Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ политической деятельности Хосе Марти и социально-политического контента его произведений.
Задачами курсовой работы являются:
– анализ имеющейся научной литературы и источников по проблеме изучения политической деятельности Хосе Марти;
– изучение политической биографии Хосе Марти;
Из испаноязычных исследователей наиболее верную оценку американской хронике Хосе Марти дали Э. Роиг де Леучсенринг в работах «Кубинский народ в борьбе против империализма США» М., 1968 [12]и «Хосе Марти – антиимпериалист» М., 1962 [13], и Х. Маринельо «Хосе Марти – испано-американский писатель» М., 1964 [11].
Отечественной историографии
испано-американской войны свойственен
целый ряд особенностей, отличающей ее
от зарубежной. Здесь сразу оговоримся:
речь идет преимущественно о работах советских
исследователей, так как до 1917 года за исключением двух отчетов
русских офицеров Генерального штаба,
никаких работ кроме небольших статей
в прессе об испано-американская войне создано не было. Первые
основательные исследования по истории
США и Кубы, в которых испано-американской
войне уделяется определенное внимание
появились в 30-40-х гг. Первые же исследования,
посвященные непосредственно войне 1898 года были изданы в 1956 и 1957гг. Л.Ю. Слезкин в работе «Испано-американская война 189
В монографии В.О. Тененбаума «Хосе Марти» говорится о Хосе Марти, как о выдающемся кубинском борце за свободу и независимость своей родины, философе и политическом деятеле, публицисте, поэте и писателе [16].
О влиянии политических идей Хосе Марти на рабочее движение можно проследить и по работам Ф.С. Фонера «Испано-кубино-американская война и рождение американского империализма 1895-1902» М., 1977 [18] и У.З Фостера «Очерк политической истории Америки» М., 1965 [19]. Авторов трудов по по проблемам научного социализма, истории и теории рабочего движения, узловым проблемам истории США, которые в своих работах проанализировали противоречия, которые разъедают американское общество и капиталистический мир в целом, преимущества социалистического строя, показали историческую неизбежность победы социализма.
Специалист в области социальной философии; доктор философских наук, автор докторской диссертации – «Философское мировоззрение Х. Марти» (1971), редактор ряда коллективных монографий и сборников, В.И. Шишкина разрабатывает проблемы социальной революции, мировой социал-демократии, занимается исследованием кубинской философии: теорией наследия Х. Марти, вопросов о соотношении его философских и социально-политических взглядов, о месте Х. Марти в современной социально-философской науке. В данной работе были использованы материалы ее исследований «Хосе Марти о месте литературы и искусства в национально-освободительном движении» М., 1979 [20], «Революционно-демократическое мировоззрение Хосе Марти» М., 1980 [21], «Революционный романтизм поэта» М., 1982 [22] и «Социально-политические взгляды Хосе Марти» М., 1969 [23].
Источниками при написании данной курсовой работы служили произведения Хосе Марти «Избранное. Стихотворения, статьи, очерки» М., 1978 и «Североамериканские сцены» М., 1963.
Таким образом, жизнь и политическая деятельность Хосе Марти уже на протяжении не одного десятка лет, вызывает не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей.
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ХОСЕ МАРТИ
«Сегодня символ мира для меня – поломанные крылья» [1, с.80]. Эти слова великого кубинца Хосе Марти (1853-1895) содержат емкий образ не только второй половины XIX в., но и его многострадальной Родины, а в каком-то смысле и всей его жизни.
Хосе Хулиан Марти-и-Перес родился 28 января 1853 года в Гаване. Его родители Леонора Перес-и-Кабрера, уроженка Санта-Крус-де-Тенерифе, и Мариано Марти-и-Наварро, сержант испанской королевской артиллерии из Валенсии. Читать и писать будущий поэт научился в одной из гаванских школ для бедных, а в 1865 г. Хосе становится учеником Муниципального мужского училища, директором которого был Рафаэль Мария де Мендиве. Этот человек уже в 18 лет выпустил первую книгу романтических стихов. Он приветствовал победы освободительных революционных бурь XIX века и переводил на испанский Гюго и Томаса Мора. Но круг интересов Мендиве не ограничивался литературой. Многие из его современников считали, что в те нелегкие времена он был учителем больше, чем поэтом. Этот человек оказал огромное влияние на формирование личности и политических идеалов своего талантливого ученика, который позже напишет: «Если у меня хватит сил стать настоящим человеком, этим я буду обязан только вам, от которого я видел столько добра и к которому я питаю столько любви» [17, с.18].
В 1867г. Марти, закончив с отличием Муниципальное училище, становится учеником колледжа Сан-Пабло, принадлежавшего Мендиве. Давние расхождения между испанскими колонизаторами и креолами все более обострялись. Дон Мариано, отец Хосе, считал своим долгом верой и правдой служить короне. Для Хосе все было сложнее, Мендиве постепенно становился духовным отцом мальчика. Молодой Марти читал Эредиа, чьи стихи были пронизаны волей к свободе и независимости Кубы:
Ведь герои найдутся на Кубе,
Предпочтут они славную участь:
Лучше смерть, чем стеная и мучась,
Жизнь в неволе влачить, как рабы [4, с.116].
