Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Но не многие события в его истории оказывают влияние на государство и его управление более 1000 лет.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 6
1.1. Деятельность Князя Киевского Владимира 6
1.2. Крещение Руси 12
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ 20
2.1. Влияние принятия христианства на развитие управления Древней Руси. 20
2.2. Формирование права в христианской Руси 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

принятие христианства.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Единственный  город, который оказал сопротивление, по сведениям летописей был Новгород. «Туда были летом 990 г. Посланы миссионеры, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя киевского Добрыней, а также вспомогательного отряды воеводы Путяты должны были заставить жителей принять крещение… Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер вооруженных столкновений. Только после упорной борьбы сначала (к 31 августа 990 г.) удалось подавить восстание горожан, а затем, в несколько приемов, их крестить – уже в сентябре 990 г.»30

       «Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно («оттай») молились Перуну и огню-варожичу, справлялись старинные праздники. Язычество слилось с христианством»31.

     Только, согласно летописям, к рубежу XI-XII веков все восточнославянские племена, за исключением вятичей приняли христианство. «православие становилось тем фактором, вокруг которого объединялись славянские племена, получая вместе с новой верой письменность, качественно новое изобразительное искусство и архитектуру. Процесс был необратим. Город за городом, народ за народом принимали крещение и подпадали под протекторат Киева, в котором на протяжении Х –ХІ веков накапливались общенародные духовные ценности. Распространение православия не было прервано даже восьмилетней войной с печенегами – союзниками Византии. В результате войны Русь потеряла причерноморские степи, но получила идею государственности, взращенную на почве православия. Это идеологическое единство – единство государства и веры, воспринятое от византийской цивилизации, могло породить новую, более мощную и устойчивую цивилизацию Киевской Руси»32

     После смены веры значительно изменились взаимоотношения между людьми: под запрет попало многоженство, кровная месть и человеческие жертвоприношения. Церковь всячески приветствовала  милостивое обращение  с рабами, создание сиротских приютов и лечебных заведений. Не лишним будет сказать, что славянское сельское хозяйство также выиграло от политики: многочисленные посты, принятые в христианстве привели к развитию овощеводства, чтобы рацион постящегося был более разнообразен.

 

     ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ  ПРИНЯТИЯ КРЕЩЕНИЯ

     2.1. Влияние принятия христианства на развитие управления Древней Руси.

 
 

     Рассмотрим  важнейшие политические, социально-экономические и этнические следствий христианизации Руси.  

     Этническая консолидация 

     В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской  народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот происходил и до княжения Владимира, но, как мы отмечали выше, язычество различных славянских «племен» и территорий имело свои, местные черты (например, свои особенно почитаемые боги), что существенно тормозило процесс этнической консолидации. Рассказывая о событиях 80—90-х годов Х в., русская летопись оперирует еще старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т. д. Дольше всего в представлении киевских летописцев сохраняются понятия вятичи, дреговичи, что, возможно, объясняется их относительной отсталостью, сравнительно с такими центрами как Киев, Новгород, Полоцк. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, -- появляется название «Русь», «Русская земля», жители которой именуются русичи, русины, в иностранных источниках – русы, росы, рутены33.

     Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и  единой церковной организации, заменившей разнообразные местные языческие культы. 

     Социально-экономические  изменения 

     После принятия христианства ускорилась и  социальная дифференциация древнерусского общества: вокруг киевского князя  и его представителей на местах формировался господствующий слой. Эта консолидирующая древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т. д.)34.

     Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси. То, что мы знаем о IX—X вв., позволяет констатировать только возникновение земельных владений (личных) великого князя и, возможно, местных князей. С XI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельной собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Это произошло не сразу, и первоначально церковь существовала за счет десятины от княжеских доходов, как определил еще князь Владимир. Кажется, церковная собственность на землю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней. Перевод и распространение на Руси византийских сборников права должны были ускорить эти процессы35. 

     Политические процессы 

     Яснее всего вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения36. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т. д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. В последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Турове, а буквально накануне кончины великого князя возмутился правивший в Новгороде Ярослав, который через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволдом. Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но умер. За всеми этими событиями стояла местная знать земель.

     Тем не менее центральная власть была укреплена, о чем говорит и  необычайно поднявшийся уже при  Владимире международный престиж  Киева. Об этом свидетельствуют ряд фактов, в их числе начавшиеся уже при Владимире брачные связи киевского дома с известнейшими правящими домами Европы.

