Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Но не многие события в его истории оказывают влияние на государство и его управление более 1000 лет.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 6
1.1. Деятельность Князя Киевского Владимира 6
1.2. Крещение Руси 12
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ 20
2.1. Влияние принятия христианства на развитие управления Древней Руси. 20
2.2. Формирование права в христианской Руси 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

принятие христианства.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Первый  русский писаный закон касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси. Но уже в нем просматривались черты развивающегося социального неравенства, которые быстро обгоняли само законодательство.

     Русская Правда в Пространной редакции включала в себя два самостоятельных памятника, которые объединяли две ее части. Первая часть была написана при Ярославе в первой половине XI в., а вторая часть относится ко второй половине XI в., к эпохе княжения сыновей Ярослава. Источниками Русской Правды явились древнерусские обычаи, княжеские уставы и косвенно византийское право. В качестве княжеских уставов упоминается в Правде Устав Изяслава о вире, Устав Владимира Мономаха о процентах; из византийского права, по-видимому, внесена статья об ответственности господина за преступления, совершенные его рабом.

     Между тем имелись различные теории о происхождении Русской Правды путем заимствования из скандинавского, германского или римского права, которые представлялись остроумными догадками, не имеющими, однако, под собой прочной основы и зиждущимися на сходстве некоторых правовых положений. Сходство это объясняется не заимствованием, а общностью условий первобытной жизни различных народов 43.

     При этом Русская Правда являлась одним из первых кодифицированных источников древнерусского права, который включал целый ряд статей, направленных на защиту жизни, здоровья, чести, имущества человека. При воровстве, незаконном пользовании чужой вещью помимо возмещения имущественного ущерба устанавливалось особое денежное возмещение "за обиду". Например, в ст. 34 Пространной редакции Русской Правды говорится, что в случае кражи коня, оружия или одежды, возвращая похищенное, виновный платит собственнику еще 3 гривны за обиду.

     Кроме того, Русская Правда первоначально (первый список датируется 1016 г.) отдавала убийцу в полное распоряжение родственников убитого по праву кровной мести. Постепенно круг родственников, имевших такое право, сужался. Князь же являлся мстителем безродных, предпочитая деньги - плату за убийство, которая именовалась вирой (системой вир), с заранее установленной шкалой ценностей: голова свободного горожанина или семьянина оценивалась в 40 гривен, за убийство боярина или другого господина взыскание увеличивалось в 2 раза, за убийство раба - уменьшалось до 12 гривен.

     При этом, как отмечают историки, ко времени  составления Русской Правды кровная  месть во многом потеряла свой первоначальный характер. Прежде всего это выразилось в ограничении круга возможных  мстителей, что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровнородственных связей. Кровная месть по Русской Правде, таким образом, носила характер, переходный от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому государственным органом.

     В целом Русская Правда закрепила четыре вида денежных наказаний за причинение вреда потерпевшему, которые явились прототипами современной компенсации причиненного вреда потерпевшему. Среди них:

     а) головничество или головщина,

     б) вира, разделяющаяся на обыкновенную и дикую,

     в) продажа и 

     г) урок. 44

     Одна  часть этих денежных взысканий поступала  в пользу лиц, которым нанесены были преступлением обиды или вред, а другая часть их обращалась в  княжескую казну. Доказать положительно, что и сколько именно из этих выкупов  шло в пользу обиженного, а что и сколько именно - в казну князя, пока еще невозможно.

     Русская Правда в Пространной редакции на протяжении нескольких веков оставалась общим законом, определявшим принципы отечественного судопроизводства.

     Даже  в XV и XVI вв. суды нередко назначали стародавние виры и "продажи", а также "поток и разграбление" (отобрание всего имущества осужденного и "выбития его вон из земли"). Так, в Двинской уставной грамоте 1398 г. одним из основных видов наказания являлся денежный штраф в пользу пострадавшего или его родственников 45

     Русская Правда в сокращенной редакции также  включала различные способы возмещения вреда. Эта редакция допускала применение кровной мести, например: "Аще  убьет муж мужа, то мстити брату  брата, либо отцу, либо сыну; оже ли не будет кто его, мстя, то положити за голову 80 гривен, либо разсудити по муже смотря". Вместе с тем этот вариант редакции Русской Правды предусматривал различные виды имущественных наказаний. В частности, наказания, связанные с денежной компенсацией, с потоком и разграблением преступника, например: "Аще убиет кого у клети или у которой татбы, то убит во пса место; аще его до света удержит, то вести его на княжь двор; а буди люди видели связана, а убиют, то платити 12 гривен" либо "Будет стал на разбои, то разбойника люди не платят, то выдадут его всего со женою и детьми на разграбление"46.

