Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:48, реферат
Более шестисот лет живут евреи на землях Беларуси. Период этот по своей уникальности является одним из самых значительных в многовековой истории древнейшего народа. С Беларусью связаны эпизоды величайшей гордости еврейского народа и беспримерной трагедии - катастрофы, унесшей жизни 848 тысяч его представителей на белорусских землях. Долгое время этот важнейший пласт еврейской и мировой истории предавался забвению.
Глава 1. Первые упоминания о евреях в истории Беларуси. 4
Глава 2. Еврейская духовная культура. 4
2.1. Образование и классификация учебных заведений евреев. 4
2.2 Традиции и праздники еврейского народа 4
2.3 Представители культурной деятельности еврейского народа в Беларуси 4
Глава 3. Материальная культура еврейского народа. 4
3.1 Синагоги 4
3.2 Кладбища и массовые захоронения 4
В
1783 году правительство сделало
По специальному указу Екатерины II от 23 декабря 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения, была создана «черта оседлости». В 1794 году узаконена расширенная «черта оседлости». Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в губерниях: Минской, Изяславской (впоследствии Волынской), Брацлавской (Подольской), Полоцкой (Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и области Таврической. Днепр по двум его берегам сделали центральной рекой «еврейской территории».
Хотя евреев в то время еще не брали на действительную военную службу, немалое число белорусских евреев приняло активное участие в Отечественной войне 1812 года на стороне русской армии. Они были искусными разведчиками и умелыми снабженцами. 11 апреля 1823 года последовал высочайший указ, чтобы в белорусских губерниях евреи прекратили винные промыслы и содержание аренд и почт, а к 1825 году переселились в города и местечки (называемые на идиш «штетл»), подавляющее большинство населения которых составляли евреи.
По
всероссийской переписи 1897 года в
пяти белорусских губерниях
В начале ХХ в., по мере нарастания революционного движения в России, усиливалась и антисемитская агитация, которая приносила свои печальные результаты. Волна еврейских погромов прокатилась по городам Беларуси.
Тяжелой трагедией для еврейского населения Беларуси стала Первая мировая война: В русскую армию было мобилизировано около 400 тысяч евреев, погибших было около 100 тыс. евреев.
Важнейшей
вехой стала Февральская
1918-1921 годы - период новых многочисленных погромов. В результате, по неполным данным, погибло 1100 человек, осталось больше 1000 сирот.
В 20-е года XX века в результате новой экономической политики была разрушена хозяйственная структура еврейского местечка на территории БССР. Десятки тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только постоянного заработка, но и постоянных прав. А в 1924 году учрежден особый Комитет по земельному устройству трудящихся евреев. [7; с.21]
Вторая
мировая война стала
Подавляющее большинство вырвавшихся на свободу узников гетто приняло активное участие в партизанском движении. На территории БССР действовало около 10 еврейских партизанских отрядов. Около полутора тысяч евреев входили в состав спецгрупп, которые засылались на оккупированные территории Беларуси, а также воевали в составе особых диверсионно-разведовательных партизанских отрядов.
Послевоенные годы - новая волна антисемитизма. Евреев арестовывали только за то, что они изучали родной язык.
Эти негативные факторы привели к тому, что в конце 80-х - начале 90-х годов XX века из Беларуси в Израиль и США репатриировалось около 70 тысяч человек. [5; с.67]
Таким образом, мы можем проследить, когда и в каких условиях начинает формироваться самосознание еврейского народа на территории Беларуси. Ведь несмотря на то, что судьба евреев складывалась в контексте постоянных лишений, гонений и расовой нетерпимости, евреи смогли выжить в многовековой нелегкой борьбе.
