Автор: a***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:22, реферат
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положении Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.
1. Коренные изменения на международной арене.
2. Причины возникновения холодной войны.
3. Раскол Европы.
4. Образование мировой социалистической системы.
5. Литература
Кроме этих органов в рамках ООН были созданы Секретариат, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, другие специализированные организации и учреждения.
Таким образом, был создан внушительный фундамент для успешного продолжения сотрудничества стан антигитлеровской коалиции после войны. В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением должна была являться ООН. Эффективно функционировать такая система могла только при условии искреннего стремления пяти великих держав к сотрудничеству. Однако развитие событий уже в первые послевоенные годы показало, что советское руководство, после неудачного опыта 30-х годов, не верило в возможность коллективной безопасности и встало на традиционный путь обеспечения безопасности - путь силовой политики и создания сфер влияния. А кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу на континенте.
Довольно скоро отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начали обостряться. СССР и США приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и встают на путь жесткой конфронтации. Для характеристики отношений между ними все чаще используется термин «холодная война». Впервые он появился осенью 1945 г. на страницах английского журнала «Трибун» в международном обозрении сделанным известным писателем Дж. Оруэллом. Широкое распространение термин получает после выхода в свет в конце 1946 г. под таким же названием книги известного американского публициста У. Липмана.
Точкой отсчета «холодной войны» принято считать два события послевоенной истории: фултонская речь Черчилля (март 1946 г.) и «доктрина Трумэна» (март 1947 г.). Однако еще до известного выступления Черчилля, 22 февраля 1946 г., в ответ на запрос госдепартамента, временный поверенный в делах США в СССР Дж. Кеннади направил в Вашингтон секретный документ, в котором характеризовал истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства. Главную опасность для США Кеннади видел в подрывной деятельности по всему миру проводников советского влияния - коммунистических партий и вообще сторонников коммунизма. Кеннади охарактеризовал советскую власть как такую, которая, «будучи невосприимчивой к логике разума..., очень чувствительна к логике силы». По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Служебной записке Дж. Кеннади суждено было стать ключевой в концептуальном оформлении американской доктрины «сдерживания коммунизма», вскоре взятой на вооружение правительством. Д. Кеннади рассматривал политику «сдерживания» как способ предотвращения войны.
Документ, составленный с диаметрально противоположных позиций, был получен в Москве в сентябре того же 1946 года. По запрос министра иностранных дел СССР В. Молотова советский посол в США Н. Новиков подготовил аналитический обзор «Внешняя политика США в послевоенный период» (впервые опубликован в Советском Союзе в 1990 г. в ноябрьском номере журнала «Международная жизнь»). В документе говорилось: «Внешняя политика США, отражающая империалистические тенденции американского монополистического капитала, характеризуется в послевоенный период стремлением к мировому господству». В подтверждение этого тезиса приводились следующие аргументы: принятие конгрессом летом 1946 г. впервые в истории США закона о формировании армии не на добровольческих началах, а на основе всеобщей воинской повинности; неуклонный рост расходов на оборону, создание США глобальной системы военных баз и т. д. В конце обзора содержался вывод: «... Подготовка США к будущей войне проводится с расчетом на войну против Советского Союза, который является в глазах американских империалистов главным препятствием на пути США к мировому господству».
Оба документа, и служебная записка Дж. Кеннади и аналитический обзор Н. Новикова полностью соответствовали настроениям, господствовавшим в правительственных кругах в Вашингтоне и Москве, которые все больше склонялись к принятию на вооружение концепции биполярного мира и жесткой конфронтации между США и СССР.
Точкой отсчета начала «холодной войны» среди историков принято считать фултонскую речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании, в ходе лекционного турне по Америке, посетил родной штат президента Г. Трумэна и выступил с речью в Вестминстерском колледже г. Фултон. В своем выступлении, которое проходило в присутствии американского президента, У. Черчилль обрисовал складывающуюся в Европе ситуацию и назвал ее опасной для судеб западной демократии. Черчилль при этом исключил, что советское руководство стремится к новой войне. «Я не верю, что Советская Россия хочет войны, -- заявил он. -- Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Именно поэтому через всю Европу «от Триеста до Штеттина» опущен «железный занавес». Для защиты европейской цивилизации от коммунистической угрозы, по мнению У. Черчилля, необходимо создание «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», для координации действий, прежде всего в военной области.
Речь Черчилля вызвала резкую реакцию со стороны Советского Союза. В марте 1946 г. Сталин в интервью газете «Правда» назвал Черчилля «поджигателем войны». Он и его сообщники, заявил Сталин, «поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей». Таким образом, маховик «холодной войны» постепенно раскручивался все сильнее.
Спустя примерно год после выступления У. Черчилля США предприняли первые конкретные меры, направленные на то, чтобы не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунизма.
Это было непростое решение американского правительства и президента Трумэна, если учесть особенности внутриполитической ситуации в США после окончания второй мировой войны. В стране произошла своеобразная психологическая демобилизация. Чувствовалась естественная усталость от тягот войны. За годы войны изменилось отношение к СССР. Чрезвычайно высоким оставался авторитет Ф. Рузвельта, которому удавалось достигать компромиссов со Сталиным. Часть политических деятелей страны выступала за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Г. Уоллес, вице-президент США в 1941--1945 гг. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за Советским Союзом право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Кроме того, переход к политике «сдерживания» должно было коренным образом изменить традиционную американскую политику, заключавшуюся в дистанцировании, насколько это было возможно, от европейских конфликтов. Но события в послевоенном мире развивались весьма стремительно, а статус великой державы требовал от США реагировать на них.
21 февраля 1947 г. американское правительство получило две британские ноты, в которых сообщалось, что Англия не в состоянии оказывать военную и экономическую помощь Греции и Турции и выводит свои войска из Греции. Это обстоятельство коренным образом меняло стратегическую ситуацию в Восточном Средиземноморье, так как установление советского контроля над означенными странами было вопросом времени. Факты убедительно свидетельствовали об этом. Находившиеся в зоне советского влияния Югославия, Болгария и Албания оказывали прямую помощь коммунистическому повстанческому движению в Греции. В 1946 г. СССР потребовал от Турции совместной охраны проливов. Кроме того, такое развитие событий создавало условия для прихода к власти коммунистов в Италии, появлялась угроза англо-французскому контролю над Суэцким каналом. Правительство США сделало окончательный выбор.
12 марта 1947 г. Трумэн выступил на совместном заседании обеих палат конгресса. Он предложил выделить средства для оказания Греции и Турции военной и экономической помощи в размере 400 млн. долларов, для борьбы с «угрозой международного коммунизма». Трумэн призвал к осуществлению «доктрины сдерживания» в отношении СССР. Кроме того, он определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. «Доктрина Трумэна» положила начало новому этапу в истории международных отношений, этапу открытого соперничества между сверхдержавами.
Американская политика «сдерживания коммунизма» в том же 1947 г. была дополнена экономической программой правительства США. Ее основой стал разработанный летом 1947 г. «план Маршала». 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл, выступая перед членами ассоциации бывших студентов Гарвардского университета, заявил, что для укрепления европейских демократий им необходимо оказать срочную финансовую и экономическую помощь, с тем, чтобы государства континента снова обрели «экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир».
Речь госсекретаря США была построена в общих выражениях, в ней не было никаких конкретных сведений.
27 июня - 2 июля 1947 г. в Париже состоялось совещание министров иностранных дел Англии, Франции и СССР по вопросам связанным с условиями принятия «плана Маршала». Западные страны предложили создать специальную структуру- «руководящий комитет», который бы составил всеобъемлющую программу экономического восстановления Европы и определил долю предоставляемой каждой стране американской помощи. Программа комитета должна была быть одобрена правительством США.
Советская делегация решительно выступила против этих предложений, заявив, что их осуществление приведет европейские страны к утрате «экономической самостоятельности и национальной независимости в угоду некоторым сильным державам». Правительство СССР считало, что помощь должна оказываться при уважении суверенитета государств, без предварительных условий и что в первую очередь должны быть предусмотрены нужды стран, пострадавших от фашистской агрессии и внесших свой вклад в дело победы союзников по антигитлеровской коалиции.
Получающие помощь страны должны свободно расходовать выделенные средства и самостоятельно определять свою экономическую политику. После того как эти условия были отвергнуты западными странами, Советский Союз отказался участвовать в «плане Маршала» и настоял на принятии аналогичных решений правительствами стран Восточной Европы, входивших в его сферу влияния. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к концу 1948 г. он, в основном, был завершен.
