Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Но не многие события в его истории оказывают влияние на государство и его управление более 1000 лет.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 6
1.1. Деятельность Князя Киевского Владимира 6
1.2. Крещение Руси 12
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ 20
2.1. Влияние принятия христианства на развитие управления Древней Руси. 20
2.2. Формирование права в христианской Руси 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

принятие христианства.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 

КАФЕДРА

Истории и мировой политики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студента            3        курса           3102        группы

                                Ильина В.А.                               о                              

Христианство  и его роль в  развитии основ                                                                                                                                                                                                                               государственности Древней Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Научный руководитель                                          

      доц. Кириллов А.В. 

                                                               

                                                                                  Оценка:_________ 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     История  государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет.  Но не многие события в его истории оказывают влияние на государство и его управление более 1000 лет.

       «Даже беглый взгляд на историю второй половины Х в. показывает, что на Руси шла борьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимости обращались на север страны, к варягам, и той частью знати (преимущественно южной, киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые приобщили бы тогдашнюю Русь к наиболее цивилизованным странам эпохи. К этому вели и реформы Ольги и, очевидно, Ярополка. Однако время таких реформ тогда еще не наступило» .

     К таким судьбоносным событиям относится  Крещение Руси в период княжения князя  Владимира.

     Первые  годы княжения Владимира ознаменованы его попытками как-то свести воедино языческие верования различных славянских племен, с тем, чтобы таким образом объединить племена единой религией и единой княжеской властью.

     Владимир  был повелителем достаточно большого пространства, в его подчинении находились земля Новгородская, земля Белозерская, Ростовская и Смоленская, Полоцкая и Северская, Киевская, Древлянская и, вероятно, западная Волынь. Но, несмотря на обширность пространства, не следует думать, «чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа» .

     Объединение под властью Киева требовало  замены различных племенных верований  единой общегосударственной религией. Попытки укрепить и сплотить языческие  культы в единую веру диктовались и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.

     Владимир  этот выбор сделал, вслед за ним  – вся остальная страна. С этого  момента в истории Руси началась новая глава

     Постепенно  изменилось многое, если не все: от принципов организации власти и законов до появления искусства как такового.

     Конечно, заслуга в этом не только одного Владимира, «работали» практически  все. Но в нашей стране, так уж получилось, политика всегда была персонифицирована, от личности первого лица всегда зависело очень многое.

     Такая тема представляется весьма актуальной. Возрождение и укрепление интереса к прошлому нашей страны, к истокам национальной ментальности в последние годы является одной из важных государственных задач. Исторические события последних десятилетий нанесли значительный ущерб национальному самосознанию, и для его восстановления, несомненно, необходимо (в числе прочего) и обращение к истории культуры и духовной жизни нашей страны, нашего народа.

     С другой стороны, задача массового приобщения населения страны к истокам национальной культуры может приводить к появлению искажений в трактовке и изображении исторических событий и деятелей. Фактически, как это не раз бывало в истории, идеология диктует свои условия и (в самых худших случаях) может вмешиваться в беспристрастные научные исследования. В результате массовый зритель, слушатель, читатель получают нередко достаточно упрощенную картину, в которой не учитываются (или интерпретируются искаженным образом) реальные исторические факты.

     Целью работы будет исследование на становление  государственного управления такого события, как принятие Русью православия.

     Задачи: 

     - показать именно масштабность события, его многообразное и сложное значение для всего дальнейшего хода истории нашей страны.

     - проанализировать влияние крещения  Руси на изменение государственного  улада Руси.

     Методологическую базу работы составили: общие принципы научного познания, подходы и методы, относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук и получившие распространение в историко-правовых исследованиях. В работе использован историко-аналитический, биографический и логический методы исследования.

     Исторический аспект исследования базируется на изучении сохранившихся первоисточников, таких как «Повесть временных лет».

     В силу недостаточности и фрагментарности сохранившихся материалов приходилось обращаться к трудам ученых, историков, историков, философов, политических деятелей. В их числе можно назвать труды В. Ключевского, Кускова В.В., Мавродина В.В., Платонова С.Ф., Соловьева С.В.,Титов Ю.П.  и др.

     О крещении Руси и князе Владимире  написано много как научных работ, так и научно-популярной и художественной литературы. Она нашла отражение  в работах Костомарова Н.И. Мавродина В.В.

       Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1 КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР И ЕГО РОЛЬ В  РУССКОЙ ИСТОРИИ

1.1. Деятельность Князя Киевского Владимира

 
 

     Исторический  процесс распорядился так, что в  России от личности и пристрастий  первого лица государства всегда зависело слишком много. Правителей было много, хороших и не очень; те, кто сумел остаться в памяти, и те, кого помнят лишь специалисты.

     Герой этой работы, безусловно, принадлежит к категории тех, чьи имена не забудут никогда, как бы не сложилась политическая и историческая конъюнктура.

     Великий Князь Киевский Владимир Святославич, Владимир Красное Солнышко, Владимир Первый, Владимир Креститель  – это  имена одного и того же человека. Внук основателя династии Рюрика (вопрос о подлинности этого человека в этой работе не обсуждается), сын первого русского полководца Святослава. Человек, с именем которого связан выбор религиозного пути нашей страны.

     Точная  дата рождения Владимира неизвестна. Большинство источников сходится на 960 годе, как наиболее вероятный год рождения будущего правителя1.