Несмотря на многовековое сожительство с белорусами, еврейское население сохранило традиционный уклад жизни, общинное устройство, представляя собой и в это время особую субкультуру, особый тип личности. Первая его отличительная черта - более высокое общее развитие, более высокая грамотность. Наша историография определяет общую грамотность по Беларуси в 1897 году в 20,5%. Но грамотные среди белорусов составляли 14%, а среди евреев - 42%. И это грамотные по-русски. А грамотных по-еврейски было, без сомнения, вдвое больше. [3; с.20]
Начальными еврейскими учебными группами (хедерами), в которых детям преподавали Тору, руководили меламеды (учителя). Как правило, это были люди образованные. Минская дирекция народных училищ выдавала свидетельство на звание меламеда - человеку, который имел право на занятия обучением еврейских детей закону их веры, а также чтению и письму по-еврейски, в частных школах или частных домах либо на собственной квартире. Стоимость такого свидетельства на два года - три рубля.
В хедере приучали детей при приеме пищи читать короткие благословения на хлеб, на воду, на фрукты, на овощи. Это воспитывало уважительное отношение к растительному миру и труду человека. Начиная с самой важной молитвы, абсолютное большинство молитв сочинено крупными поэтами на протяжении веков. Молитвы произносили три раза в день, запечатлевались в памяти, формировали чувство святости, без которого человек перестает быть человеком.
Иешивы были следующей за хедером ступенью в традиционной системе еврейского образования. В иешивах изучался Талмуд; они делились на начальные, средние и высшие. В начальных обучались мальчики 10-15-летнего возраста; в средних - 15-17 -летние; в высших, как правило, занимались в среднем 18-25-летние юноши, до получения «Смихы» - свидетельства об освоении 360 талмудических трактатов. [6; с.23]
Кроме иешив, где главный раввин (Рош-иешива) читал лекции, объясняя трудные места Талмуда и связывая Тору с современностью, консультировал, экзаменировал, были кибуцы для молодых людей от 18 лет и старше, которые сидели в синагогах и учили Талмуд самостоятельно.
Иешивы, кибуцы и другие организации занимались при синагогах городов и местечек. Знаменитые на весь мир иешивы существовали в Минске, Барановичах, Гродно, Слуцке, Мире и других.
Поскольку
прием евреев в государственные
учебные заведения был
Окончившие еврейские гимназии допускались к вступительным экзаменам в университет, но и там была процентная норма, исключение было для золотых медалистов. Те, кто окончил гимназию без золотой медали, отправлялись, при наличии средств, получать образование в Германию, Францию и США.
Высшего еврейского образования на территории Белоруссии до революции не существовало, и при открытии в Минске в октябре 1921 г. государственного университета на его литературно-лингвистическом и социально-историческом отделениях педагогического факультета были образованы еврейские секции, объединенные позднее в отделение. С 1924 г. при нем открылась опытно-показательная школа, где студенты проходили педагогическую практику.
Первый набор студентов прошел уже в 1921 г. Наибольшее количество на 1-й курс этого отделения приняли в 1923 г. – 225 чел. (Для сравнения: в 1924 г. – 133, в 1925 г. – 81, в 1926 г. – 78). Число «еврейских» предметов в программе росло параллельно увеличению штата квалифицированных специалистов: с одного в 1921 г. (курс древней истории евреев, который вел известный востоковед, будущий директор института истории АН БССР профессор Н.М.Никольский) до 16 (на четырех курсах) в 1924 г.
Основу преподавательского
В 1920–1930-х годах в БССР было четыре государственных языка: белорусский, русский, еврейский (идиш) и польский. Если в 1924–1925 учебном году в БССР работало 87 начальных и 42 семилетние еврейские школы с обучением на идише, то в 1926–1927 учебном году количество начальных школ увеличилось до 147, а семилетних – до 53. В них обучалось 24 тыс. учащихся.
В начале 1920-х годов были открыты три еврейских педагогических техникума. В Белоруссии работали еврейские отделения рабфаков, педфаков, кафедра еврейского языка Горецкой сельхозакадемии, еврейская секция этнолого-лингвистического факультета БГУ, еврейский зоотехникум и т. д. Но в конце 1930-х годов еврейское образование в БССР было фактически ликвидировано.