     Князь Владимир показал возможность для  власти не признавать в отношениях с подданными существующие нормы  естественного права и не признавать саму духовность за подданными как субъектами этих отношений в массовом (тотальном) масштабе, если того требует политический интерес.37

     Князь Владимир "национализировал", "коллективизировал" веру во имя политики как цели, во имя корысти как мотива с прямым умыслом. Здесь можно не согласиться с Н.А. Бердяевым в том, что первым большевиком в России был Петр I, первым большевиком (в понимании Н.А. Бердяева) должен называться князь Владимир I.

     Вместе  с тем князю Владимиру принадлежит  ряд заслуг. Своей деятельностью он заложил ядро нового правосознания русского народа, которое на века составило его основное содержание. Это религиозно-нравственная составляющая русского правосознания, позволяющая легко принимать идеологию этатизма. Но самое главное в том, что принятие христианства стало точкой отсчета в формировании русской государственности на новой, прежде всего, политической и религиозной основе.

     Таким образом, можно утверждать, что князь  Владимир заложил базу российской государственности, оформив организационно-идеологическую форму осуществления его функций. Все последующие монархи достраивали то, что он начал.

     Однако  эта база вначале была непрочной. Всего через год после смерти князя Владимира его сын Ярослав  предпринял попытку восстановить язычество, изменить направление развития страны. Но население не поддержало его. На этом альтернатива развития России по иному пути себя исчерпала.

     Попытка Ярослава Владимировича была вызвана  не религиозными, а политическими  соображениями. Поэтому с христианством  как с верой он примирился, но с властью греческой церкви - нет. Став князем Киевским, Ярослав I Владимирович (Мудрый) предпринял первую попытку освободить киевскую митрополию от опеки константинопольского патриарха. Впрочем, тоже неудачную. Церковь под руководством византийских митрополитов, имея тысячелетний опыт управления, являлась серьезным политическим соперником. Распространение на Руси в X - XI вв. церковных уставов и церковного права на фоне неоформленности русского права размывало границы светской и духовной власти. Побуждало княжескую власть к правотворчеству. Но главными побудительными мотивами служили развивающиеся социально-экономические отношения и усложнение в связи с этим задач регулирования общественных отношений.

     Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

     По-разному  определялась и роль совета (думы) при  князе: иногда его рассматривали  как постоянно действующий государственный  орган (В.О. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.Ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.И. Сергеевич).

     В начале XI в. князем Владимиром устанавливается  «десятина» — налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы —I дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.38

     После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).39

     По  мнению А.Е. Преснякова, церковное землевладение  первоначально возникло из княжеских  земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

     Тем самым и социально-экономические, и политические условия требовали  продолжения строительства государственности.

2.2. Формирование права  в христианской Руси

 

     Следующим шагом на пути формирования системы управления должно было стать оформление действующих норм в писаном праве. Что и было сделано князем Ярославом Мудрым. Он придал необходимую форму нормам обычного права и княжеской судебной практики в первом русском кодексе - Русской Правде. Локальным (племенным) нормам был противопоставлен единый, действующий на всей территории страны закон. Это знаменовало новый этап в развитии русского государства, правовой системы и государственности40. Основа российского правосознания была заложена уже в Киевской Руси. Понятия "обычай", "указ", "закон" не получили в тех условиях достаточной определенности в связи с активным проникновением в правовую сферу нравственного начала, что, в частности, было вызвано и особым положением в обществе религии. Это обстоятельство способствовало заложению в правосознании основы для ряда установок. Представления о соотношении правового и нравственного как соотношения условного и абсолютного с последующим отрицанием правового. Признания допустимости вмешательства во внутренний мир человека со стороны общественных организаций. Дуалистическому (антиномичному) восприятию государственной власти в диапазоне от освящения ее до сведения власти только к насилию с последующим отрицанием.

     Появление первого официального источника права в Руси связано с именем Ярослава.

     Ярослав прославился как автор первого  свода русских законов. «Русская правда», полный текст которой был  закончен при сыновьях, начала создаваться  еще в годы новгородского сидения, и в первых статьях отражала те непростые отношения, которые складывались между варяжской дружиной и  горожанами.  «Если  главное значение князя было значение судьи, разбирателя дел, исправителя кривд; то одною из главных забот его был устав земский, о котором он думал с дружиною, старцами городскими, а после принятия христианства -  с епископами; и вот Ярославу I приписывается подобный писаный устав под именем Русской Правды. Название Русской Правды получил этот устав, как видно, для отличия от уставов греческих, которые по принятии христианства имели такое сильное влияние на юридический быт Руси»41. В основе его лежали старые традиции, устный “Закон русский”, который упоминается еще в договорах Руси с Византией.42

Информация о работе Христианство и его роль в развитии основ государственности Древней Руси