Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа
История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Но не многие события в его истории оказывают влияние на государство и его управление более 1000 лет.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 6
1.1. Деятельность Князя Киевского Владимира 6
1.2. Крещение Руси 12
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ 20
2.1. Влияние принятия христианства на развитие управления Древней Руси. 20
2.2. Формирование права в христианской Руси 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Походами, войнами, строительством новых поселений были заполнены первые годы правления князя Владимира, но как выяснилось, это было лишь подготовкой перед главным решением своей жизни, да и всей страны также. Время ему придет в 987 году.
Летопись дает любопытные характеристики этого князя, в которых, однако, ясно видно стремление хрониста-христианина XI в. показать, как некогда закоснелый язычник, гонитель истинной веры, затем принял Святое крещение и обратил в христианство свою страну. Вместе с тем вряд ли факты, относящиеся к первым годам правления Владимира, придуманы; очевидно, они также взяты из его биографии, хотя и соответствующим образом отображены.
Так, летописец подробно расписывает языческие пороки Владимира, который был ненасытен в любви к женщинам: летопись упоминает, что князь имел пять законных жен, из которых первой считалась Рогнеда, а второй была гречанка, вдова убитого Ярополка, кстати, беременная в момент гибели мужа будущим Святополком, усыновленным затем Владимиром. Но, кроме законных жен, у князя, по уверению летописи, было 800 наложниц, которых он разместил в разных окольных городках. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии»14.
Помимо «женолюбия» Владимира летопись отмечает и иные языческие черты Владимира. Например, достаточно подробно рассказывается о языческих жертвоприношениях в Киеве; широко известен летописный эпизод о языческих гонениях на христиан – история о молодом варяге, принесенном в жертву идолам, и убийстве его отца-христианина.
Обратим внимание на то, что летописец в XI в. не случайно рисует нам такой яркий портрет Владимира-язычника. Это позволяет ему подчеркнуть всю значимость перехода Владимира в истинную Христову веру: крещение Владимира предстает настоящим чудом, примером духовного и нравственного преображения князя-«варвара» (но об этом подробнее чуть ниже). Кроме того, летописец стремится «таким жизнеописанием подать пример своим современникам, которые в XI в. если и не оставались официально идолопоклонниками, то, во всяком случае, еще сохраняли многие языческие обычаи»15.
Специалисты отмечают, что список богов, составивших официальный языческий пантеон после первой религиозной реформы Владимира, включал в основном южных богов. В то же время в него не попал Велес. Это объясняют тем, что Владимир уже с самого начала, видимо, имел в виду отказаться от старой практики своих предков – заморских походов, связанных с торговыми делами.
Но в самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок. Под 981 г. летопись упоминает его войну с поляками, в итоге которой князь захватил западноволынские города Перемышль, Червень и др., «которые и доныне под Русью». Это значит, что до Владимира эти города к Руси не относились и зависели, возможно, не от поляков, а от чехов, зато к 980 г. перешли под польскую власть. Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими булгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей.
Именно указания на эти действия князя дают основание утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племен» не было устойчивым и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы.
Принятие христианства - одно из важнейших событий русской истории. Решение об этом не было спонтанным. Предшествовал этому целый ряд событий.
Христианство еще задолго до официального крещения пустило свои корни в Киеве. Многие варяжские войны были христианами, бабушка Владимира – княгиня Ольга стала первой из правителей, принявшей Веру Христову. «Повесть временных лет» оставила нам подробный рассказ об этом событии. Упоминает она и о том, что сын Ольги Святослав так и не поддался на уговоры матери: «Но Ольга любила сына своего Святослава и говаривала: « Да будет воля Божья; если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце те же желание обратиться к Богу, что даровал и мне»16. Есть сведения, что старший Святославич – Ярополк либо был христианином, либо склонялся к принятию веры.
О
том, что христианство не было новинкой,
говорят и русско-византийские договоры.
В 945 году после похода на Царьград крещеные
русские клялись соблюдать
Князя Владимира к мысли о принятии христианства подвела как внутри, так и внешнеполитическая ситуация.
Еще
до этого князь пытался
В конце Х века Русь напоминала «витязя на распутье»: был своеобразный выбор пути, который символизировался выбором веры. «Подходящие религии в соседних странах имелись. У волжско-камских болгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство, в котором явственно обнаруживались восточный и западный центры (соответственно в Константинополе и Риме).
«Повесть временных лет» дает весьма пространный рассказ о том, как именно князь Владимир принимал судьбоносное решение, и какие аргументы использовали те, кто был призван убедить его в своей правоте.