В июле 1924 года был учрежден еврейский отдел Института белорусской культуры, затем преобразованный в еврейский сектор Белорусской академии наук. В 1932 году создан Институт еврейской пролетарской культуры. В 1935 году в системе Белорусской академии наук был организован Институт национальных меньшинств, который закрыли уже в 1936 году. [7; с.67]
Большую роль в поддержании и развитии еврейской культуры играли многовековые традиции, особенно связанные с субботой и праздниками. В трагических условиях многовекового угнетения, местечковой скученности и нищеты, традиции поддерживали в людях чувство человеческого достоинства и многих, спасали от погружения в бездуховность. Редко кто нарушал субботний отдых. В пятницу, к заходу солнца, в домах все было начищено, все умыты, одеты во все лучшее.
Особенно торжественно праздновалась Пасха (Песах), в которой все было посвящено памяти об освобождении от многовекового египетского рабства. Это восьмидневный праздник свободы, особенно радостный для детей - и каникулы, и что-нибудь новое из одежды. Незадолго перед Песахом в каждом городе или местечке устраивались частные, а с укреплением общины и общественные пекарни для изготовления мацы. Маца - в память о спешном выходе еврейского народа из Египта после четырехсотлетнего рабства. Эти заведения носили имя "подрядов". Подряды обладали особым штатом, который составляли месильщики, катальщицы (преимущественно женщины), "redler" (делающие различные узоры на маце зубчатым резцом), пекари. "Подряды" выполняли заказы из муки хозяев, но хозяйка обязательно присутствовала с семьёй при изготовлении мацы. В её обязанность входило также самой делить тесто для раздачи катальщицам. Именно такая процедура происходила каждый год, когда евреи готовились отмечать Песах.
Во второй половине сентября наступает время осенних праздников, которые начинаются с Нового года и Судного дня. В день Нового года (Рош-hа- шана) обмениваются новогодними поздравлениями, читаются молитвы покаяния, по древнему обычаю трубят в рог (шофар).
На пятый день после судного дня начинается восьмидневный праздник Суккот. В память о том, что после освобождения от египетского рабства народ жил в палатках, на каждом дворе строили из досок небольшой шалаш, покрывали еловыми лапками, которые крестьяне привозили в город накануне праздника, внутри дети украшали шалаш флажками, яблоками. Все дни семья принимала пищу в шалаше.
Следующий значительный праздник - Ханука: национальный праздник в память восстания Маккавеев, начавшегося в 167 году до н.э. против греко-сирийского владычества. Каждый вечер на протяжении более двух тысяч лет отцы зажигают на окнах маленькие ханукальные свечки, поют посвященные празднику песни, матери пекут вкусные картофельные оладьи, дети получают ханукальные мелкие деньги, играют в волчок (севивон), который является символом праздника.
Священной традицией было внушать детям почитание старших, пожилых, приучать вставать при их приближении, уступать им место. Отец учил сына почитать учителя больше, чем его, ибо отец дал ему только жизнь, а учитель дает знание.
В городах и местечках Беларуси до 1917-1919 гг. существовали различные благотворительные организации, которые были важной формой проявления уважения к человеку. Благотворительность передавалась по еврейской традиции из глубокой древности и оказывалась в виде материальной или нравственной поддержки.
Уроженцами Беларуси являются «дедушка еврейской литературы» Менделе Мойхер-Сфорим, инициатор возрождения иврита в Эрец-Исраэль Элиэзер Бен-Иегуда, Генрих Боровик, автор «Стрика Хоттабыча» Лазарь Лагин, автор неофициального гимна США «Боже, храни Америку».
Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов стали воистину периодом расцвета еврейской культуры Белоруссии. Еврейская секция при Союзе писателей БССР насчитывала более 40 членов. Наиболее талантливыми из них были поэты Изи Харик и Зелик Аксельрод, прозаик и поэт Моисей Кульбак. Все они стали жертвами сталинских репрессий. Еврейская культура Белоруссии дала миру таких известных художников, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пэн, Соломон Юдовин, Меер Аксельрод.
Информация о работе Историко-культурное наследие еврейского народа на Беларуси