Хосе Марти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ политической деятельности Хосе Марти и социально-политического контента его произведений.
Задачами курсовой работы являются:
– анализ имеющейся научной литературы и источников по проблеме изучения политической деятельности Хосе Марти;
– изучение политической биографии Хосе Марти;

Работа содержит 1 файл

Хосе Марти.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Причину нищеты народных масс Хосе Марти видит во власти монополий («Монополия, как черный гигант, сидит у дверей всех бедняков»), в образовании невидимой и  всевластной «партии монополистов и биржевиков», которая командует  выборами и господствует и в сенате и в конгрессе («Избирательная сеть так искусно соткана, что в ней не осталось места для голосующего народа»). Если в одной из ранних статей Марти мелькает мысль, что «капитал – это труд», то теперь он отождествляет капиталистов с преступниками. «Где заканчиваются на биржах деловые операции и где начинается грабеж? Или все здесь грабеж и нет деловых операций?» – спрашивает он [21, с.67].

Поэзия была первой любовью Хосе Марти. Поэзия являлась и любимой темой его размышлений. Из статей о поэтах и поэзии, написанных им за те десять лет (1881-1891), когда он занимался в основном литературной работой, можно составить целую книгу. В чем сила и смысл поэтического слова? Что можно назвать поэзией в потоке стихотворчества, начинающем затоплять все еще редкие культурные центры Латинской Америки? Какой должна быть поэзия нового надвигающегося века? Эти вопросы вставали перед Марти еще в Мексике. В то время к поэтам он относился с сугубым почтением, для него они были гениями, творящими в приступе вдохновения («Вдохновение признает только один закон – отсутствие каких бы то ни было законов. Гений не знает кафедр; он не следует правилам, а сам создает их») [22, с.82]. Но уже в 1875 году в статье «Поэзия» Марти утверждает, что для поэта обязательна «могучая наблюдательность», дабы он мог отличить в своей душе подлинные чувства от ложных, внушенных книгами или навеянных условной поэтической формой. Иными словами, Марти предлагает вдохновение поставить в какой-то степени под контроль рассудка. В этой же статье Марти впервые требует «покончить с утомительной условной поэзией, зарифмованной всегда одинаковыми словами, которые влекут за собой одинаковые же мысли». А в 1880 году он напишет: «В наш век свободы должны быть разбиты все оковы, даже оковы поэтических размеров. Нужно выражать свои мысли естественным языком и воспринимать звуки такими, какими они рождаются в воздухе без заранее подготовленной системы, без строгого чередования. Обаяние поэзии создается неожиданностью» [22, с.84]. Последний стихотворный сборник Хосе Марти – «Простые стихи» – по форме напоминает лирический дневник. Но у этих стихов есть политический подтекст – их свободолюбивый пафос является откликом на I Панамериканскую конференцию, которая зимой 1889 года была созвана в США по инициативе государственного секретаря Блейна («Мои друзья знают, как вылились эти стихи из моего сердца. Это случилось в ту зиму смертельной тоски, когда, влекомые невежеством или фанатической верой, страхом или вежливостью, собрались в Вашингтоне, под сенью грозного орла, народы Испанской Америки») [15, с.26]. Устроители конференции предполагали соединить все американские государства общим таможенным союзом и общей валютой и таким образом превратить Соединенные Штаты в полновластного хозяина латиноамериканских рынков. Марти опасался также, что на конференции в той или иной форме всплывет вопрос о присоединении Кубы к США. Он видел «угрозу для родины постепенно попасть в руки, которые должны ее задушить» [15, с.26]. Но Блейну не удалось добиться осуществления своего замысла. Конференция не приняла решений, обязательных для всех стран континента. Большую роль в этом сыграли статьи Хосе Марти, чей голос разносился по всей Латинской Америке, как тревожные удары набатного колокола. «Зачем нам быть союзниками США в битве, которую они собираются начать со всем остальным миром? Почему они должны вести сражения с Европой на территории американских республик и испытывать на свободных народах свою систему колонизации!?» – спрашивает он и призывает латиноамериканцев «вторично провозгласить свою независимость» [15, с.26].  Речи перед делегатами конференции 19 декабря 1889 года Хосе Марти на примере всей истории Америки убеждает их в том, что за столом континента они полноправные хозяева, а не бедные родственники, и взывает к их чувству национального достоинства.

В связи с  проведением конференции, Марти 16 ноября 1889 года писал из Нью-Йорка своему другу Серафино Бельо о непоправимых бедах, угрожающих будущему Кубы со стороны  Вашингтонской конференции: «На  этом конгрессе американских наций, к великому и невероятному несчастью, кажется, представлено больше, кто готов помочь Соединенным Штатам завладеть Кубой, чем тех, кто отдает себе отчет, что этим ставит под удар и собственной спокойствие и, очевидно, свою независимость, так как в чужие руки передаются ключи от другой Америки. Для этой страны, побуждаемой протекционистскими тенденциями, пробил, по-видимому, час, когда она уже не считает нужным скрывать свою явную агрессивность. А поскольку она не решается обратить свои взоры в сторону Мексики или Канады, то алчно уставилась на острова Тихого океана и на Антильские острова, на нас. В наших силах помешать ей, проявив гибкость и приняв соответствующие меры. Решимость и ясность суждения, да если еще их хорошо использовать, порою значат больше, чем сила» [13, с.28].

Очевидно, что  республика, по мнению X. Марти, не может  существовать без абсолютной независимости, так же, как и республика без  демократии, а не существует демократии без морали (идеи Руссо и Робеспьера) и не существует республики без этики управляющих. Марти постиг специфичность американской действительности и он знал, что «наша Америка сложилась ни по Руссо, ни по Вашингтону, а сама по себе», а потому он и разоблачал неспособность и бессилие тех, кто хотел управлять, своеобразными людьми особого и взрывного характера, с помощью законов, унаследованных от четырех столетий их свободного применения в Соединенных Штатах, от девятнадцати веков монархии во Франции.

Для Марти в  Америке хорош не тот правитель, который умеет управлять немцами или французами, а тот, кто знает, как сложилась страна и как можно направлять все составляющие вместе, чтобы с помощью методов и учреждений, рожденных в самой стране, привести ее к такому благоприятному состоянию, при котором каждый человек осознает, реализует себя и пользуется всем богатством, которое Природа предоставила всем в народе, кто множит добро своим трудом и своей жизнью защищает завоеванное. Правительство должно быть родом из этой страны. Дух правительства должен быть духом этой страны. Правительство это не более, чем равновесие естественных составляющих страны. После своей первой депортации в Мексику он требовал: «Своей истории – свои решения. Нашей жизни – наши законы. Пусть мексиканский экономист не связывает себя услужливо правилом, сомнительным даже в самой стране его происхождения. Здесь идет становление жизни; да создастся здесь и экономика. Пусть здесь разрешаются конфликты, которые порождаются в нашей очень своеобразной ситуации; пусть здесь обсуждаются законы, единородные и конкретные, которые будут изучаться и применяться и будут соответствовать нашим исключительным и особенным потребностям» [23, с.187].

Такие идеи были заложены в основу революционной  стратегии, которую выдвигал Хосе Марти  для всего Американского континента, включая и войну национального освобождения, которую он организовывал и готовил для своей кубинской родины и ее антильской сестры Пуэрто-Рико. Он делает это в сознании того, что «мы умрем за истинную свободу, а не за свободу, которая служит предлогом для того, чтобы одним обеспечивать излишества наслаждений, а другим – ненужную боль». Он делает это в сознании того также, что «республики не создаются в один день; что одними просто боями за Независимость Куба не достигнет победы, до которой в ходе ее постоянных преобразований и извечной борьбы между бескорыстием и алчностью, между свободой и высокомерием она еще не до шла перед лицом всего мира и всего рода человеческого» [20, с.208].

Такой была опора, на которой основывается и укореняется  решимость тогдашних кубинцев взяться за борьбу за независимость и национальное освобождение своей родины с тем, чтобы «использовать свободу на благо обездоленных, которые и стали теми, кто сумел защитить ее» [20, с.208]. Тем самым Куба брала на себя также – и уже навсегда – одно из самых глубоких и заветных решений того антильца, который был истинным воспитателем народа.

 Выводы.

Анализируя  и изучая социальные, политические и этические взгляды, возможные источники информации, использование X. Марти понятий, не соответствующих реальности и юридическим представлениям его исторической эпохи, мы можем в полной мере проникнуть в содержание его политико-правовой позиции и постичь его демократический идеал. Мы считаем, что в творчестве X. Марти очевидно смешение логических конструкций и понятий политических идей XIX в., эпохи дискуссий о категориях и недостаточного развития конституционной демократической модели, избранной им в творчестве и революционной деятельности, обогащенной этическим содержанием как гарантией демократии и республики, отвечающей моральным критериям. Без сомнения, его идейное развитие связано с демократическими основами организации республиканской формы правления будущего независимого Кубинского государства. Его идеал республики совпадает с демократическим идеалом в части принципа народного суверенитета как его базы. В то же время Х. Марти высказывался против автократических структур, появившихся в новых независимых республиках в Америке. С другой стороны, он был приверженцем института представительства и позиции решительной защиты признаваемых им прав человека и гражданина. По словам профессора Хулио Фернандеса Булте: «Идеал X. Марти, обогащенный жизненной силой, исходящей от разнообразной и общей американской действительности, простирается на либеральную идею и развивается в подлинную социальную и политическую демократию» [23, с.185].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1 Анализ научно-исторической  литературы показывает, что жизнь и политическая деятельность Хосе Марти уже на протяжении не одного десятка лет, вызывает не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей.

