Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:05, курсовая работа
Каждый народ стремится знать свою историю, свои исторические корни, тот путь, который прошли предыдущие поколения. Это необходимо, чтобы ощущать не только связь времен, но и свою причастность к далеким событиям, к делам своих предков, чтобы, используя их опыт, не повторять ошибок, а брать с прошлого уроки, необходимые для решения сегодняшних задач.
Во всем мире наблюдается устойчивый интерес к изучению своего прошлого, стремление сохранить, сберечь свидетельства разных эпох и использовать исторический опыт предшественников. В особенности актуально это для народов, которые имеют богатое историческое наследие, но по тем или другим причинам плохо знают его. Такое положение не только снижает международный авторитет государства, но и обедняет его духовно.
Потому в наше время приоритетом является изучение истории Беларуси и возвращение в историческую колыбель потерянных за последние столетия ценностей, максимально полное отображение, исследование белорусского прошлого.
Введение 4
1. Генезис восточного типа христианства 6
2. Распространение христианства у восточных славян 9
3. Проникновение христианства на белорусские земли в 10 – 13 в.в. 19
4. Христианство как проводник нового типа культуры на белорусских
землях 23
Заключение 26
Литература 27
Министерство образования Республики Беларусь
МГУ им.
А. А. Кулешова
Христианизация
Беларуси Х-ХIII в.в.
Курсовая работа
по истории Беларуси
студента исторического
факультета 3 курса
группы «В», ОЗО
Научный руководитель:
Табунов
В. В.
Могилев 2007
План
Введение 4
1. Генезис восточного типа христианства 6
2. Распространение
христианства у восточных
3. Проникновение христианства на белорусские земли в 10 – 13 в.в. 19
4. Христианство как проводник нового типа культуры на белорусских
землях 23
Заключение 26
Литература 27
РЕФЕРАТ
Ширяева
Андрея Андреевича
Тема: «Христианизация Беларуси в Х-ХIII в.в.
Общий объем работы: 29 страниц.
Количество использованных источников: 26.
Ключевые слова:
Христианство, белорусские земли, восточные славяне, культура.
Объектом исследования является общественная жизнь Беларуси 10 – 13 вв. Предмет исследования - состояние, характерные черты проникновения христианства в Беларусь.
Целью данной работы является изучение процесса принятия и распространения христианства на Белорусских землях.
Методологической основой исследования явились принципы историзма и объективности в сочетании с ценностным подходом. Решение поставленных задач достигалось с помощью следующих методов исторического исследования: историко-сравнительного, системного подхода, историко-логического.
Научная
новизна и значимость
полученных результатов в том, что данная
работа представляет собой попытку дать
объективную оценку православной конфессии
в Беларуси во второй половине 19 века.
Она является комплексным исследованием
основанным на изучении списка источников
по данной проблематике различных периодов
издания (с 1980 г. до 2006 г.), их анализу и синтезу.
Введение
Каждый народ стремится знать свою историю, свои исторические корни, тот путь, который прошли предыдущие поколения. Это необходимо, чтобы ощущать не только связь времен, но и свою причастность к далеким событиям, к делам своих предков, чтобы, используя их опыт, не повторять ошибок, а брать с прошлого уроки, необходимые для решения сегодняшних задач.
Во всем мире наблюдается устойчивый интерес к изучению своего прошлого, стремление сохранить, сберечь свидетельства разных эпох и использовать исторический опыт предшественников. В особенности актуально это для народов, которые имеют богатое историческое наследие, но по тем или другим причинам плохо знают его. Такое положение не только снижает международный авторитет государства, но и обедняет его духовно.
Потому в наше время приоритетом является изучение истории Беларуси и возвращение в историческую колыбель потерянных за последние столетия ценностей, максимально полное отображение, исследование белорусского прошлого.
Одной с важных и интересных страниц белорусской истории является изучение распространения христианства в Беларуси.
Христианство имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Белорусских землях способствовало соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории славянских народов - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Нужно отметить, что процесс христианизации Белорусских земель неразрывно связан с принятием христианства на Руси, поэтому я думаю, будет уместным включить в курсовую работу главу о христианизации восточных славян.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса принятия и распространения христианства на Белорусских землях. При этом ставятся следующие задачи:
1.
Осветить вопрос о
2.
Изучить процесс
3.
Показать влияние христианства
на культуру Белорусских
Нужно сказать, что данная тема характеризуется обширной источниковедческой базой.
Исследованием данной проблематики занимались Апіок Т. В. Хрысціанскія канфесіі на Беларусі (ад старажытнасці да нашага часу), Верашчагіна А. У., Гуркоў А. В. Гісторыя кафесій у Беларусі: Мінулае і сучаснасць, Грыгаровіч І.І. Беларуская епархія, Койта К. К. Конфессиональная история Беларуси, Короткая Т. П. Христианство в Белоруссии: история и современность. В них содержится много фактического материала, дающего понимание процессам, происходящим во время христианизации в Беларуси в 10 – 13 вв. и раскрываются вопросы путей проникновения и распространения христианства в Беларуси в рассматриваемый период.