Историки до сих пор спорят по поводу того, насколько правдиво летопись передала нам это событие, но как бы то ни было окончательный выбор был сделан в пользу восточной христианской церкви. И не в последнюю очередь, из-за самой Византии.
«Византия в то время являла собой пример внутренней стабильности, финансового могущества и успешной внешней политики. Власть императора церковью никоим образом не ограничивалась, а даже укреплялась. Более того, церковь была фактически встроена, в отличие от римской, в государственную структуру и зависела от императора»18.
«В 987 году византийский император попросил у Владимира помощи в подавлении восстания малоазиатского наместника Варды Фоки. Князь взамен потребовал руки сестры императора Анны»19.
Поход оказался удачным, но Византия не спешила выполнять уговор. Тогда князь направился к Корсуни, осадил ее и в конце концов взял. Этим он продемонстрировал Царьграду, что такая судьба сожжет ждать и столицу империи. «Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят го в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе»20.
Неясно и где крестился князь, так как источники называют и Корсунь, и Киев. «Не знающие истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Васильеве, а другие и по иному скажут»21. При принятии святого крещения Владимир взял имя Василия, скорее всего это было связано с тем, что такое же имя носил правитель Царьграда.
В то же время, он действовал очень настойчиво. По некоторым свидетельствам, он лично сопровождал митрополита и священников, ходивших по Киеву с проповедью, и также обращался к жителям города с призывом принять крещение. Первый отклик был незначительным, и тогда «князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю»22. Этот призыв подействовал куда эффективнее, чем проповеди византийских священников.
О крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, летопись рассказывает весьма живописно, упоминая и крушение идола Перуна и прочих языческих богов. Отметим, кстати, что Перун, бывший верховным языческим божеством, особо почитаемым дружинниками, не был, в отличие от прочих идолов, уничтожен: его лишь сняли с горы и спустили в волны Днепра23. Опять-таки, мы видим, что Владимир предпочитал действовать предусмотрительно: новое вероисповедание еще не обрело достаточного числа сторонников, языческие традиции были все-таки сильны, и князь не был склонен применять насилие там, где без него можно было обойтись.
Но вернемся к Владимиру. Разумеется, не следует упрощать ситуацию: выбор делался не на «пустом месте», не решением и волей одного человека. Летописные предания (во многом полулегендарные, подчиненные нуждам политики и идеологии того времени, когда они создавались) предлагают нам яркую и подробную историю того, как Владимир сравнивал различные вероисповедания с тем, чтобы выбрать одно, к этим преданиям мы еще обратимся.
Но прежде необходимо отметить, что для решения Владимира существовали достаточно серьезные объективные предпосылки24. Прежде всего, христианство не было чем-то совершенно новым для Руси того периода, и Владимир, как хорошо известно, был далеко не первым князем, принявшим крещение. Летописный рассказ об «испытании вер» Владимиром, несмотря на очевидную тенденциозность и наличие в нем многих явно мифических подробностей, имеет под собой реальную основу: киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.
Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве25. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет.
Как пишет С.Ф. Платонов, «не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», -- то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее познать»26. Не будем забывать и о том, что между Русью и Византией существовали прочные торговые связи, которые облегчали для Руси знакомство с христианством.
Христианская вера была хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях: первая христианская церковь – церковь св. Илии – стояла в Киеве в княжение Игоря, жена которого, Ольга, приняла крещение. О предполагаемом христианстве Ярополка, брата Владимира и его непосредственного предшественника на киевском престоле, мы уже упоминали. Одним словом, «князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу»27.
Византия в этот исторический период являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора28.
Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников – и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить.
Дата, когда был крещен Киев доподлинно неизвестна. Одни источники называют апрель, другие – сентябрь. Но большинство сходится в одном: крещение было принято достаточно спокойно: «отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего от того, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое разъяснило бы народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению»29. Даже когда топили или сжигали идолов – были плач и стоны. Но не было сопротивления.
Как происходило принятие христианства в других частях Руси, мы с достоверностью не знаем. Очевидно, на юге оно проходило более спокойно и было сложнее на севере. Так, в северном Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, и дядя Владимира Добрыня (тот самый, которого в начале своего княжения Владимир посылал в Новгород для установления идола Перуна и других языческих богов) вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на протяжении, очевидно, всего XI в. Но можно сказать, что в целом в городах процесс христианизации шел успешно, тогда как в сельской местности, особенно в северо-восточной, да и в юго-западной Руси население упорно держалось за старых богов еще и в XIII—XIV вв.
Информация о работе Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси