Автор: a***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:22, реферат
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.
1. Коренные изменения на международной арене.
2. Причины возникновения холодной войны.
3. Раскол Европы.
4. Образование мировой социалистической системы.
5. Литература
Федеральная Служба по Интеллектуальной собственности.
Российская
Государственная Академия
Интеллектуальной собственности.
Реферат
на тему: “Истоки и уроки
военного противостояния
СССР и Запада в 1945 – 1953
гг.”
Подготовила:
студентка 1-ого курса
Юридического факультета
Очного отделения
Милютина
Анастасия
Москва 2011г.
План
1. Коренные изменения
на международной арене.
2. Причины возникновения
холодной войны.
3. Раскол Европы.
4. Образование
мировой социалистической системы.
5. Литература
1. Коренные изменения на международной арене.
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.
Характерной чертой международной обстановки после окончания войны явился общий сдвиг влево широких народных масс в капиталистических странах. В Западной Европе численно выросли и окрепли коммунистические партии. В годы войны они шли в авангарде борьбы против фашизма. На первых послевоенных выборах в парламенты в таких крупных европейских странах, как Франция и Италия, многие избиратели (около 5,5 млн. французов и 4,4 млн. итальянцев) отдали голоса кандидатам коммунистических партий. В 1945--1947 гг. коммунисты входили в правительства 13 капиталистических стран Европы, Азии и Латинской Америки.
Коммунистические режимы в первые послевоенные годы установились в целом ряде государств Азии - Северном Вьетнаме (1945 г.), Северной Корее (1948 г.), Китае (1949 г.)
За годы второй мировой войны существенно расширились внешнеполитические связи СССР. Если в июне 1941 г. Советский Союз поддерживал дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны с 52 государствами мира. На надлежащей высоте находился международный авторитет Советского Союза как страны внесшей решающий вклад в достижение победы союзников во второй ми-ровой войне. Это особенно заметно было в странах Восточной Европы, народы которых пережили ужасы немецкой оккупации и были освобождены Красной Армией.
Вместе с тем, положение СССР на международной арене было достаточно сложным. На Ялтинской и Потсдамской конференциях произошел фактический раздел мира на сферы влияния. Западные союзники СССР по антигитлеровской коалиции признали приоритет Советского Союза в странах Восточной Европы. Они вошли в сферу особых интересов СССР. В Москве этот регион рассматривался в первую очередь как пояс безопасности советского государства по западному и юго-западному периметру границ.
Приобретя статус великой державы, Советский Союз встретился с трудностями, вытекавшими из необходимости подкрепить этот статус соответствующим экономическим потенциалом. Экономическое положение СССР было сильно подорвано: в ходе войны население понесло огромные потери, значительная часть страны лежала в развалинах, уровень жизни понизился до критической черты. В этих условиях советское руководство понимало, что, обладая правом победителя в плане желаемого воздействия на дальнейший ход мирового развития, оно было лишено главного - соответствующего экономического потенциала.
Перед СССР встала необходимость четкого определения своего стратегического курса в условиях складывавшегося биполярного мира. Декларируя главное содержание и задачи послевоенной внешней политики Советского Союза, ЦК ВКП(б) подчеркивал необходимость обеспечить благоприятные международные условия для мирового социалистического строительства в СССР, для развития мирного революционного процесса, для сохранения мира на земле. Советское руководство всячески стремилось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении актуальных международных проблем совместно с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции. При этом положение в народном хозяйстве заметно ограничивало внешнеполитические возможности СССР.
Вторая половина 40-х гг. была и временем выработки общего внешнеполитического курса США в послевоенных условиях. Окончание второй мировой войны породило новую ситуацию. Среди Западных стран, партнеров Советского Союза по антигитлеровской коалиции, только США значительно усилили свои экономические, политические и военные позиции. Великобритания, Франция и другие страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной и во многом дезорганизованной экономикой.
Людские потери США в войне были сравнительно невелики - около 300 тысяч убитых. Американская территория не пострадала от военных действий. Экономика динамично развивалась, валовой национальный продукт в стране за годы войны возрос в 1,7 раза. К концу войны США стали монопольным обладателем ядерного оружия. Экономическое и военное могущество способствовали появлению в Соединенных Штатах претензий на роль мирового лидера.
19 декабря 1945 года в своем послании конгрессу президент Трумэн писал, что победа в войне возложила на США «бремя постоянной ответственности за руководство миром» и что они «полны решимости сохранить свою роль руководителя всех наций».
В свою очередь Советский Союз стремился как можно быстрее материализовать влияние на освобожденные Красной Армией страны, подведя под него соответствующую политическую и экономическую базу.
Таким образом, две крупнейшие державы мира - Советский Союз и Соединенные Штаты Америки после окончания второй мировой войны нацеливаются на усиление своего влияния и стремятся максимально расширить его сферу.
Послевоенные амбиции Советского Союза иногда оказывались весьма завышенными. Они проявились в требованиях об изменении режима Черноморских проливов путем пересмотра, заключенной в 1936 г. в Монтер конвенции о возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ранее принадлежавших России, но в 1921 г. переданных советским правительством Турции, предоставлении военно-морской базы в Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море, участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также в последовавших заявлениях о заинтересованности в изменениях политических режимов в Сирии и Ливане, о предоставлении протектората под Ливией, бывшей итальянской колонией, для обеспечения присутствия в Средиземном море.
После окончания войны Советский Союз предпринял меры по укреплению своих позиций в Иране. Эта страна в августе 1941 г. была оккупирована советскими и английскими войсками с тем, чтобы исключить возможность использования иранской территории фашистскими агрессорами. 29 января 1942 г. между СССР, Англией и Ираном был подписан союзный договор. Он предусматривал, что советские и английские войска будут выведены из Ирана не позднее шести месяцев после окончания войны. Суверенитет и территориальная неприкосновенность Ирана подтверждались и в принятой в Тегеране союзниками декларации трех держав об Иране. После окончания войны Великобритания вывела свои войска из Ирана. Советские войска остались.
В то же время Советский Союз поддерживал Народную партию Ирана (партию Туде), которая объединяла противников существующего в стране режима и сепаратистские движения курдов и азербайджанцев, преследуя цель ослабить центральную власть в Тегеране. В декабре 1945 г. при советской поддержке в северных провинциях Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика. Это вызвало разное обострение советско-английских отношений. Великобритания вновь ввела в Иран военные части. В начале 1946 г. США и Великобритания вынуждены были оказать давление на СССР с требованием вывести войска из северного Ирана. В обмен на создание смешанной советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился вывести свои войска (май 1946 г.). После их ухода Иран в конце 1946 г. денонсировал договор о нефтедобыче, подавил курдских и азербайджанских сепаратистов и восстановил контроль над северной частью своей территории.
В это же время активизировалось партизанское движение в Греции, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничной Болгарии, Югославии и Албании, где у власти находились коммунисты.
На Дальнем Востоке неудачей закончились планы СССР по оккупации северной части остова Хоккайдо. В послании Трумэну от 16 августа 1945 г Сталин предлагал включить эту территорию в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам в качестве советской зоны оккупации. Американский президент это предложение советского лидера отклонил. Соединенные Штаты имели план установления единоличного контроля над послевоенной Японией.
После завершения второй мировой войны СССР и США все в большей степени отдаляются друг от друга. Плодотворное сотрудничество в годы войны осталось в прошлом. Политический курс двух великих держав все в большей степени поляризовался. Идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене.
21 августа 1945 г. США заявили о прекращении поставок по ленд-лизу СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штатов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории».
В напряженной обстановке начался процесс мирного урегулирования с бывшими союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Решением Потсдамской конференции составление проектов мирных договоров для этих стран было возложено на Совет Министров иностранных дел (СМИД) «в качестве немедленной и важной задачи». 11 сентября 1945 г. в Лондоне открылась первая сессия СМИД. Сразу же обнаружилось, что Советский Союз и западные державы подходят к этой важной задаче послевоенного устройства Европы совершенно с различных позиций. На сессию в Лондоне США и Англия пригласили делегацию Франции и Китая. Это противоречило Потсдамским решениям руководителей трех держав о Совете министров иностранных дел, который должен состоять только из государств, подписавших условия капитуляции с данной страной.
Процесс выработки мирных договоров длился в течение полутора лет. Возникавшие разногласия приходилось урегулировать на Московском совещании министров иностранных дел (декабрь 1945 г.), Парижской (апрель -- июль 1946 г.) и Нью-Йоркской (ноябрь -- декабрь 1946 г.) сессиях СМИД, на Парижской мирной конференции (июль -- октябрь 1946 г.).
10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией были подписаны в Париже. Несмотря на компромиссный характер ряда статей, они в целом носили демократический, справедливый характер.
2. «Причины возникновения холодной войны».
Одно из центральных мест во внешней политике великих держав, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира занимал германский вопрос. Территория Германии и Берлин были разделены на четыре зоны оккупации, которые контролировались соответственно военными властями СССР, США, Англии и Франции. Согласование и координацию своих действий главнокомандующие вооруженными силами четырех держав осуществляли в рамках Контрольного совета. Главной целью оккупации были демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Для решения вопросов мирного урегулирования на Дальнем Востоке, по решению Московского совещания министров иностранных дел в конце 1945 г. были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
Неотъемлемой частью послевоенного мирного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. Она была образована на завершающем этапе войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля -- 26 июня 1945 г.), в которой приняли участие 51 страна, т. е. все участники антигитлеровской коалиции. Они подписали Устав ООН. 24 октября 1945 года он вступил в силу. Эта дата отмечается как День ООН. Согласно Уставу целями ООН провозглашались: подержание международного мира и безопасности, принятие эффективных мер для подавления актов агрессии, разрешение международных споров мирными средствами, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН должна была стать центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Главными органами ООН являлись собираемая ежегодно, Генеральная Ассамблея, общее собрание представителей стран - членов ООН и постоянно и действующий Совет Безопасности, который несет главную ответственность за поддержание международного мира. Он состоит из пяти постоянных членов (СССР - сейчас Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных членов, избираемых на два года. В совете Безопасности действует принцип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений. Совет не подчиняется Генеральной Ассамблее, а его постановления являются обязательными для всех членов ООН.
Информация о работе Истоки и уроки военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953 гг