10 октября 1868г. началась
война за национальное
Первые политические статьи Хосе Марти были опубликованы 19 января 1869г. в журнале «El diablo cojuelo» («Хромой бес»), который выпускал его школьный друг Фермин Вальдес Домингес. Марти вместе со своим учителем основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободное Отечество»), 23 января вышел первый и единственный номер газеты, в котором главное место занимала драматическая поэма Хосе Марти «Абдала». Главная тема драмы – борьба с иноземными поработителями. И хотя действие поэмы происходит в одной из африканских стран, ни у кого не было сомнения в том, что имел в виду юный автор, тем более что под названием поэмы было следующее пояснение: «Написана специально для Родины». Заканчивается поэма следующими строками:
Победа!.. Умираю я счастливым.
И что мне смерть, – отечество я спас!
Прекрасна смерть, когда мы умираем
За родину и за ее свободу! [1, c. 47]
Уже почти четыре столетия Куба была колонией Испании. Чувство протеста рано проснулось в душе юноши. Да и как могла эта многогранная натура снести посвист хлыста надсмотрщика на плантациях и беспощадное подавление свободолюбивых устремлений кубинцев. Много лет спустя, умудренный жизненным опытом и борьбой, Марти напишет: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят, держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остается взнузданным и оседланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами» [9, c.190]. Ему же самому всегда была чужда маска ханжи и лицемера.
1868-1878 – годы Десятилетней войны кубинского народа за свободу и независимость, Хосе – с теми, кто борется; он пишет политические стихи и сотрудничает в газете «Ла Патриа Либре» («Свободная Родина»). Уже в 16 лет он подвергается аресту за свои политические убеждения. Несколько месяцев он проводит в каторжных каменоломнях «Сан Ласаро», затем попадает на остров узников Пинос, а в 1871 г. испанские власти высылают его на Пиренейский полуостров. Каторжник № 113 вышел из каменоломен «Сан-Ласаро» полуслепой от известковой пыли, с рубцами от палок и незаживающими язвами от кандалов на теле, но с гордым сознанием, что он приобщился к мукам своего народа и выдержал испытание – оказался «несломленным звеном в цепи из тысяч других несломленных звеньев» [8, c.103].
В Испании Хосе Марти стремится как можно более продуктивно использовать вынужденное отлучение от родины. Уже в мае 1871 г. он поступает в Мадридский университет, а через два года переезжает в Сарагосу и в 1874 г. заканчивает сразу два факультета Сарагосского университета: юридический и факультет философии и литературы. Еще в Мадриде Марти публикует свою первую публицистическую брошюру «Политическая тюрьма на Кубе». В ней он, обращаясь к депутатам испанских кортесов, сторонникам «национального единства», то есть сохранения на Кубе колониального режима, он рассказывает о виденном и пережитом в тюрьме: об издевательствах над товарищами по заключению, среди которых были дети и старики, о бесчеловечном обращении с осужденными и преступлениях тюремщиков: «Бесконечная мука – ибо мука, порожденная тюрьмой, – самая тяжкая, самая опустошающая из всех; она убивает разум, иссушает душу и оставляет в ней следы, которым никогда не изгладиться» [5. с.303-318]. «Очерк «Политическая тюрма на Кубе» можно отнести к шедеврам мировой обличительной литературы. Его и сегодня нельзя читать без боли и без содрагания, хотя, казалось бы, нынешний читатель «закален» жуткими видениями фашистского шабаша» – пишет В.О. Тененбаум [16, с.15]
Марти всегда живо откликался на все события, происходившие на его родине. Когда 27 ноября 1871 г. в Гаване испанские власти расстреляли по ложному обвинению восьмерых студентов-медиков Гаванского университета, он организовал в Мадриде движение протеста.
В 1873 г. в Испании была провозглашена буржуазная республика. В своих статьях этого периода, таких, как «Испанская республика и кубинская революция» и «Решение», Марти призывал испанскую республику предоставить Кубе независимость. Но испанская буржуазия не пожелала отказаться от богатой колонии, и Марти ясно понял, что независимость кубинский народ может получить только путем борьбы [3, c.16]. Вскоре он заканчивает свое образование и уезжает в Мексику, где активно сотрудничает в газете «Ревиста универсаль», отстаивая в своих статьях демократические завоевания мексиканского народа. Марти выступает и как театральный и литературный критик, придавая огромное значение развитию латиноамериканского театра и национальной латиноамериканской литературы.
В 1876 г. Марти уезжает из Мексики в Гватемалу, где очень быстро становится неугоден президенту Барриосу, так как в своей работе «Гватемала» Марти с восхищением писал о народе этой страны, разоблачал миф о расовой неполноценности индейцев, которых Барриос, придя к власти, закрепостил еще больше.