2 Хосе Марти родился 28 января 1853 года в Гаване в семье военнослужащего. Там же он получил первоначальное образование. В 15 лет он уже опубликовал несколько своих поэм, а в 16 – основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободное Отечество»).

Во время революционного мятежа, вспыхнувшего на Кубе в 1868 году, он открыто симпатизировал восставшим, за что был приговорен к шести  месяцам тяжелых работ и в 1871 году депортирован в Испанию. Там он продолжил свое образование и литературную работу, получив ученые степени в области литературы, права и философии, которые он изучал в Мадридском университете. В 1874 году получил звание магистра гуманитарных наук и степень по юриспруденции в Университете Сарагосы.

Несколько последующих  лет он провел во Франции, Мексике, Гватемале  и Венесуэле. Вернувшись на Кубу в 1879 году, участвовал в подготовке восстания  против испанской колониальной администрации, за что был снова выслан в Испанию.

В 1880-1895 годах находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, книги и занимался преподавательской деятельностью. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций Марти создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 года национально-освободительного восстания на Кубе. Центральным печатным органом КРП была основанная Марти газета «Patria» («Отечество»).

В апреле 1895г. Марти вернулся на Кубу для непосредственного участия  в восстании; спустя месяц погиб  в бою с испанскими войсками у  Дос Риос.

Марти внес существенный вклад в теорию и практику национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. На основе анализа войн прошлого, и особенно десятилетней войны (1868-1878), он пришел к выводу о том, что только решительная вооруженная борьба может принести освобождение кубинскому народу. Марти одним из первых указал на опасность политики присоединения Кубы к США, разоблачал экспансионистские устремления и агрессивность американского империализма. Главным условием достижения победы в войне считал единство всех патриотических сил с опорой на беднейшее крестьянство и  рабочих, а также наличие централизованного военно-политического руководства восстанием. Социально-политическая и военная концепции Марти оказали большое влияние на последующие поколения кубинских революционеров. Особенно важное значение имели его положения о единстве сил в освободительной и революционной борьбе, которые были воплощены в жизнь в ходе революции 1953-1958.

3 Анализируя и изучая социальные, политические и этические взгляды, возможные источники информации, использование X. Марти понятий, не соответствующих реальности и юридическим представлениям его исторической эпохи, мы можем в полной мере проникнуть в содержание его политико-правовой позиции и постичь его демократический идеал. Мы считаем, что в творчестве X. Марти очевидно смешение логических конструкций и понятий политических идей XIX в., эпохи дискуссий о категориях и недостаточного развития конституционной демократической модели, избранной им в творчестве и революционной деятельности, обогащенной этическим содержанием как гарантией демократии и республики, отвечающей моральным критериям. Без сомнения, его идейное развитие связано с демократическими основами организации республиканской формы правления будущего независимого Кубинского государства. Его идеал республики совпадает с демократическим идеалом в части принципа народного суверенитета как его базы. В то же время Х. Марти высказывался против автократических структур, появившихся в новых независимых республиках в Америке. С другой стороны, он был приверженцем института представительства и позиции решительной защиты признаваемых им прав человека и гражданина. По словам профессора Хулио Фернандеса Булте: «Идеал X. Марти, обогащенный жизненной силой, исходящей от разнообразной и общей американской действительности, простирается на либеральную идею и развивается в подлинную социальную и политическую демократию» [23, с.185].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

 

1 Марти, Х.  Избранное. Стихотворения, статьи, очерки [Текст] / Х. Марти.

   Пер. с исп. – М. Художественная литература, 1978. – 372c.

2 Марти, Х.  Североамериканские сцены [Текст] / Х. Марти. – М.: ГИХЛ,

   1963. – 364с.

 

Литература

 

3 Вальдес Лобан, Э. Демократический идеал Хосе Марти и романо-латинская

   конституционная модель  [Текст] /Э. Вальдес Лобан // Правоведение. –

   2001. – № 2. С.15-18.

4 Визен, Л.И. Хосе Марти [Текст] / Л.И. Визен. – М.: Просвещение, 1964. –

   260с.

5 Гинько, В. Летопись жизни и творчества Х.Марти [Текст] / В. Гинько //в кн.

   Избранное. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 303-318.

6 Григулевич, И.Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской революции [Текст] /

   И.Р. Григулевич. – М.: Наука, 1979. – 356с.

7 Де Армас Деламартер-Скотт, Р. Хосе Марти: воспитатель народов [Текст] /

Информация о работе Хосе Марти