     Таким образом, проанализировав статьи Русской  Правды можно сделать вывод о  том, что данный закон уже знал многие виды преступлений и в нем проведена первая попытка их систематизации.. При этом возмещение вреда практически всегда сочеталось с выплатой виры или продажи, являясь, таким образом, не самостоятельным институтом, а средством восстановления справедливости. 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Итак, в своей работы мы уделили много внимания тому событию, благодаря которому Владимир и занял свое особое место в ряду русских государей, - принятию Русью христианства.

     Мы  показали, насколько значительным было это событие для нашей истории, в особенности – для развития отечественной 

     На  Русь Церковь пришла как организация, история которой насчитывала без малого 1000 лет (!) со своей структурой и иерархией, дисциплиной ее служителей, со сложившимся, выдержавшим испытание историей учением. Иная ситуация складывалась в государственно-властных сферах. Государственная власть в период прихода Церкви была децентрализована, раздираемая внутренними конфликтами (как правило, родственно-наследственными), не имела еще сложившейся социальной базы.

     Потенциал государства и потенциал Церкви были не равны, поскольку, как было сказано, Церковь представляла собой организацию более сильную, нежели государство. Она не сливалась с государством. Она располагала средствами воздействия на государственную власть, требовала от носителей княжеской власти подчинения христианским принципам верности по отношению к себе. Христианская

     Власть в Древней Руси не была консолидирована, князь вынужден был делить ее с боярами, дружиной, вече. Конечно, эта дистрибутивность власти не находила формального закрепления. Дружина должна была быть верной князю, но поскольку она сама по себе представляла самостоятельную силу (группа обученных людей с оружием), князь в реальности вынужден был считаться с интересами своей дружины и прислушиваться к ее мнению в конкретной ситуации.

     Крещение  Руси оказало огромное, определяющее влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе и на развитие государственности, а также права. Вместе с единством веры постепенно стало приходить осознание единства государства. С христианством пришла также идея единства церкви и государства.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
    1. Булычев, Ю.Ю. Православие: Словарь неофита / Ю.Ю. Булычев. - СПб.: Амфора, 2004 - 300 с.
    2. Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки / Ю.Ю. Булычев, Г.Е. Миронов. - М.: Книжная палата,  1991-   540 с.
    3. Введение христианства на Руси и древнерусская литература // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология.1988. 4. С. 12 -19.
    4. Волошина, Т.А. Языческая мифология славян / Т.А. Волошина, С.Н. Астапов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 334с.
    5. Гордиенко, Н.С. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов / Н.С. Гордиенко. — Л.: Лениздат, 1984. — 285 с.
    6. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. - М. Политиздат, 1953. – 610 с.
    7. Гудзь-Марков, А.В. История славян / А.В. Гудзь-Марков. - М.: ЭКСМО, 1997. – 488 с.
    8. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. – М.: АСТ. 2006.- 663с.
    9. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ, 1997. – 576 с.
    10. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: Педагогика, 1983.- 348с.
    11. Карамзин, Н. М. История Государства Российского / Н. М. Карамзин. -  М., Наука, Т.1  1989 -635 с.
    12. Карамзин Н.М. Предания веков / Н. М. Карамзин. - М.: Правда, 1988. – 768 с.
    13. Кацва, Л, Юрганов, А. История России XVIII-XV веков / Л. Кацва, А. Юрганов. - М., РОСТ, 1998 -234 с
    14. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М., Мысль 1987 Т.1 435 с.
    15. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М: Наука., 1991. – 380 с.
    16. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. - М., 1997. – 450 с.
    17.   Платонов С.Ф. Учебник русской истории / С.Ф. Платонов. -СПб.: Наука, 1993. – 429 с.
    18. Повесть временных лет /из сборника Откуда есть пошла Русская земля. -М., Молодая Гвардия, 1986 Т.1 -702 с.
    19. Православная энциклопедия. 4-5 том. - М.: ЦНЦ ПЭ. 2000.- 786с.
    20. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества (XII — XIII вв.) / Б.А. Рыбаков. - М. Наука,, 1993. - 447с.
    21.   Рыбаков, Б.А. Первые века русской истории / Б.А. Рыбаков. -  М., Наука, 1964 - 238 с.
    22.   Соловьев, С.М. История России с древнейших. Т.1–2 / С.М. Соловьев. — М.: Голос, 1993. — 768 с.

Информация о работе Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси