Автор: a***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:22, реферат
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.
1. Коренные изменения на международной арене.
2. Причины возникновения холодной войны.
3. Раскол Европы.
4. Образование мировой социалистической системы.
5. Литература
Блокада Берлина привела к серьезному росту напряженности в центре Европы, повлекла за собой и определенные подвижки в общественном мнении западных стран. Прежде всего, произошли важные изменения в настроениях граждан США. Большинство из них поддержало линию Трумэна на силовое противоборство с СССР и на присутствие американских войск далеко за пределами страны - в Европе и Азии. На президентских выборах, проходивших в ноябре 1948 г., Трумэн получил убедительную поддержку избирателей. С политикой изоляционизма, которой США пытались следовать с первых дней своего существования, было покончено.
После серии советско-американских переговоров, СССР согласился прекратить блокаду Берлина с 12 мая 1949 г.
Через 11 дней после урегулирования кризиса, как значилось во взаимной договоренности, т. е. 23 мая 1949 г. в Париже открылась очередная шестая сессия СМИД. Она была почти целиком посвящена германскому вопросу. Но, как и две предшествующие сессии, где этот вопрос имел важнейшее значение -- Московская (март-апрель 1947 г.) и Лондонская (ноябрь-декабрь 1947 г.), закончилась почти безрезультатно. И в 1949 г. СМИД прекратил свое существование.
Блокада Берлина ускорила процесс создания германского государства в западных зонах. В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет, избранный восстановленными еще в 1946 г. земельными парламентами. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии (ФРГ) 23 мая 1949 г. она была утверждена верховными комиссарами трех оккупационных зон и вступила в силу. На ее основе 14 августа 1949 г. состоялись выборы в бундестаг -- нижнюю палату парламента. 7 сентября западногерманский парламент утвердил конституцию страны и избрал президента ФРГ. Было провозглашено создание Федеративной Республики Германии.
События в Восточной Германии, которая являлась советской зоной оккупации, развивались по аналогичному сценарию. В ответ на денежную реформу в западных зонах на территории Восточной Германии было введена восточная марка. Общественными движениями и партиями, среди которых главная роль принадлежала Социалистической единой партии Германии, был избран Национальный Совет. На своей сессии 7 октября 1949 г. Совет провозгласил образование на территории Восточной Германии Германской Демократической Республики (ГДР).
Таким образом, осенью 1949 г. произошел территориальный раскол Германии. Два германских государства стали принадлежать к разным социально-экономическим и политическим системам.
«Берлинский кризис» показал необходимость укрепления вооруженной мощи стран Запада и ускорил их военную интеграцию. 17 марта 1948 г. в послевоенной Европе возникло первое военно-политическое объединение. Это был Западный Союз, образованный Англией, Францией, Бельгией, Голландией и Люксембургом. В условиях развернувшейся блокады Берлина, в начале июля 1948 г., американское правительство вступило в переговоры с Канадой, участниками Западного Союза, правительствами других стран, присоединившихся к «плану Маршала», о создании более крупного военно-политического союза -- Организации Североатлантического договора (НАТО). В январе 1949 г. разработка проекта договора была завершена. 18 марта был опубликован его текст, а 4 апреля он был подписан в Вашингтоне 12 государствами: США, Канадой, Англией, Францией, Италией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Норвегией, Данией, Исландией и Португалией.
В заявлении МИД СССР от 29 января 1949 г. и в меморандуме Советского правительства от 31 марта 1949 г. была дана резко отрицательная характеристика договора, подчеркивалось, что в его создании нет никакой необходимости и его участникам «никто не угрожает» и на них «никто не собирается нападать». В советских документах отмечалось, что Североатлантический договор «имеет явно агрессивный характер и направлен против СССР», а также на установление «англо-американского мирового господства».
Создание НАТО углубило раскол мира и являлось шагом на пути перерастания конфронтации между двумя мировыми системами из идеологической и политической области в военную, что существенным образом обостряло международную напряженность.
