Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:48, реферат
Более шестисот лет живут евреи на землях Беларуси. Период этот по своей уникальности является одним из самых значительных в многовековой истории древнейшего народа. С Беларусью связаны эпизоды величайшей гордости еврейского народа и беспримерной трагедии - катастрофы, унесшей жизни 848 тысяч его представителей на белорусских землях. Долгое время этот важнейший пласт еврейской и мировой истории предавался забвению.
Глава 1. Первые упоминания о евреях в истории Беларуси. 4
Глава 2. Еврейская духовная культура. 4
2.1. Образование и классификация учебных заведений евреев. 4
2.2 Традиции и праздники еврейского народа 4
2.3 Представители культурной деятельности еврейского народа в Беларуси 4
Глава 3. Материальная культура еврейского народа. 4
3.1 Синагоги 4
3.2 Кладбища и массовые захоронения 4
Остановимся на деятельности некоторых из них подробнее.
Марк Шагал – художник, график, сценограф и поэт (идиш), один из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века. Шагал учился в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Одни из самых знаменитых работ художника - «Над городом», «Вава» и «Невеста с веером».
Хаим Сутин родился в Смиловичах Минской губернии, в бедной еврейской семье, и был 10-тым из 11-ти детей. В 1913 Сутин перебирается в Париж, где изучает признанные произведения классиков живописи. Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным. Из наиболее знаменитых работ «Портрет Амедео Модильяни».
Белорусско-еврейский
график Соломон Юдовин, который также
был художником, этнографом и представителем
движения «Еврейского ренессанса», которое
было частью общего авангардного движения
в искусстве России. Художник участвовал
в экспедициях «Еврейского ренессанса». Он
зарисовывал и фотографировал всё, что
относится к иудаике — предметы еврейского
быта, ритуальные
Меер
Аксельрод – советский
Зелик Аксельрод – еврейский поэт, брат известного Меера Аксельрода. С успехом выступал в Минске со стихами, был ответственным секретарём, а затем и последним главным редактором журнала «Штерн». Вместе с Изи Хариком возглавлял секцию еврейских писателей при Союзе писателей Белоруссии, Харик был арестован в 1937 году вместе с многими еврейскими писателями в Минске. Несколько книг вышло посмертно, в составлении участвовал брат Меер Аксельрод и его жена писательница Ривка Рубина, вышла книга и в переводе на русский, предисловие Р. Рубиной, оформление М. Аксельрода, большая часть переводов — Елена Аксельрод. Одна книга вышла много после его смерти в Нью-Йорке в 1961 году.
Изи Харик - еврейский поэт и общественный деятель, один из основателей еврейской литературы в Советском Союзе. Писать стихи начал в годы гражданской войны, впервые опубликовал несколько стихотворений в газете «Ди комунистише велт» (М., апрель 1920, под псевдонимом Изи Зембин). С тех пор стал широко печататься в советской еврейской и русской прессе. В 1920-е гг. выпустил первые сборники стихов: «Цитер» («Дрожь», Минск, 1922), «Аф дер эрд» («На этой земле», М., 1926), «Мит лайб ун лебн» («Душой и телом», Минск, 1928) и «Лидер ун поэмес» («Стихи и поэмы», Киев-Минск, 1930). Посмертно были изданы книги Харика на идиш, белорусском и русском языках, в том числе сборник «Стихи и поэмы» и сборник «От полюса к полюсу».
Менделе Мойхер-Сфорим - выдающийся еврейский писатель, считается основоположником современной светской еврейской литературы на языке идиш, классиком литературы на идиш и на иврите. В рамках просветительской деятельности Менделе Мохер Сфарим перевел на идиш «Путешествие на воздушном шаре» Ж. Верна и издал свою работу по естествознанию «Рыба, проглотившая пророка Иону», Одесса, 1870. На русском языке произведения Менделе до революции напечатаны в «Восходе», в «Жизни» и отдельными изданиями; некоторые ещё при его жизни были переведены также на польский язык. После революции его сочинения много издавались в СССР, как на идиш, так и в русских переводах, а также получили известность и на Западе.
