Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа
Физическая культура Древнего Рима относится к числу противоречивых, и ее развитие следует рассматривать по трем периодам государственного устройства Древнего Рима: физическая культура Царского периода (VIII-VI вв. до н.э.), физическая культура Республиканского периода (VI-I вв. до н.э.), физическая культура Императорского периода (31 г. до н.э. – 476 г. до н.э.). "Царский" период характеризуется наличием палестр на юге Италии, где проживали греки, а также состязаниями Союза городов, в программу которых были включены упражнения по бегу, гонках на колесницах, фехтованию, борьбе. На соревнования Со
встречали аплодисментами",- писали хроникеры. Особенно популярными были игры с мячом.
Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание - стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, "античного пролетариата". А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться. Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.
Наряду с представлениями в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища - заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.
Характерным эпизодом в этом процессе явился жест Гая Сампориуса Гракха, который в эпоху народных трибунов значительно увеличил свою популярность тем, что разрушил ограду вокруг арены форума, и тем самым народ получил бесплатный доступ к зрелищам в 122 году до н. э. В I веке до н. э. поединки проходили уже на специальных, окруженных трибунами площадках - амфитеатрах.
Бои гладиаторов времен республики
были намного более жестокими, чем
во времена империи. За исключением
нескольких отчаянных авантюристов,
большинство гладиаторов
Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний:
1. Осуждение мечом гладиатора.
Такого осужденного выставляли
против опытного гладиатора. Естественно,
что победителем в этих
2. Осужденного бросали
к диким зверям. В этом случае
осужденным давали примитивное
оружие, чтобы поединок мог
3. Согласно приговору,
осужденный зачислялся в школу
гладиаторов. Эта форма
поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.
Рассмотрим некоторые факторы популярности поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления.
Во-первых, они оказывали
огромное психологическое воздействие
на суеверных римлян тем, что в
их представлении с помощью крови
они могут покончить с
Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками.
В-третьих, захватывающие
поединки полностью удовлетворяли
массовые потребности той эпохи
в развлечениях и зрелищах. И не
в последнюю очередь
"Некоторые, - говорил Цицерон,
- могут считать наши поединки
гладиаторов жестокими и
Все это попытаемся рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими чувствами все новые и новые жестокости, желая таким образом произвести впечатление на своего противника. В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им он держал "в страхе" весь сенат.
Восстание Спартака
Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки, - не случайно владельца школы, руководившего обучением, называли мясником, и постоянная боязнь смерти не раз воспитывали из гладиаторов борцов за свободу угнетенных.
Восстание Спартака началось с того, что около 70 гладиаторов, вырвавшихся из гладиаторской школы в Капуе, вместе с присоединившимися к ним окрестными рабами разгромили на склонах Везувия посланный против них римский отряд.
Их выступление вылилось в восстание десятков тысяч рабов. Гладиаторы стали руководить их обучением военному искусству, а свое умение фехтовать использовали в борьбе против своих бывших владельцев. Армия рабов под
предводительством Спартака на протяжении ряда лет наносила удары по военной силе величайшего и находившегося в стадии расцвета государства древнего мира.
"Императорский период" физической культуры Рима
Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступил новый период. Захватнические войны, а также применение владельцами крупных поместий рабского труда пагубно отразились на крестьянстве - большинство из них потеряли землю и пополнили собой число людей, паразитирующих на рабском труде. Республиканская государственная структура с течением времени оказалась неспособной обеспечить господство малочисленного меньшинства над разорившимися свободными гражданами, жителями провинций и рабами. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н. э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.
Физическая культура из средства
межпартийных баталии превратилась
в предмет "заботы" императорской
власти и стала выполнять
"Отовсюду вокруг меня
доносится хаотический шум.
Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала Западной Римской империи.
Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в узком кругу представителей высших слоев общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие труд, жившие только сегодняшним днем или на иждивении других, выступали скорее в роли "пассивных потребителей" зрелищных пороков, порожденных физической культурой. В знаменитых сатирах Д. Ю. Ювенала ярко описывается тип нахлынувших в столицу римлян, которые до тех пор сидели в неподвижности, пока не получали хлеб и цирковое представление. В случае победы их любимцев они забывали все свои беды и, одурманенные, неистовствуя, воздавали своим кумирам божественные почести. Ну, а "если потерпит поражение тот или иной гладиатор, считавшийся непобедимым" и к тому же "даже зеленые не побеждают", тогда в городе царила такая печальная и подавленная атмосфера, как после поражения консулов в битве при Каннах".
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигла 175 дней в году.
Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями греческого происхождения, но в период ее упадка снова обрели главенствующую роль.
Для того чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения, в Саламисе, в ходе которых зрители могли вдоволь полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Судя по описаниям, в этот период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы наряду с самоотверженностью пользовались огромной популярностью. Зрители из зажиточных слоев, стремясь произвести впечатление на массы, одаривали своих любимцев дорогими подарками. Сам император не раз посылал вошедшему в милость гладиатору дорогой кубок, наполненный золотыми монетами. Однако всех превзошел Нерон, который подарил одному из них дворец и землю.
Ювенал утверждал, что доход хорошего всадника на колеснице соответствовал заработку ста адвокатов. Во II веке одним из таких всадников, обладавшим выдающимся талантом, был Гай Апулей Диокл, который на колеснице, запряженной парой лошадей, побеждал 3000 раз, а на четверке лошадей - 1500 раз. Он участвовал в состязаниях до сорокадвухлетнего возраста и
при 32 миллионах сестерций принес факции большой доход, значительная доля которого досталась ему самому.
В грубых и неотесанных гладиаторах женщины видели воплощение мужественности. Художники прославляли их, изображая в мозаиках, на керамических плитах и на вазах. Неудивительно, что со временем снова выросло число сенаторов, рыцарей и даже императоров, принимавших участие в любительских гонках на колесницах и выступавших в роли гладиаторов - Нерон, Тит, Гадриан, Каракалла, Коммод и др. Славе гладиаторов завидовали даже амазонки и в погоне за сенсацией, к немалому удовольствию зрителей, участвовали в поединках в смешанных парах вместе с мужчинами.
Однако наряду с гладиаторами
и всадниками - "звездами" и
любимцами публики, была многочисленная
группа побежденных неудачников. Большой
процент всадников заканчивал свою
спортивную карьеру с многочисленными
травмами и не в ореоле славы. Многие
из них находили смерть под копытами
мчавшихся за ними лошадей или
под колесами проносившихся над
ними колесниц. Большинство раненых
гладиаторов не получало пощады. Понятие
об идеальном мужчине требовало,
чтобы победитель с криком "Получай!"
заколол корчившегося от боли противника.
Служители амфитеатра в таких
случаях бросались к
Великий мыслитель-стоик Луций Аннеус Сенека (4 год до н. э.- 65 год н. э.) принадлежал к числу немногих, кто не одобрял этот бесчеловечный вид развлечений. На основе впечатлений, полученных в амфитеатре, он с глубоким возмущением и презрением писал:
"По сравнению с этим
все прежние бои были
"Убивай, режь, жги! Почему
он бежит на меч, так
Информация о работе История физической культуры Древнего Рима