Определенный
материал по христианизации населения
Беларуси дается в смежных исследованиях
Марзалюка И.А. (Этнічная і канфесійная
самаідэнтычнасць насельніцтва Усходняй
Беларусі ў 11 – 18 стст.), Риера Я.Г. (Некоторые
вопросы развития феодальной деревни
Могилевского Поднепрвья в 10 – 14 вв), Седова
М.В. (Восточные славяне в 6-13 вв.) и др.
1.
Генезис восточного
типа христианства
Духовная
и культурная жизнь наших предков
тесно связано со стародавними верованиями
и культами. Сведения, собранные
этнографами, историками, фольклористами
и другими исследователями
С принятием христианства мысленное, духовное, религиозное состояние общества претерпело существенные изменения. Христианство было чуждым язычеству, как вообще религиозные вражеские системы, когда одни боги и праздники не могут уступить место другим.
В отличие от Римской империи, христианство на Древнюю Русь пришло в готовом виде, с отшлифованными за девять столетий своего существования формулами, со Старым и Новым Заветами, с литературой отцов церкви, культами Христа и Богородицы, со старославянским языком, принесенным первыми миссионерами с Византии. При всей сложности становления раннего христианства в Римской империи оно все же развивалось в направлении от низов к верхам, правительства, элиты. В славянском обществе христианство настраивалось сверху - от элиты к народу, и эта противоположность стала существенной.
Христианство Восточной Римской империи (как и Западной) к своему утверждению в роли государственной религии вело длительную борьбу с язычеством, победило его и закрепило свою нелегкую победу тем, что занесло всех языческих богов в "дьявольские списки". "Языческое" для христианства было синонимам "варварского".
Христианство в Киевскую Русь пришло с Византии. Первая церковь была построено в Киеве, очевидно, еще в IX в.. Современница Византийского императора Константина Багрянородного - русская княгиня Ольга - приняла христианство. А ее внук Владимир Святославович в 988 - 989 гг. начал крещение Руси. Немедля миссионеры, объединенные с воинскими отрядами, провели крестовые походы на язычество по всем древним землям. Следом за Киевом принудительно подпадало под обряд крещения населения двух других важных центров - Полоцка и Новгорода. А через какой-то срок- "вера греческая" стала "верой русской", своей, словно врожденной, исконной. Но что означает - "стала" [2, с. 342]. Действительно не сама по себе, не волшебством, не чудом, а посредством кнута и пряника. Такой слом сознательности, который требует отказ от веры отцов и дедов, разрушения у людей духовных ценностей, сам по себе происходить не может. Замена бывших мифов новыми сопровождалась уничтожением защитников бывшей веры, готовых отстаивать свои убеждения. Это уничтожение приняло форму государственной политики, было одной из полицейских функций великокняжеской власти. Запрещалась старая и вводилась новая обрядность; подлежали забвению имена старых божеств, места языческих жертвоприношений разрушались.
Чем же так сильно пленило христианство языческую душу князя Владимира, понять не просто. Но, приняв христианство, Владимир стал крестить киевский народ и первым делом уничтожил языческих богов - Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Макошу, Перуна [8, с. 344]. По его приказу Перуна привязали к лошадиному хвосту и потянули к Днепру, слуги князя по дороге били его бичами. Потом верховного бога сбросили в реку. Люди, которые верили в своего бога, плакали, бежали за ним. Вопреки ожиданиям киевлян, гром не грянул, молнии в Киев не ударили. Князь Владимир остался живой и был здоровый многие годы. Однако, чтобы народ молчал, князь перед крещением объявил: кто не придет к Днепру - враг ему, Владимиру. Спорить с князем осмелились немногие. Те же, кто не осмелился, пришли утром к днепровскому берегу и по знаку прибывшего вместе с Владимиром митрополита и под угрозой бичей княжеской дружины вошли в воду по шею. Вышли с воды, получили крестик - и стали христианами [10, с. 44].
В
Киеве крестить народ было не очень
сложно. Киев издавна находился в
тесных отношениях с Константинополем,
и христианство с его храмами и церемониями
для многих киевлян чудом не представлялось.
2.
Распространение
христианства у
восточных славян.
Как
уже было сказано ранее, не следует
полностью связывать
Наивному представлению об одноактном крещении, якобы начавшем христианизацию Руси, противостоит также, имеющая распространение концепция, по которой христианство было известно славянам с незапамятных времён. Здесь сказывается тенденция к изображению славян в ореоле не только интенсивного, но и давнишнего, традиционного христианского благочестия - не хуже, мол, и не позже других народов они были просвещены светом христианской истины. В угоду этой тенденции в своё время в "Начальный свод" летописи 1116г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил - де в своё время путешествия на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство [14, с. 70]. Царь Иван Грозный с гордостью заявил: "… мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришёл в эти страны, чтобы пройти в Рим…"[18, с. 71]. По преданию, первым проповедником православия в наших краях был именно Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест) [20, с. 74]. Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.