Таким образом, можно проследить историческое развитие культуры еврейского народа, опирающейся, прежде всего на глубокочтимые традиции. Несмотря на многовековое сожительство с белорусами, тяжелые потрясения войн ХХ века, антисемитизм и гонения, еврейскому народу удалось сохранить свой традиционный уклад жизни, обычаи, общинное устройство и свой особый склад личности. Уроженцами Беларуси были знаменитые писатели, художники, скульпторы, музыканты, внесшие огромный вклад в развитие не только еврейской и белорусской, но и мировой культуры, видные политические деятели многих стран мира.
Наряду с духовными ценностями у еврейского народа есть огромное количество памятников материальной культуры. Начнем, пожалуй, с многочисленных синагог, существовавших и существующих на территории Беларуси. Синагога (по-гречески - дом собраний) была местом молитвенных собраний и одновременно средоточием духовной и культурной жизни евреев. Синагогальные постройки, созданные в период расцвета восточноевропейского еврейства с середины XVI в. до начала XX в. и оказавшиеся в результате геополитических процессов на территории современной Беларуси, представляют собой интереснейший и важнейший объект изучения. Они отражают в своей архитектуре многомерность еврейской культуры на этнических белорусских землях, являются бесценными источниками информации о региональных традициях, укладе и условиях жизни евреев, отражают мировоззренческую специфику еврейских групп (ортодоксов, хасидов, реформистов).
Важно
отметить, что строительство синагог
было одной из главных привилегий, которой
добивались иудейские общины ещё со времён
вхождения белорусских земель в состав
ВКЛ. Земля, на которой находились синагоги
или кладбища, была освобождена от налогов.
За осквернение или разрушение культового
здания виновные подвергались казни.
Синагоги служили и для защиты жителей
от нападения врагов, их зачастую строили
в виде крепостей с мощными стенами.
По функциональным характеристикам можно выделить несколько типов синагог:
1. деревянные синагоги, вобравшие в себя поэтику лучших образцов сельской, усадебной архитектуры.
2. «хоромный тип»: большие срубные постройки перекрытые высокими ломаными крышами с несколькими заломами. В отличии от каменных синагог располагались в маленьких местечках.
3. «крепостной тип» выделяет дополнительную оборонную функцию синагог.
4. Синагоги общегражданского типа практически растворены в рядовой застройке - культовые постройки «дворцово-храмового типа». Данный термин характеризует импозантность молитвенных зданий «крупного калибра»; а также адекватно отражает намерение архитекторов и заказчиков через экзотичную, порою вычурную архитектурную форму продемонстрировать значимость еврейской цивилизации с её историко-культурным наследием.
Наиболее ярко крепостной тип
представлен Брестской
Синагоги крупных общин Беларуси в городах и местечках, так называемые главные синагоги, преимущественно все были каменные. Наиболее ранние каменные синагоги хронологически относятся к XVI-XVII векам. В это время в сакральной архитектуре на территории Беларуси часто воплощались черты оборонительной архитектуры. Храмы подобного типа (Сынковичи, Мурованка, Комаи) выполняли не только сакральные функции для данного поселения, но и предназначались для оборонных целей. Оборонными формами являются фланкирующие углы башни с окнами-бойницами в несколько ярусов. К храмам-крепостям с четырьмя башнями относятся церкви в Супрасли, Сынковичах и Мурованке; с двумя башнями — костел в Комаях. Однобашенный вариант был более характерен для реформаторских храмов (Заславль, Сморгонь, Деречин и др.). Стилистически храмы оборонного типа воплощают черты готики и ренессанса.
Деревянные синагоги - уникальные постройки еврейских местечек Восточной Европы, в которых наиболее ярко проявилась самобытность еврейского искусства. В отличие от каменных синагог они располагались в маленьких городах и местечках, удаленных от экономических и политических центров, что позволяло строителям не стеснять себя в размерах и формах. В застройке местечка синагога играла не последнюю роль в формировании пространства, его масштаба и силуэтов застроек. Синагога — это значительный объем, доминирующий над жилыми и торгово-ремесленническими строениями. С точки зрения историко-архитектурного анализа представляет интерес то обстоятельство, что деревянные синагоги Восточной Европы выделялись оригинальной и специфической архитектурой, в то время как в Центральной и Западной Европе их особенности не приобретали такого яркого проявления.
