили характер "блага для всех", правовой защиты любого римского гражданина, защиты от беспредела. При отстаивании законных прав укреплялось и чувство человеческого достоинства. Римское право в своем развитии видимо недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.

2.2  ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

     Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать и писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств- грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. А владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

     Центрами  научной деятельности были Рим, Александрины, Афины, Карфаген. Больших успехов  добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

     Греческие ученые приглашались наставниками и  воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические возможности в более практических целях, например земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. 
 
 

2.3  ЛИТЕРАТУРА

    Три специфические  особенности римской литературы.

      Первой  отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо  более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

      Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

      Второй  особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

      Эллинизм  характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

      Из  этих особенностей литературы — более  позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

      Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

      Наконец, хотя талантливых и глубоких историков  в Греции было достаточно, только в  Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и  проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

      Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

      1. Доклассический период уходит  в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

Информация о работе Культура Древнего Рима