Историко-культурное наследие еврейского народа на Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:48, реферат

Описание работы

Более шестисот лет живут евреи на землях Беларуси. Период этот по своей уникальности является одним из самых значительных в многовековой истории древнейшего народа. С Беларусью связаны эпизоды величайшей гордости еврейского народа и беспримерной трагедии - катастрофы, унесшей жизни 848 тысяч его представителей на белорусских землях. Долгое время этот важнейший пласт еврейской и мировой истории предавался забвению.

Содержание

Глава 1. Первые упоминания о евреях в истории Беларуси. 4
Глава 2. Еврейская духовная культура. 4
2.1. Образование и классификация учебных заведений евреев. 4
2.2 Традиции и праздники еврейского народа 4
2.3 Представители культурной деятельности еврейского народа в Беларуси 4
Глава 3. Материальная культура еврейского народа. 4
3.1 Синагоги 4
3.2 Кладбища и массовые захоронения 4

Работа содержит 1 файл

Алина-история.docx

— 606.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической истории 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: Историко-культурное наследие еврейского народа на Беларуси 
 
 

Студент

ФМ, 1-й  курс, ДКК                                                                     А.М. Деменцевич  

Проверил 

канд. ист. наук,

доцент                                                                                                    А.М. Сасим  
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Первые упоминания о евреях в истории Беларуси. 4

Глава 2. Еврейская духовная культура. 4

2.1. Образование и классификация учебных заведений евреев. 4

2.2 Традиции и праздники еврейского народа 4

2.3 Представители культурной деятельности еврейского народа в Беларуси 4

Глава 3. Материальная культура еврейского народа. 4

3.1 Синагоги 4

3.2 Кладбища и массовые захоронения 4 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Более шестисот лет живут евреи на землях Беларуси. Период этот по своей уникальности является одним из самых значительных в многовековой истории древнейшего народа. С Беларусью связаны эпизоды величайшей гордости еврейского народа и беспримерной трагедии - катастрофы, унесшей жизни 848 тысяч его представителей на белорусских землях. Долгое время этот важнейший пласт еврейской и мировой истории предавался забвению.

    Тема  данной работы является актуальной в  связи с тем, что в последнее  время вырос интерес к истории  евреев Беларуси со стороны широких  кругов общественности. Определенные факты из истории белорусского еврейства требуют постоянного напоминания для того, чтобы они не растворились в круговороте истории.

    Основной  задачей данной работы является анализ особенностей, которые способствовали формированию национального самосознания еврейского народа, значительная часть которого на протяжении многих веков проживала на территории Беларуси.

    Работа  ставит своей основной целью изучение феномена сохранения самобытности еврейского народа на территории Беларуси в условиях гонений, антисемитизма и лишений, при условии того, что государство Израиль было создано только 14 мая 1948 года.

 

Глава 1. Первые упоминания о евреях в истории  Беларуси.

    Есть  основания полагать, что евреи  появились на белорусской земле  в конце Х – начале ХI в., первое упоминание о Бресте в летописях относится к 1019 г. «Еврейская энциклопедия», изданная в России в 1908-1913 гг., отмечает: «Евреи поселились в Белоруссии ещё до княжения Кейстута (1341 – 1382гг.)».

    Историк и археолог Теодор Нарбут и некоторые  немецкие летописцы считают, что  евреи прибыли на земли Великого княжества Литовского в первой половине XIIв., первоначально из Киева. В первой половине XIV в. Евреи уже имели в Вильно собственный гостиный двор. [4; с.7]

    В XIV веке все большее количество евреев-переселенцев прибывает из Западной Европы, где  против них были учинены жесточайшие  репрессии. Тяжёлым было положение  евреев в Богемии, а ещё более  в Германии, которую захлестнули страшнейшие эпидемии чумы, в распространении которых были обвинены евреи. Евреи вынуждены были покидать насиженные места и отправляться на Восток. Многие оседали на территории Польского королевства, другие переселялись в Великое княжество Литовское. Переселение евреев из Польши в ВКЛ усилилось после Кревской унии 1385 года, в результате которой Великий князь Литовский Ягайло стал польским королём, вступив в брак с Польской королевой Ядвигой. 