С 1906 года радовала минчан и приезжих Хоральная синагога (ныне Русский театр), построенная на средства, собранные евреями Минска. Самой посещаемой, где можно было почувствовать пульс еврейской жизни в городе, была Большая синагога в синагогальном дворе на углу Немиги и Школьной улиц, в котором было 16 синагог. [4; с. 170]
В каждом городе, местечке количество синагог соответствовало количеству еврейского населения. Например, в 1917 году еврейское население Минска достигало 76 тысяч человек, и в городе было 83 синагоги; в Могилеве - 50 синагог, в Витебске -30, в Бобруйске - 42, в Гомеле - 26. [3; с. 120]
Большинство синагог Беларуси стёрто с лица земли во время Второй мировой войны и последующего социалистического строительства. Фотографии и чертежи доносят до нас облик синагог крепостного типа в Пинске и Новогрудке (17 в.) - взорваны в 1950 г., «Холодной синагоги» в Минске (18 в.) - разрушена в 1960-е годы, деревянных синагог в Мстиславле и Наровле, интерьера синагоги в Зельве, также не дошедшей до наших дней. Тем не менее, некоторые синагоги сохранились и доныне. Часто в зданиях, представляющих историческую и художественную ценность, размещались производственные объекты и складские помещения. При этом наиболее интересные из них являются охраняемыми государством памятниками. Синагоги так же, как и храмы других культов, подвергались эволюции форм, которые зависели от местных особенностей и влияний.
В каждом городе, местечке количество синагог соответствовало количеству еврейского населения. Например, в 1917 году еврейское население Минска достигало 76 тысяч человек, и в городе было 83 синагоги; в Могилеве - 50 синагог, в Витебске -30, в Бобруйске - 42, в Гомеле - 26.
Синагога была духовным домом еврея. Во многих синагогах были иешивы, и любой человек мог зайти послушать мелодию, с которой ученик иешивы читает Талмуд.
В Беларуси сохранилось много памятников архитектуры, связанных с историей еврейского народа. Синагога в Быхове — колоссальное сооружение. Полуразвалившаяся синагога в Кобрине, синагоги в Индуре, Порозово, Ивье, Новом Дворе, в Витебске, построенная в середине XVII века синагога в Слониме, датируемая веком ранее синагога в Гродно.
Следующими объектами материальной культуры евреев являются мемориалы, построенные в память о черных днях истории народа. Это многочисленные кладбища и массовые захоронения узников гетто и лагерей смерти, на которых, в некоторых случаях, нет даже указательного знака о том, что происходило на этом месте.
Витебскому еврейскому кладбищу, или Старо-Улановичскому, как оно официально именуется в бумагах, более чем девяносто лет. В старой части кладбища еще остались памятники из черного гранита, поставленные известным евреям, жившим в Витебске в начале XX века. Но им, как и всем другим памятникам, грозит ежедневная опасность от рук варваров - фашиствующих молодчиков или просто пьяных безумцев. На Старо- Улановичском кладбище нашли свое вечное упокоение родители художника Марка Шагала. [8; с. 119]
Практически в центре Минска, на улице Мельникайте, 35 находится могила узников гетто. 2 марта 1942 года во время массового погрома в гетто на улицах и в домах убито большое количество евреев, которых похоронили в карьере, из которого жители ближайших улиц брали песок. Впоследствии здесь похоронили детей и взрослых, убитых на территории гетто. Захоронено 500-600 человек различных возрастов. Сейчас это место называется «Яма». В 1947 году на могиле установлен обелиск.
В Минском районе, в деревне Малый Тростенец есть место Тростенецкого лагеря смерти. В 1941 году гитлеровская тайная полиция создала будто бы трудовой лагерь, в действительности лагерь смерти, куда привозили для уничтожения людей.
В Бресте, на улице Куйбышева, в 1992 году была установлена стела, на которой выбито, что в Бресте в годы войны погибло 34 тысячи евреев. 15-18 октября 1942 года гитлеровцы решили уничтожить еврейское население концентрационного лагеря гетто в г. Бресте.
На берегу реки Витьба, на территории бывшего кирпичного завода сохранилась могила узников гетто. Карьеры этого завода в 1941-1943 гг. были одним из мест массовых расстрелов евреев и людей других национальностей. Из концентрационного лагеря гетто гитлеровцы и полицаи привозили сюда узников, издевались над ними и расстреливали. Уничтожено около 10 тысяч человек. В 1964 году на могиле установлен мемориальный знак. [2; с. 166]
Информация о работе Историко-культурное наследие еврейского народа на Беларуси