После Десятилетней войны, так и не освободившей Кубу от колониальной зависимости, Хосе Марти получает разрешение возвратиться на родину и он вновь включается в политическую борьбу. Испанская администрация, боясь свободолюбивых настроений Марти, запретила ему заниматься преподавательской деятельностью, но он был теперь известным поэтом, и власти не могли расправиться с ним, как в 1869 г. Либеральные богатые кубинцы хотели бы иметь в своем кругу этого необыкновенного человека, но Марти было с ними не по пути. Он звал к борьбе и поэтому был опасен для кубинских либералов. Позднее Марти с необыкновенной политической прозорливостью предопределил, что именно люди подобного рода толкнут Кубу в лапы США. Он писал: «Эти люди, поддерживаемые теми, кто хотел бы воспользоваться благами свободы, не оплатив их кровью, горячие сторонники аннексии Кубы Соединенными Штатами» [19, c.98]. Он тверд и бескомпромиссен. Пламенные речи в защиту кубинского народа делают его имя чрезвычайно популярным. На одном из банкетов, не стесняясь присутствия губернатора острова, назначенного Испанией, – генерал-капитана Кубы, Марти выступил со столь обличительной и непримиримой речью, что глава колониальной администрации острова воскликнул: «Я хочу как можно скорее забыть о том, что я здесь слышал. Я никогда не смогу понять, как можно в моем присутствии, в присутствии представителя испанского правительства, говорить подобные вещи. Я думаю, что Хосе Марти – это сумасшедший, но сумасшедший слишком опасный» [7, c.43].
Вольтер писал, что человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в летаргии скуки. Хосе Марти никогда не искал покоя. Его постоянно влекли политическая борьба и подготовка к решающей схватке за национальное освобождение, но эта страсть к свободе сочеталась в его душе с другой, не менее сильной стихией, имя которой – поэзия, хотя бродячая жизнь политэмигранта и активное участие в борьбе за независимость Кубы оставляли немного времени для творчества. При его жизни вышло всего четыре поэтических сборника: «Исмаэлильо», «Свободные стихи», «Цветы изгнания» и «Простые стихи». В них – израненная душа поэта, любовь, тревоги, надежды, весь его внутренний мир. «Стих должен быть подобен сверкающему мечу, при виде которого у читателя возникает образ воина, шествующего по небесной дороге, – воин вонзает меч в солнце и взмывает ввысь. Стихи – частицы моего сердца – мои воины. Ни одно стихотворение не вышло у меня подогретым, надуманным, вымученным, мои стихи подобны слезам, брызжущим из глаз, фонтану крови, бьющему из раны» [1, c.64].
Тираны! Обрекая на изгнанье,
Вы заживо хороните людей,
Но окажите милость человеку.
Пускай палач ваш, злой и низколобый,
Возьмет кинжал из самой твердой стали
И в грудь вонзит тому, кто обречен
В изгнании влачить пустые дни.
Не смерть страшна. Ужасно мертвым жить.
Но нет! Но нет! К чему нам, словно нищим,
Вымаливать подачку состраданья.
Железо дарит щедрая природа
Всем детям обездоленным своим.
Вперед, друзья!
Навеки будет свято
Железо – дар кормилицы-земли [1, c.70-71].
В октябре 1878г. в Нью-Йорке был создан Кубинский революционный комитет. Хосе Марти становится делегатом этого Комитета на Кубе и председателем революционной хунты в Гаване. Испанские власти обнаружили следы этой организации, и Марти снова был арестован и выслан в метрополию, откуда вскоре перебрался в США. Неудача так называемой «малой войны» (вскоре после заключения Санхонского мира не согласные с его условиями мамби попытались продолжить войну за независимость. «Малая война» началась в 1880 г. и продолжалась несколько месяцев), помогла Марти сделать вывод о том, что борьба за независимость Кубы должна быть всенародной и иметь конкретную широкую программу политических, социальных и экономических преобразований [10, c.107].
Удивительное сочетание
в одном человеке борца, политического деятеля, мыслителя и поэта
поражает. Все грани личности Марти, сливаясь
в гениальной простоте, гармонии, подчинены
главной цели его жизни – борьбе за независимость
Кубы и счастье всей Латинской Америки,
которую Марти воспринимает как одну большую
родину. В сборнике «Исмаэлильо», изданном
в Нью-Йорке в 1882 г., Марти выступает уже
как подлинный реалист. Его душа была отдана
прежде всего прекрасному острову Куба.
Знаменитое стихотворение Марти «Родина
и женщина» стало своеобразной исповедью
его как поэта и патриота, как человека
и революционера. Когда речь заходила
о Кубе, он всегда был непреклонен: «Нет
такого горя, унижения, лишения, наглости,
которых бы я не вытерпел для Родины» [20,
c.160].
Марти интересен и значителен не только
в поэзии, но и в прозе, и в литературной
критике, и на ниве исторических исследований.
И сколько еще ярких работ было бы написано
им с его удивительной работоспособностью
и творческим горением, если бы не обреченность
изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость
зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента
ряда латиноамериканских газет, то в качестве
консула Уругвая, Парагвая и Аргентины
в США; если бы, наконец, говоря его словами,
рука его с негодованием не отбрасывала
перо, ибо жаждала «оружия более действенного,
задач более мужественных и трудных» [11,
c.97].