    24 июня 1388 в Луцке великий князь  литовский Витаутас (Витовт) даровал особыми грамотами привилегии евреям Бреста. Литовский историк Стасис Лазутка в своём исследовании "Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса" говорит о привилее Витовта, как о начале литовского права, отмечает данный документ как уникальный источник ранней восточно-европейской истории еврейского народа, расселившегося в это время (XIV век) на территории от Чёрного до Балтийского моря.  Лазутка отмечает, что привилей Витовта брестским евреям как о единственном для этих территорий правовом акте, в котором речь идёт о евреях, как о едином народе.  В 1389 году аналогичные привилегии получают евреи города Гродно. К середине XIV века евреи поселяются уже и в других белорусских городах.

    В грамоте Витовта были заложены основные принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском (дело в том, что до конца XV столетия этой грамотой пользовалось большинство евреев государства). Так, христианин за убийство еврея нёс наказание, как за убийство шляхтича. Необходимо отметить, что употребляемое в разных статьях привилея "яко шляхтичу" (т.е. распространение одних норм права и на евреев, и на шляхтичей) вызывало острые споры. Привилей Витовта гарантировал неприкосновенность личности еврея, свободу богослужения и выполнения обрядов, руководствуясь декретами римских пап, запрещал обвинять евреев в употреблении христианской крови, закладывал основы знаменитой "автономии" еврейской общины, регулировал вопросы суда, обеспечивал широкую свободу хозяйственной деятельности и т.д. Как отмечает Э.Г. Иоффе: «таким образом, по законам, изданным Витовтом, евреи составляли в Великом княжестве Литовском класс свободных жителей, находившихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей».[4; с.13]

    В XIV и XV веках, особенно в конце XV века, из немецких городов в Польшу и ВКЛ происходит массовая эмиграция евреев. Переселяются целые еврейские общины, которые переносят в новые страны свои капиталы, свои вековые привычки к торговой деятельности, свой кагальный строй, немецко-еврейский разговор (идиш), религиозные традиции и систему талмудического воспитания.

    К концу XV и началу XVI века значительно меняется характер и состав эмиграции на польские, белорусские и литовские земли. Если раньше из стран Западной Европы эмигрировали только зажиточные евреи, то теперь - главным образом средняя и бедная   еврейская   масса,   вытесненная   из   старых   насиженных   мест   торговой конкуренцией и связанной с ней национальной и религиозной нетерпимостью. [4; с.8]

    В 1453 году Казимир IV Ягеллончик подтвердил грамоту Казимира Великого, которая, однако, потом была отменена под нажимом польского духовенства (хотя сам король весьма долго сопротивлялся этому нажиму). В Великом княжестве Литовском Казимир дал лишь достаточно обширную грамоту евреям Трок (Тракая), гарантировавшую им значительные привилегии.      Во времена Казимира IV постепенно росло количество евреев в государстве, повышалось их экономическое могущество, правда, довольно медленными темпами. Этому явлению есть своё объяснение. С.А. Бершадский отмечает, что многие богатые евреи стремились стать землевладельцами, а затем принимали христианство. Например, так поступил знаменитый откупщик времён Казимира IV Ошейко из Трок. Ошейко из Трок был далеко не единственным евреем откупщиком времен Казимира. Известны откупщики-евреи из Бреста, Гродно и других городов Великого княжества Литовского. Предмет откупа различался: таможенные, питейные и мостовые пошлины, бочечный побор и т.д. Откупщики находились под юрисдикцией главного лица государства. Некоторые из них, кроме того, занимались и торговлей. 

    До 1495 года в Великом княжестве Литовском  было пять городов с оседлым еврейским  населением: Брест-Литовск, Владимир-Волынский, Гродно, Луцк, Тракай. В других населенных пунктах евреи встречались в этот период только временно: это Дрогичин, Каменец, Кричев, Минск, Новогрудок. С 1503 по 1569 год возникли новые еврейские поселения: в Кобрине, Пинске, Индуре, Новом Дворе, Турце, Дворце, Ляховичах, Ратно, Слониме, Сураже.

    Александр Ягеллон (великий князь Литовский, с 1501 года – король польский), всё более запутываясь в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, публикует указ «жидову с земли вон выбити». В апреле 1495 года изгнанию подверглись все евреи Великого княжества Литовского – Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично – в имения удельных князей литовских. Фактически, еврейская община в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) была ликвидирована. Христианские долги евреям по займам не подлежали взысканию. Уничтожались также все обязательства, документы, договоры, аренды.  В апреле 1503 года Александр разрешил евреям вернуться в Великое княжество Литовское, возвратив им отчужденное имущество. В лице великого князя и короля Жигимонта I Старого (1506–1548) белорусские евреи нашли деятельного защитника. Он укрепил правовое положение белорусского еврейства законодательными актами: освободил их от обязанности выставлять на войну тысячу всадников, уравнял в податном отношении с мещанами, предоставил свободу торговли и ремесла и защитил от произвола воевод и старост, судивших евреев, «яко сами хотят». Нуждаясь в деньгах для войны с Москвой, Жигимонт задумал в фискальных интересах централизовать власть над евреями и в 1514 году назначил генеральным старшиной всех евреев Великого княжества Литовского таможенного откупщика Михеля Езофовича.