12--15 июля 1947 г. в Париже состоялась конференция «европейского экономического сотрудничества», в которой приняло участие 16 западноевропейских стран, примкнувших к «плану Маршала». Конференция создала Комитет европейского экономического сотрудничества, задачу которого входило составление общего доклада об экономических ресурсах стран получателей помощи и их сводной заявки на американскую помощь. Запрошенная комитетом сумма составила 29 млрд. долл. Впоследствии она была значительно урезана Конгрессом США. В итоге четырехлетнего осуществления «плана Маршала» (1948--1951 гг.) США израсходовали на помощь западноевропейским странам около 17 млрд. долл. Эти средства позволили за короткий срок возродить разрушенную экономику западных стран и сформировать там современные рыночные структуры. Помощь являлась составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США. Кроме того, она использовалась американским правительством и как инструмент политического давления. В качестве предварительного условия предоставления помощи американцы потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 г. в правительствах стран Западной Европы коммунистов уже не было. Таким образом, к середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская. Было положено начало послевоенному политическому и экономическому расколу Европы. «План Маршала» был удостоен весьма резкого осуждения со стороны сталинского руководства СССР.
3. Раскол Европы.
Раскол Европы немедленно отразился на важнейшем вопросе в первые послевоенные годы - вопросе о судьбе Германии. С момента окончания второй мировой войны он занял одно из центральных мест во внешней политике держав антигитлеровской коалиции, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира. Руководители в недавнем прошлом союзных государств по-разному представляли себе политическое будущее послевоенной Германии. Лидеры США, Англии и Франции стремились обеспечить ей демократический путь развития на базе многопартийной системы, сталинское руководство СССР рассчитывало на победу немецких коммунистов и также не оставляло надежды распространить свое влияние на всю Германию.
Одним из камней преткновения между бывшими союзниками являлся репарационный вопрос. Согласно решению Потсдамской конференции репарационные претензии четырех государств, оккупирующих Германию, должны были удовлетворяться из своих зон и германских вложений за границей. Кроме того, было решено, что СССР должен получить из западных зон 25 % всего изымаемого там промышленного оборудования, в т. ч. 10 % -- бесплатно, а 15 % в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции. Однако процесс получения Советским Союзом репараций из западных зон оккупации Германии натолкнулся на серьезные препятствия, а 25 мая 1946 г. правительства США и Англии официально объявили о полном прекращении любых репарационных поставок в СССР из своих зон. Вскоре к этому решению присоединилась и Франция. В общем Советский Союз из западных зон получил к 1 января 1947 г. репараций на сумму в 12,5 млн. долл., из них поставки на сумму в 7,5 млн. долл. подлежали оплате. Общая же сумма репараций с Германии, полученных Советским Союзом, составила 4,3 млрд. долл. В то же время США и Англия завладели всеми золотыми запасами Германии, заграничными активами, большей частью торгового флота, наиболее ценными патентами и изобретениями. По официальным данным ФРГ, все ценности, полученные США, Англией и Францией в Германии, составляли не менее 20 млрд. долл.
Накал борьбы по германскому вопросу между бывшими союзниками неуклонно нарастал. Уже в 1946 г. подверглись ревизии Потсдамские соглашения: происходило слияние американской и английской зон оккупации в одну -- Бизонию. В 1948 г. уже все три зоны оккупации западных стран были слиты в одну. Разногласия между бывшими союзниками привели к свертыванию работы Контрольного Совета по Германии. 20 марта 1948 г. советский представитель маршал В. Соколовский покинул его заседания и он прекратил свою деятельность. Западные страны становятся на путь создания сильного немецкого государства на основе своих зон оккупации и его экономической стабилизации. Решающим шагом на этом пути было прекращение взимания репараций, проведение 20 июня 1948 г. денежной реформы. 23 июня она была распространена на западные секторы Берлина. Замена обесцененной рейхсмарки новой денежной единицей дала толчок началу экономического восстановления. Но она была явным нарушением межсоюзнических договоренностей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении ос статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей его западных секторов с западными зонами оккупации, СССР, в ответ, 24 июня 1948 г. перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина -- первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Для снабжения находившихся в Западном Берлине американских, английских и французских войск, двухмиллионного населения, западные страны организовали воздушный мост.
Информация о работе Истоки и уроки военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953 гг