Важнейшей формой противостояния двух великих держав и их союзников становится гонка вооружений. Обе стороны сделали ставку на военную силу как основу своей политики. Взрыв атомной бомбы над Хиросимой в августе 1945 г. положил начало гонки ядерных вооружений. Советский Союз форсирует создание собственного ядерного оружия. Остановить гонку ядерных вооружений в самом ее начале не удалось.
24 января 1946 г. первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН постановила учредить Комиссию ООН по атомной энергии и поручила ей разработать предложения об «исключении из национальных вооружений атомного оружия», и о «контроле над атомной энергией в объеме, необходимом для обеспечения использования ее только в мирных целях». Однако обеспечить выполнение возложенных на Комиссию задач оказалось невозможным. Представители США в Комиссии Б. Барух представил американский проект установления международного контроля над атомной энергией. Всем государствам мира запрещалось создавать национальную атомную промышленность и проводить научные исследования в этой области. Предлагалось учредить международный орган по атомной энергии с весьма широкими полномочиями и который находился бы вне контроля Совета Безопасности ООН. В этой международной организации Соединенным Штатом должно было принадлежать постоянное большинство.
«План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность для постоянного вмешательства во внутренние дела других стран и в конечном счете способствовал бы превращению США в мирового руководителя в области атомной науки и практической разработки атомной энергии.
В противовес американскому плану, Советский Союз предложил проект конвенции о запрещении производства и применения атомного оружия под строгим международным контролем, включая обязательство уничтожить существующие его запасы. США и поддерживающие их страны, отклонили советские предложения. В итоге СССР вынужден был форсировать создание собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. полигоне в Семипалатинской области было проведено первое испытание советской атомной бомбы. Она поступила на вооружение Советской Армии в 1954 г. Тогда же, в сентябре 1954 г. Советский Союз провел крупное войсковое учение с реальным взрывом атомной бомбы на Тоцком полигоне в Оренбургской области.
Между сверхдержавами развернулась гонка ядерных вооружений и средств их доставки. В 1952 г. в США появилась водородная бомба. СССР ее создал в следующем году. С 1948 г. США начали строить межконтинентальные бомбардировщики, в СССР они появились в 1955 г. Используя большой технический задел, созданный немецкими специалистами в годы второй мировой войны, СССР и США развернули масштабные работы по созданию дальнобойных баллистических ракет.
Образование блока НАТО подстегнуло гонку вооружений. За пять лет, (в 1949--1953 гг.). военные расходы членов организации возросли более чем в 3,5 раза, с 18,5 млрд. долл. до 65 млрд. Советский Союз, сократив свою армию в 1945--1948 гг. с 11365 тыс. человек до 2874 тыс., с 1949 снова начал ее увеличивать и в начале 50-х годов она достигла почти 6 млн. человек. Прямые военные расходы СССР поглощали около 25 % годового бюджета страны -- всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г. Крупные советские силы, находились в странах Восточной Европы и в случае войны могли быстро овладеть значительными территориями к западу от Эльбы, выйти к Ла-Маншу. НАТО приходилось считаться с такой возможностью.
Рост международной напряженности в конце 40-х годов вызвало серьезную озабоченность самых известных людей планеты. В 1948 г. несколько сотен авторитетнейших ученых, писателей, художников, артистов из многих стран обратились к международной общественности с призывом организовать широкое движение в поддержку мира. Возникли национальные и международные организации сторонников мира. А в апреле 1949 г. одновременно в Париже и Праге (французское правительство не дало виз на въезд во Францию ряду участников движения) состоялся Первый Всемирный Конгресс сторонников мира, объединивший представителей 72 государств. Он завершился избранием Постоянного комитета во главе в выдающимся французским ученым-физиком Ф. -Ж. Кюри. Советское правительство поддерживало это движение. Через три месяца в Москве была созвана Всесоюзная конференция сторонников мира и учрежден Советский комитет защиты мира.
В марте 1950 г. в Стокгольме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требовавшее запрещения атомного оружия и осуждавшее его применение как преступление против человечества. В Советском Союзе Стокгольмское воззвание подписало все взрослое население -- 115, 5 млн. человек, а на планете -- 503 млн. Стремясь перевести общественную инициативу в плоскость официальной дипломатии, Советское правительство заявило о готовности сотрудничать с законодательными органами других государств в практической реализации предложений сторонников мира, а в марте 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира. Пропаганда войны объявлялось тягчайшим преступлением против человечества.
