Христианизация Беларуси IX-XIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Каждый народ стремится знать свою историю, свои исторические корни, тот путь, который прошли предыдущие поколения. Это необходимо, чтобы ощущать не только связь времен, но и свою причастность к далеким событиям, к делам своих предков, чтобы, используя их опыт, не повторять ошибок, а брать с прошлого уроки, необходимые для решения сегодняшних задач.

Во всем мире наблюдается устойчивый интерес к изучению своего прошлого, стремление сохранить, сберечь свидетельства разных эпох и использовать исторический опыт предшественников. В особенности актуально это для народов, которые имеют богатое историческое наследие, но по тем или другим причинам плохо знают его. Такое положение не только снижает международный авторитет государства, но и обедняет его духовно.

Потому в наше время приоритетом является изучение истории Беларуси и возвращение в историческую колыбель потерянных за последние столетия ценностей, максимально полное отображение, исследование белорусского прошлого.

Содержание

Введение 4

1. Генезис восточного типа христианства 6

2. Распространение христианства у восточных славян 9

3. Проникновение христианства на белорусские земли в 10 – 13 в.в. 19

4. Христианство как проводник нового типа культуры на белорусских

землях 23

Заключение 26

Литература 27

Работа содержит 1 файл

6253_Христианизация Беларуси Х-ХIII в.в..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      В 1071г. произошло крупное восстание  и в Новгороде. Через 80 лет после  того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой, языческой веры.

      Особый  интерес представляет летописное повествование  о движении, поднятом двумя волхвами на Волге и Шексне. В условиях очередной голодовки они обвиняли "лучших жён", то есть представительниц наиболее зажиточных домов, в том, что они в собственном теле - очевидно, магическим способом - прячут запасы продовольствия и предметы первой необходимости. В сопровождении трехсот примкнувших к ним людей они двигались по разным рекам и, останавливаясь в населённых пунктах, чинили суд и расправу над женщинами, "говоря, что эта жито прячет, а эта - мёд, а эта - рыбу, а эта - меха" [5, с. 319].

      Продолжателем апостольской миссии святого князя  Владимира был его сын великий  князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку.

      Благодаря книгам уже второе поколение русских  христиан имело возможность более  глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью"[23, с. 44].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проникновение христианства  на белорусские  земли в 10 –  13 вв. 

      После уничтожения Перуна в Киеве, язычество  нужно было победить в других землях. По водному пути отправились с  Киева с миссией христианизации греческие и болгарские священники, а с ними дядя князя Владимира - Добрыня с армией. Морской путь их пролегал через Полоцкое княжество к Новгороду, и первым на их пути был Туров, где миссионерам оказали сильное сопротивление. Про кровавое крещение туровцов свидетельствовала легенда о красных камнях, которые будто б приплыли по реке в город, в чем, бесспорно, слышится память про резню, которую обрушил на местных язычников Добрыня. Позже, как сообщает летопись, люди говорили, что Путята крестил огнем, а Добрыня - мечом.   

      Про то, как распространялась христианство в Полоцкой земле, мы также имеем некоторые сведения. Приняв крещение, в тот же год Владимир вспомнил о своей жене - Рогнеде. Он прислал в Изяславль, где жила Рогнеда, своих посланцев, которые передали ей такие слова князя: «Теперь, окрещенный, я могу иметь одну жену, которую взял, христианку, а ты выбери себе мужа с моих бояр, кого пожелаешь». Рогнеда ответила, что она княгиня и не хочет стать рабыней, но хочет быть невестой Христа и принять ангельский образ под именем Анастасии. Для монахини - княгини был построенный монастырь, в котором она прожила несколько лет до своей смерти в 1000 г. [7, с. 78].

      Когда появились первые христиане в  Полоцкой земле, сказать тяжело. Согласно предоставлениям, уже в IX в. здесь  были христиане. Оно находит себе подтверждение в историческом материале. Как известно, земли Беларуси размещались на большом водном пути "с варягов в греки", по которому не только осуществлялась торговля с Византией, но и распространялись христианская вера и культура. Новая вера не пришла сюда как вера, установленная огнем и мечом. Правда, была и борьба между священниками новой веры и жрецами, сторонниками язычества, но все же христианские взгляды перенимались, как и вся культура, относительно мирным путям. Они выжали из жизни общества старые, языческие взгляды, часто сливаясь с ними. Да, праздники пророка Ильи похожи на праздник Перуна. Язычество в основном оставалось бытовой религией крестьянства с его натуральным хозяйством, патриархальным строям жизни, полной зависимости от сил природы.

      Городская общественная жизнь, наоборот, склоняла к пониманию и восприятию положений  христианской религии, ее символики. Таким  образом, создавалось то двоеверье, которое существовало на территории Беларуси с давнишних времен и  позволяло славянскому язычеству мирно сосуществовать с восточным и западным христианством.

      Так же распространение христианства подтверждается по археологическим данным – в  частности по смене погребального  обряда. Археологи сообщяют нам следующие.

      Говоря  о христианизации, следует различать два ее этапа: в городских центрах и сельской местности.

      А.М. Лявданский считал, что в Полоцке  под влиянием христианства довольно рано перестали хоронить покойников в курганах (12 в.) [24, с. 43]. Г.В. Штыхов в своей работе высказывает немного другое мнение :

      «недостаточно освещен вопрос, когда и как  исчезли курганы… Нужно принимать  во внимание, что в Полоцке языческий  обычай погребения должен был исчезнуть  рано, во всяком случае, во второй половине 11 в.» [8, с. 43]. Л.В. Алексеев пришел к выводу, что несожженными хоронить покойников начинают во второй половине 10 – начале 11 в. [24, с. 44].