    В первой четверти ХVI века наиболее цветущие еврейские общины были в Гродно и Пинске. Важную роль в развитии экономики Беларуси играли евреи Бреста, многие из которых были откупщиками налогов и зажиточными купцами. В 1551 году белорусские евреи получили право избрания раввинов. Раввин Бреста Мендель Франк титуловался «королевским чиновником», а еврей Шлоймо Израилович был назначен депутатом при Виленском воеводстве. Тяжбы между евреями решались еврейскими судами на основе еврейского права. Общинное самоуправление сохранялось в Беларуси и под властью России в конце 18 в. и было ликвидировано лишь в 1844г.  
Наиболее знатные евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими. В то же время Статут 1529 года запрещал евреям иметь невольников, а Статут 1566 года определял одежду, которую обязаны носить евреи. В частности, они не должны были носить дорогие платья с золотыми цепями. «Пусть носят они желтые шляпы или шапки, а жены их – повойники из желтого полотна, чтобы всякий мог отличить еврея от христианина».

    В период с 1569 по 1667 год возникли новые  еврейские поселения: Пуховичи, Малеч, Могильно, Слуцк, Смоляны, Брагин, Высоко-Литовск, Копыль, Коссово, Лида, Несвиж, Раков, Радунь, Ружаны, Селец, Словатичи, Сморгонь, Тимковичи, Туров, Гомель, Горки, Копысь, Койданово, Логишин, Любеч, Мозырь, Ошмяны, Речица, Старо-Быхов, Чериков, Узда, Чаусы, Чечерск, Шклов, Зельва.

    Высшим  органом еврейского самоуправления являлись ваады – съезды раввинов и кагальных представителей. Ваад коронных, или польских, евреев существовал с 1580 по 1764 год. В 1623 году в Брест-Литовске собрался первый ваад белорусских и литовских общин, маршалком (председателем) которого до самой своей смерти состоял брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля (Саула) Валя.

    Большинство еврейских общин Беларуси находилось под управлением Брест-литовской общины и только несколько — в ведении Пинской общины. В 1692 г. одной из главных стала также слуцкая община. Росли и мелкие общины, находившиеся под покровительством польских магнатов, которые сдавали евреям в аренду свои имения, деревни, трактиры и постоялые дворы. Новые общины старались освободиться от подчинения старым. 

    В 1648 году на Украине началось восстание  казаков под командованием Зиновия-Богдана  Хмельницкого. Десятки цветущих еврейских  общин на Украине были разгромлены, тысячи беженцев хлынули в белорусские и литовские местечки. Однако вскоре восстание охватило часть Белоруссии и Литвы. От рук казаков погибло более 2 тыс. евреев Гомеля. «Огнем и мечом» казаки разорили пинскую еврейскую общину и весь Пинский округ.

    В 1654 году началась война между Москвой  и Речью Посполитой, принесшая белорусским евреям неисчислимые бедствия. Их снова грабили, убивали и изгоняли из городов, завоеванных русской армией. В ходе восстания Хмельницкого и последовавших за ним русско-польской и польско-шведской войн погибло около 80 тыс. евреев.

    После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось около 55 тыс. белорусских евреев. Сенатским  указом 1775 года было узаконено существование кагалов. По представлению генерал-губернатора Чернышева, евреи в Белоруссии были выделены в особую податную и сословную единицу.

    В XVIII веке белорусские евреи составляли значительный процент городского населения. Так, например, в 1784 году в городах Могилевской губернии насчитывалось 62800 евреев-налогоплательщиков (40% всего литовского еврейства). Крупнейшими были минская (1396 человек) и пинская (1350 человек) общины. До раздела Речи Посполитой еврейские общины часто находились под угрозой набегов русских войск, сопровождавшихся резней евреев и их насильственным обращением в христианство. 

Информация о работе Историко-культурное наследие еврейского народа на Беларуси