На Втором Конгрессе сторонников мира, проходившем в ноябре 1950 г. в Варшаве Постоянный комитет был преобразован во Всемирный совет мира (ВСМ).
Берлинская сессия ВСМ (февраль 1951 г.) приняла обращение о заключении Пакта мира между пятью великими державами. Под этим обращением было собрано 620 млн. подписей. Движение сторонников мира являлось общественным движением. Вместе с тем, оно полностью совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, и поэтому СССР оказывал движению постоянную помощь. Движение отражало мнение значительного числа жителей планеты и являлось заметным фактором международной жизни.
4. Образование мировой социалистической системы.
На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал средств как политических, так и силовых. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовала разнообразная палитра политических сил и ориентаций, привело Советский Союз к необходимости поддержки коалиционных способов осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Результатом такой позиции СССР для стран Восточной Европы явилась возможность избежать острых внутриполитических конфликтов и подчинить действия разнородных политических сил решению наиболее актуальных общенациональных задач. Социально-политический компромисс внутренних сил в странах Восточной Европы воплотился в концепцию «национального пути к новому общественному строю - «народной демократии». «Социалистические мероприятия, - говорил президент Чехословацкой Республики Э. Бенеш, - следует осуществлять мирным путем без диктатуры пролетариата, без применения определенных теорий марксизма-ленинизма». В первые послевоенные годы -- в 1946--1947 гг. обстановка в странах Восточной Европы была такова, что ни одна из политических сил парламентским путем не могла получить монополию на власть.
Наряду с политическими формами влияния на внутренние процессы в странах Восточной Европы Советский Союз использовал здесь и прямые силовые методы воздействия на общество. Силовые и политические методы тесно переплетались и в зависимости от конкретной ситуации на первом плане оказывались то те, то другие.
Наиболее активно репрессивно-силовые методы воздействия на общество применялись советской стороной в первые месяцы после вступления Красной Армии на территорию стран Восточной Европы, когда, согласно международным договоренностям великих держав, проводились акции по дефашизации государственных и общественных структур, а также по очищению тылов действующей армии. В этом случае деятельность советской стороны соответствовала правилам ведения войны и не выходили за пределы международных договоренностей. Однако в ходе реализации этих мер, как показали дальнейшие события, советская сторона, преследуя политические цели, нередко прибегала к их расширенному толкованию.
Наиболее масштабной репрессивная деятельность советских карательных структур против политических противников новых режимов была в Польше, хотя она имела место и во всех остальных странах региона. Но основную работу по дефашизации и подавлению не согласных с политикой новой власти проводила национальная администрация под непосредственным контролем советской стороны. Имевшие поначалу антифашистскую направленность, эти репрессии стали достаточно быстро трансформироваться коммунистами, а именно они, как правило, контролировали аппарат принуждения в странах Восточной Европы, в политическое преследование инакомыслящих.
В целом же период от окончания войны, примерно до середины 1947 г. характеризовался попыткой советского руководства осуществить переход к социализму в странах Восточной Европы мирным, парламентским путем. Но «холодная война» внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии. К середине 1947 г. ситуация в Европе заметно изменилась. Завершился важнейший этап в процессе мирного урегулирования -- были заключены договоры с бывшими сателлитами гитлеровской Германии. Стало очевидной реальностью нарастание противоречий между великими державами, в том числе и по проблемам Германии и Восточной Европы. Маятник общественных настроений в Западной Европе все более активно смещался вправо. Коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Потерпело поражение, руководимое коммунистами, движение сопротивления в Греции. В странах Восточной Европы отсутствие явно позитивной экономической динамики радикализировало общество, рождало в первую очередь в левых кругах, соблазн отказаться от долговременного перехода к социализму в пользу ускорения этого процесса. Идет процесс усиления позиций левых сил, в первую очередь во властных политических структурах. Это показали парламентские выборы, итоги которых в целом ряде стран, по меньшей мере в Польше, Румынии и Венгрии, были фальсифицированы.
Информация о работе Истоки и уроки военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953 гг