      Марзалюк  И. А. пишет, что погребальный обряд  в городах Полоцкой и Смоленской земли уже в 11 – начале 12 вв. стал соответствовать христианским канонам [19, с. 187]. Риер Я.Г. обозначает, что в конце 10 – начале 11 в. трупосожжения как совершенно несовместимые с христианской догматикой сменяются трупоположениями в насыпи и на материке и делает вывод, что исчезновение курганных захоронений к началу 13 в. свидетельствует о победе новой религии в среде крестьян, хотя многие черты язычества в той или иной форме сохранялись еще длительное время [22, с. 141]. В соответствии с двумя выше перечисленными исследователями высказывается и Заяц Ю.А.: «…обычай трупосожжения… в кургана второй половины 11 века уже не встречается» [19, с. 188].

      Относительно  сельской местности нужно сказать, что наблюдения за сменами погребальной обрядности у смоленских кривичей в  период перехода от язычества к христианству демонстрируют устойчивую зависимость этого процесса от отдаленности деревенских курганных захоронений от городских центров.

      Эту закономерность, на мой взгляд, можно  объяснить тем, что в Полоцк как  культурный центр, быстрее проникало  христианство (это относится и  к другим городам), там строится Софийский  собор, быстрее в города проникают  и христианские миссионеры. В Полоцке  около Спас – Ефрасиневской церкви среди руин другого собора открыты погребения полоцких епископов 12 в. в саркофагах.

      На  основе выше перечисленных предположений  различных исследователей можно  сделать вывод, что в городских  центрах христианизация населения  происходит быстрее, чем в сельской местности, что было обусловлено рядом объективных причин (проникновение в города как в культурные центры новой веры быстрее, чем в сельскую местность, отдальность последних от городов, что затрудняло «культурные контакты между христианами и язычниками, а также в среде христиан на макроуровне (контакты социальных слоев) так и на микроуровне (индивидуальные контакты)» [17, с. 83 - 84] и др.). В городских центрах по христианизация предположительно закончилась к 11 – 12 в, а в сельской местности к 13 веку. В тоже время следует обозначить то, что вопрос о смене погребальной обрядности у восточных славян в 9 – 13 вв. трупосожжения на трупоположение и предположение, что этот процесс связан с приходом христианства на Белорусские земли, остается открытым.

      Но  и сегодня в памяти народа живут  разные мифологические представления  о происхождении живой и неживой  природы (существование "того мира", Дедов праздник, Радуницы), рассказываются истории про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют разнообразные заговоры, проклятия, "предохранительные" действия от стихийных невзгод, социальных катаклизмов. Продолжается традиция уважительного отношения к огню, в фольклоре прославляются солнце, месяц, звезды, деревья, реки и т.д. Сохраняются некоторые обряды - ауканье весны, купало и др. Но они все уже потеряли свою магическую силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Христианство как  проводник нового  типа культуры

на  белорусских землях 

      Благотворным  было влияние христианства на распространение  письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи [12, с. 34].

      Основным  жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним  из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. [6, с. 76]

      О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

      Мировым достижениям соответствовало строительство  храмов, их архитектура, роспись, убранство [15, с. 344]. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства – крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

      В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью  выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 – не позднее 1182 гг.). Святитель  Кирилл Туровский - наставник добромыслия, проповедник и богослов-теолог, аскет-столпник, книжник, поэт и оратор, прозванный «Златоустом, просиявшем паче всех на Руси», большой знаток Священного Писания и религиозной литературы, трудился на ниве слова Божьего, сея добротное семя духовности.

      Кирилл  родился в городе Турове в 30-х  годах XII столетия. «Сын влиятельных  родителей, он не любил, однако богатства  и славы этого мира; но прежде всего стремился постичь учение Божественных книг и практиковался  в святых писаниях», повествует нам его житие. Получив хорошее домашнее воспитание, Кирилл Туровский изучал высшие науки и искусство. Пожелав приобщиться к премудрости христианской, он стал часто проводить время в туровских церквях и монастырях, которых в городе было к тому времени около сорока. Кирилл хорошо знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. Достигнув самостоятельного возраста, Кирилл отказался от родительского наследства и принял постриг в Туровском Борисо-Глебском монастыре [13, с. 6].

      Житие так говорит о жизни Кирилла в этот период: « Больших желая подвигов, в столпе затворился, и жил там некоторое время, постом и молитвами еще более трудясь» [4, с. 32]. Подвиг столпничества был принят Кириллом в подражание святым отцам Ближнего Востока и Византии, где монахи аскеты возводили свои кельи на платформе, возвышающейся над землей.

      Кирилла выбирают на Туровскую епископскую  кафедру. По сообщениям летописца, новопоставленный иерарх умело управляет епархией, заботится о церковном благоустройстве, поучает в своих проповедях мирян и священников: «Кто сможет вытерпеть адский огонь, если даже бани горячей не способны снести! Как вытерпеть жало ядовитого червя, если не терпим даже укуса комара или мухи!» [11, с. 20 - 21]. Святой Кирилл упрекает горожан в том, что многие из них и единого часа не могут посвятить Господу. «Если бы я раздавал в церкви мед или пиво, - сколь же быстро вы бы шли сюда, опережая друг друга; а ведь я произношу в церкви слово Божие, лучшее пива и меда!» [11, с. 21]. «Горе тем, - восклицает он, кто в игрищах и плясках упивался вином, горе флейтистам и слушающим их, ибо что возвеличивает диавола - губит христиан!» [11, с. 22]. Туровский владыка призывает народ праздновать дни святые «не в пьянстве с играми, не в обжорстве, но приходя в церковь, милуя сирот и нищих, помогая бедным, почитая слуг Божиих» [11, с. 22].

Информация о работе Христианизация Беларуси IX-XIII века