     Если  имя отца не вызывает сомнения –  князь Святослав Игоревич, т насчет матери спорят до сих пор. «Матерью Владимира была Малуша, дочь Малка, простого жителя из города Любеча на Днепре Киевская летопись сохранила ее подлинное скандинавское имя – Малфред. Многие историки отождествляют Малка с древлянским князем Малом, которого княгиня Ольга казнила в отместку за смерть своего мужа, а детей Мала забрала на свой двор»2.  Другие местом рождения Малуши называют другой город: «Она была дочерью знатного новгородца Малка Любечанина, и Ольга в свое время взяла ее к себе, заглядевшись на ее красоту и статность. Грубый и совсем не знавший утонченных манер, Святослав силой взял красивую ключницу и она вскоре родила крепкого малыша, которого назвали Владимиром»3.

     Владимир  был третьим сыном Святослава, и в отличие от Ярополка и Олега  во всем законам считался незаконнорожденным. Может быть это обстоятельство, которое  лишало его прав на наследование отцовского престола и сделало его таким энергичным и в общем-то беспринципным политиком., который четко и последовательно шел к власти. Особенно жестко он поступил с братьями. Может быть, в отместку за тяжелое детство, когда старшие обзывали маленького Владимира бастардом и «рабыниным сыном». Какие были у него отношения с отцом – неизвестно, но в 969 году, перед свои последним походом, тот разделяет свои земли между детьми и Владимиру достается самая отдаленная и сложная территория – Новгородская земля. «Владимир был призван на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядею Добрыней, братом своей матери»4. Дядя Добрыня, который фактически вырастил Владимира, и в дальнейшем останется его надежным помощником.  Академик Рыбаков даже указывает такой факт: « Если бы не особая удача, то сын ключницы мог бы затеряться в толпе «отроков» и слуг на княжеском дворе. Но его дядя Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя Ярополк и Олег отказались ехать в далекую северную факторию Руси – Новгород, и предложил послать туда своего племянника. Так юный робичич Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень»5

     Спустя  несколько лет  происходят весьма странные события, в результате которых  в Древлянской земле погибает князь Олег, средний сын Святослава. Молва называет виновника – Ярополк. Так ли это было   на самом деле – неизвестно. Но Владимир громогласно заявляет о том, что за смерть брата он отомстит. Но делает это не сразу и весьма оригинально. «Владимир вместе с дядей бежал в Швецию, откуда,  года через два (979), возвратился с варяжской дружиной в Новгород. Подкрепленный новгородским войском, Владимир выступил на Ярополка, известив, что идет на него»6.

     Попутно Владимир взял Полоцк, где главной  добычей его стала Рогнеда, сговоренная  уже за Ярополка. Девушка имела неосторожность ответить Владимиру, «что не « разует сына рабыни». По славянской традиции перед первой брачной ночью молодая жена должна стянуть с мужа сапоги. Если первым будет тот, в котором спрятана монета – быть семье счастливой, а главное – муж не будет иметь права ударит жену. Если же первым будет сапог с плеткой – то… Результатом дерзкого ответа – разорение Полоцка, гибель отца и братьев и унизительное положение наложницы.

     980 год делает Владимира Великим  Князем Киевским. Ярополк был  убит по его приказу, вдова стала достоянием победителя.

     До  переломного 988 года было еще несколько  лет и наполнены они были, по словам Соловьева «гнусным идолослужением»7 .«Начал княжить Владимир в Киеве… и поставил кумиры на холме, вне двора теремного, Перуна деревянного, а голова у него серебряная, ус золотой, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы, называя богами, приводили сыновей и дочерей и приносили жертвы бесам, осквернилась кровью земля Русская и холм тот… Князь. виновник этого торжества предается необузданному женолюбию: кроме пяти законных жен было у него 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове»8.

     Впрочем, не следует думать, что жизнь князя  наполняли лишь удовольствия. «Все княжение Владимира Святого прошло в упорной борьбе с печенегами, которые раскинулись по обеим сторонам нижнего Днепра восьмью ордами, делившимися каждая на пять колен»9.

     Не  забывал князь и о приращении земель  русских. Из «Повести временных  лет»: В лето 6489(982). Пошел Владимир на поляков и захватил города их Пермышль, Червен и другие города, которые и доныне над Русью. В том же году победил Владимир и вятичей, и возложил на них дань с каждого плуга, как и отец его брал»10.

     Следующие несколько  лет страницы летописи заполнены однообразными сообщениями: « Пошел Владимир против ятвягов и победил их и взял землю их», «Пошел Владимир на радимичей», «Пошел Владимир на болгар с дядей своим Добрынею, а торков привел берегом на конях и победили болгар»11.

     Не  только ради дани и военной славы  совершал Владимир свои походы. Историк Соловьев пишет: «Беспрерывные нападения степных варваров заставили Владимира подумать об укреплении русских  владений с востока и юга. «Худо, что мало городов около Киева» - сказал он и велел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне»12. Рыбаков пишет: «Владимир  сумел сделать борьбу  с печенегами делом всей Руси,  почти всех входивших в ее состав  народов, ведь гарнизоны  для  южных крепостей  набирались в далеком  Новгороде,  в Эстонии (Чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не доскакивал. Заслуга Владимира в том и состояла, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы,  шедшей по землям полян, уличей и северян»13.

Информация о работе Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси