Автор: a***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:22, реферат
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.
1. Коренные изменения на международной арене.
2. Причины возникновения холодной войны.
3. Раскол Европы.
4. Образование мировой социалистической системы.
5. Литература
Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национально-государственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму» все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции -- социально-политической конфронтации и построения классового государства диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.
Для содействия решению этих задач, а по сути дела для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя, в сентябре 1947 г. была сформирована новая международная замкнутая политическая структура -- Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), просуществовавшая до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Шклярской Порембе (Польша) была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Оценивая международную обстановку, секретарь ЦК ВКП (б) А. Жданов заявил, что в итоге второй мировой войны образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. А это значило, что главная цель новых подходов Советского Союза к странам Восточной Европы -- как можно быстрее усилить консолидацию стран региона и ускорить тем самым создание восточного блока.
В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В феврале-марте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.
После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий, ЦК ВКП(б) сконцентрировал свои усилия на изменениях в составе их руководства путем устранения той части партийных руководителей, которая было активным проводником идеи «национальных путей к социализму» и передачи всей полноты власти в париях в руки сторонников форсированного перехода на советский путь развития. В этих целях в марте -- апреле 1948 г. в ЦК ВКП(б) было разработано ряд служебных записок, подвергавших критике руководителей компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши за антимарксистский подход в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики. А еще в феврале 1947г. Сталин в беседе с Г. Георгиу-Дежем поднял вопрос о «националистических ошибках внутри румынской компартии». Особое недовольство советского руководства вызывала независимая позиция югославского руководителя И. Тито. Тито был яркой личностью, руководителем антифашистского движения сопротивления в Югославии в годы второй мировой войны и в этом плане резко выделялся среди других руководителей стран Восточной Европы, пришедших к власти при поддержке Советского Союза.
После войны И. Тито стал вынашивать идею о создании балканской федерации, которая для начала являлась бы союзом Югославии и Болгарии, открытым для присоединения других балканских стран. Тито, несомненно, был бы ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрение и раздражение у Сталина. Сталин подозревал Тито в стремлении к руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В конце 1947 г. И. Тито и Г. Димитров, югославский и болгарский руководители , объявили о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 г. «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Югославии и Болгарии не нужна никакая федерация. 10 февраля 1948 г. на советско-болгаро-югославском совещании Сталин попытался перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. 1 марта Югославия отклонила советское предложение. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не пожелал подчиниться грубому диктату Москвы. Весной -- летом 1948 г. кризис продолжал обостряться. Тито вывел из состава правительства двух просоветских министров и отказался в июне 1948 г. прибыть в Бухарест на совещание Коминформа, где должен был обсуждаться «югославский вопрос». В опубликованном 29 июня заявлении, члены Коминформа осуждали компартию Югославии, подчеркивая нетерпимость «позорного, чисто турецкого террористического режима» Тито и призывали «здоровые силы» КПЮ заставить своих руководителей «признать свои ошибки», а в случае отказа «сменить их». Но состоявшийся в июле 1948 г. V съезд КПЮ отверг обвинения Коминформа и поддержал политику Тито. В последующие месяцы шаг за шагом свертывались советско-югославские контакты, нагнетались взаимные обвинения и, наконец, дело дошло до разрыва отношений. 28 сентября 1949 г. СССР денонсировал, заключенный 11 апреля 1945 г. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией, а 25 октября разорвал дипломатические отношения.
В ноябре 1949 г. произошло событие, повлекшее за собой окончательный разрыв всех отношений, - в Будапеште была принята вторая резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Она была опубликована 29 ноября. Дипломатические отношения с Югославией прекратили и все страны «народной демократии». А в 1950 г. полностью прекратились и какие-либо экономические связи СССР и «стран народной демократии» с Югославией.
После советско-югославского конфликта у стран Восточной Европы не оставалось иного выбора кроме точного следования советской модели развития, без какого бы то ни было учета «местных условий». Утверждение советских методов социалистического строительства нашло свое отражение в отстранении от руководства партийных функционеров, выступавших за национальные особенности построения социализма, в череде политических процессов, арестов и расстрелов ряда крупных деятелей стран региона.
В 1949--1954 гг. были проведены в ряде стран «народной демократии» судебные политические процессы по делам ведущих коммунистических политиков, входивших в высшие эшелоны власти, - Л. Райка (Венгрия), Т. Костова (Болгария), Л. Петрашкану (Румыния), В. Клементиса, Р. Сланского (Чехословакия), Н. Спиру, К. Дзодзе (Албания). Репрессии коснулись В. Гомулки, Г. Тусана, Я. Кадара.
Процессы, происходившие в восточноевропейских странах в конце 40-х годов, содействовали в конечном итоге превращению стран «народной демократии» в страны «социалистического лагеря» во главе с Советским Союзом. Социалистические страны опирались не только на политическую и военную поддержку СССР, но и на экономическую. В этих целях в январе 1949 г. шесть стран - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создают Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В задачу Совета входили: обмен хозяйственным опытом, техническая взаимопомощь, вопросы снабжения сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и др. СЭВ был основным каналом материальной помощи странам «социалистического лагеря». Известно, что только одних долгосрочных льготных кредитов им было предоставлено в 1945--1952 гг. на 15 млрд. рублей (3 млрд. долларов). В ответ СССР требовал строго придерживаться советского опыта при проведении социально-экономических преобразований, советских приоритетов в развитии отраслей народного хозяйства.
Позитивные для Советского Союза изменения к концу 40-х годов произошли на Дальнем Востоке. Опираясь на советскую поддержку, Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном добилась победы над войсками Гоминьдана во вспыхнувшей в 1946 г. гражданской войне. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), 2 октября СССР установил с ней дипломатические отношения, а 14 февраля 1950 г. СССР заключил с КНР договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Сталин рассматривал победу революции в Китае и построение там социализма по советскому образцу как ключевое условие для победы социализма во всем мире, а поэтому всячески поддерживал китайских коммунистов. СССР предоставил Китаю однопроцентный кредит в сумме 300 млн. долл., безвозмездно передал права на бывшую КВЖД, обязался досрочно вернуть порты Дальний (Далянь) и Порт-Артур, передав все имущество китайской стороне. Советско-китайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.
После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.
Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войск войдут в северную часть Кореи, американские -- в южную. Линией раздела полуострова являлась 38 параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Корее. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская -- из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
14 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, несмотря на сопротивление СССР, образовала временную Комиссию ООН по Кореи, для наблюдения за проведением свободных выборов. СССР не допустил членов комиссии в свою зону, поэтому по решению ООН выборы прошли только на юге Кореи, т. е. там, где могли работать члены комиссии. По результатам, прошедших на юге Кореи 10 мая 1948 г. выборов, была образована Республика Корея. В противовес, 9 сентября 1948 г. на севере полуострова была провозглашена Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР). Комиссия ООН охарактеризовала ее как «оккупационный и антидемократический режим». Таким образом, раскол Кореи по 38 параллели стал прямым результатом бескомпромиссной позиции СССР, создавшего «железный занавес» не только в Европе, но и в Азии. Главной опорой Советского Союза в Северной Кореи был Ким Ир Сен. Сталин и советская пропаганда сотворили миф об этом человеке, сделав из рядового партизана вождя целой страны.
После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
Предложение начать войну на Корейском полуострове, т. е. «прощупать Южную Корею штыком» исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949--1950 гг. неоднократно приезжал к Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну, проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Манн и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение -- перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38-й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на Юг страны. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию квалифицировавшую КНДР как агрессора и потребовал отвода ее войск обратно за 38-ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июня Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 других государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумань. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН. Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2 до 4 млн. человек.
Информация о работе Истоки и уроки военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953 гг