Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:46, реферат
Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как гравитация, материя, эволюция, общество, личность. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В 18 веке культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств.
Введение - ------------------------------------------------------- 2
2. Особенности культуры Древнего Рима.- ------------------------4
2.1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА - ---------------------------------------------6
2.2 ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА - ------------------------------------------------7
2.3 литература- -----------------------------------------------8
3. Периодизация истории и культуры Древнего Рима -----------9
4. Заключение -----------------------------------------------------------12
ПЛАН
1. Введение
- ------------------------------
2. Особенности культуры Древнего Рима.- ------------------------4
2.1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ РИМА - ------------------------------
2.2 ПРОСВЕЩЕНИЕ
И НАУКА -
------------------------------
2.3 литература-
------------------------------
3. Периодизация
истории и культуры Древнего
Рима -----------9
4. Заключение
------------------------------
1. Введение
Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как гравитация, материя, эволюция, общество, личность. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В 18 веке культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. Сегодня культуру изучают десятки наук, и каждая выбирает один аспект, угол зрения, подход. Постепенно в науке утвердился более широкий и демократический взгляд на культуру, а сама она стала пониматься как сложносоставное явление, включающее сотни элементов, черт, форм и разновидностей.
Римская империя как единое государство существовала с 31г. до н.э. по 395г. н.э. Даже в наши дни вся область распространения римского господства – Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки - изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями. Рим создал свою цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей. Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской культуре как самобытном и целостном феномене, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О.Шпенглер и А.Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре, называя ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян в технике, прикладных науках, в законодательстве, а литература, искусство, философия в Риме были всецело под греческим влиянием. История Рима всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации.
Другие исследователи( в советской историографии С.Л.Утченко, Е.М.Штаерман и др.), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей которая сложилась в римской гражданской общи не в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относят установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Второй подход представляется нам более обоснованным, и в последующем изложении мы выделим и рассмотрим самобытные черты культуры античного Рима.
Делами, достойными римлянина, особенно
из знати, признавались только политика,
война, земледелие, разработка права –
гражданского и сакрального, историография.
На такой основе складывалась ранняя культура
Рима. Иноземные влияния, в первую очередь
греческие, издавна проникавшие через
греческие города юга Италии, а затем непосредственно
из Греции и Малой Азии, воспринимались
лишь постольку, постольку они не противоречили
римской системе ценностей или перерабатывались
в соответствии с нею. В свою очередь и
Рим, подчинив себе страны эллинистической
культуры, оказывал на них значительное
влияние. Так сформировался синтез греческой
и римской культур. Римляне осваивали
греческую философию, формы и стили греческой
культуры, искусства, но вкладывали в них
свое содержание, развивали в этих новых
формах свои идеи и мировоззрение. Культура
Рима связана с завершением истории античного
общества. Она продолжала эллинистическую
традицию и в тоже время выступала как
самостоятельное явление, определяемое
ходом исторических событий, своеобразием
условий жизни, религии, свойствами характера
римлян и другими факторами.
2. Особенности культуры Древнего Рима.
Далеким
предком римлян считался Эней, сын
богини Венеры, спасенный ею при
падении Трои. Но основателем Рима был
не он, а легендарный Ромул, сын бога войны
Марса. Ромул, которого вместе с его братом,
по преданию, выкормила волчица, основал
Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце
жизни стал богом под именем Квирин (римляне
называли себя квиритами). Так что залогом
величия Рима было множественное божественное
покровительство. И это величие постоянно
поддерживалось героическими усилиями
римских граждан. Они при этом исполняли
свой долг по отношению к римской общине
- civitas. Civitas - это община и гражданское состояние,
и с этим словом связан термин цивилизация.
Римские граждане были напрямую причислены
к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному
(хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский
долг, гражданские обязанности были очень
важными в жизни Рима. Эта, римская цивилизация,
как и другие древние, складывалась на
основе объединения разных племен: латинян,
сабинян, этрусков, италиков, населения
греческих колоний в южной Италии. Но на
Апенинском полуострове не сформировалось
таких полисных образований, как в Греции.
Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно
Рим, постепенно выросший в большой центр
с зависимыми от него областями, а позже
- провинциями на огромной территории
нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки.
Сформировалось большое и все увеличивавшееся
государство. Как и во всех древних обществах,
поначалу сохранялись многие "первобытные"
или полупервобытные отношения между
людьми. Ускоренное развитие римской цивилизации
началось где-то в III-II в.в. до н. э. Оно оказалось
связанным с ростом самого Рима и ряда
других городов - центров областей, с уже
продвинутым расслоением населения, с
появлением больших масс рабов. Обыденная
жизнь римлян, вначале суровая и бедная,
постепенно менялась. Шло нарастание сложности
социальных отношений и комфортности
быта. В императорском Риме различия между
богатыми с их невероятной роскошью, и
беднотой - достигли огромных размеров.
Императорский Рим поражал не только разгулом
всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия,
безнравственности, но и богатством, роскошью,
великолепием зданий и сооружений. Римская
цивилизация в целом развилась чрезвычайно.
Римляне овладели разнообразными приемами
строительства. Они проложили множество
прекрасных дорог, которые в Европе использовались
и в эпоху Средневековья. Римляне строили
сложные водоводы (акведуки) и достигли
многого в организации бытового комфорта.
Достаточно вспомнить о знаменитых термах
(своеобразных общественных банях). Все
это требовало и определенного уровня
цивилизованности и, одновременно, выступало
средствами развития и цивилизации и культуры.
Во всяком случае, что касается витального
уровня последней. В Риме вырабатывались
разнообразные формы культурной (облагороженной)
жизни, отличавшей римлян от варваров.
На формирование древнеримской культуры
повлияли художественные ценности и традиции
двух великих культур антично мира: этрусков
и греков. По этрусскому образцу строились
круглые римские храмы. Латинский алфавит
тоже строился на основе этрусского. Влияние
греков началось с третьего века до нашей
эры после завоевания греческих колоний
в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи»
обусловило развитие римской поэзии, но
источником вдохновения для поэтов служил
собственный народный фо льклор.
Развитие римской цивилизации привело
к значительному росту и возвышению столицы
государства- города Рима, который в первые-
трети века до нашей эры насчитывал от
1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались
вокруг городского центра, включавшего
форум, базилику, триумфальные арки, административные
здания, конные статуи, школы и дороги.
2.1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н. э и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.
Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".
Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.
По
отношению к отсутствию права
и малоразвитому правовому
2.2 ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать и писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств- грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. А владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.
Центрами научной деятельности были Рим, Александрины, Афины, Карфаген. Больших успехов добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.
Греческие
ученые приглашались наставниками и
воспитателями в богатые римские семьи,
а их научными открытиями восхищались
римские ученые мужи, использовавшие свои
аналитические возможности в более практических
целях, например земледелии или управлении
государством. В области науки и философии
достижения римлян были скромными.
2.3 ЛИТЕРАТУРА
Три специфические
особенности римской
Первой
отличительной чертой римской литературы
в сравнении с греческой
Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.
Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.
Эллинизм
характеризуется крупным
Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.
Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.
Наконец,
хотя талантливых и глубоких историков
в Греции было достаточно, только в
Риме могли появиться такие
Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.
1.
Доклассический период уходит
в глубь веков и