Хосе Марти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ политической деятельности Хосе Марти и социально-политического контента его произведений.
Задачами курсовой работы являются:
– анализ имеющейся научной литературы и источников по проблеме изучения политической деятельности Хосе Марти;
– изучение политической биографии Хосе Марти;

Работа содержит 1 файл

Хосе Марти.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Из испаноязычных исследователей наиболее верную оценку американской хронике Хосе Марти дали Э. Роиг де Леучсенринг в работах «Кубинский народ в борьбе против империализма США» М., 1968 [12]и «Хосе Марти – антиимпериалист» М., 1962 [13], и Х. Маринельо «Хосе Марти – испано-американский писатель» М., 1964 [11].

Отечественной историографии испано-американской войны свойственен целый ряд особенностей, отличающей ее от зарубежной. Здесь сразу оговоримся: речь идет преимущественно о работах советских исследователей, так как до 1917 года за исключением двух отчетов русских офицеров Генерального штаба, никаких работ кроме небольших статей в прессе об испано-американская войне создано не было. Первые основательные исследования по истории США и Кубы, в которых испано-американской войне уделяется определенное внимание появились в 30-40-х гг. Первые же исследования, посвященные непосредственно войне 1898 года были изданы в 1956 и 1957гг.  Л.Ю. Слезкин  в работе «Испано-американская война 1898 года» М., 1956 [14] возвеличивают подвиги кубинской национальной армии, филиппинских партизан, просвещенных пролетариев США, выступивших против войны во главе с М. Твеном, мужественных и талантливых А. Масео и М. Гомеса Х. Марти и т.д. В основном отечественные работы по испано-американской войне отличаются лишь степенью внимания к различным аспектам вопроса, объемом приводимых фактов, не различаясь идейно и концептуально.

В монографии В.О. Тененбаума «Хосе Марти» говорится о Хосе Марти, как о выдающемся кубинском борце за свободу и независимость своей родины, философе и политическом деятеле, публицисте, поэте и писателе [16].

О влиянии политических идей Хосе Марти на рабочее движение можно проследить и по работам Ф.С. Фонера «Испано-кубино-американская война и рождение американского империализма 1895-1902» М., 1977 [18] и У.З Фостера «Очерк политической истории Америки» М., 1965 [19]. Авторов трудов по по проблемам научного социализма, истории и теории рабочего движения, узловым проблемам истории США, которые в своих работах проанализировали противоречия, которые разъедают американское общество и капиталистический мир в целом, преимущества социалистического строя, показали историческую неизбежность победы социализма.

Специалист  в области социальной философии; доктор философских наук, автор докторской диссертации – «Философское мировоззрение Х. Марти» (1971), редактор ряда коллективных монографий и сборников, В.И. Шишкина разрабатывает проблемы социальной революции, мировой социал-демократии, занимается исследованием кубинской философии: теорией наследия Х. Марти, вопросов о соотношении его философских и социально-политических взглядов, о месте Х. Марти в современной социально-философской науке. В данной работе были использованы материалы ее исследований «Хосе Марти о месте литературы и искусства в национально-освободительном движении» М., 1979 [20],  «Революционно-демократическое мировоззрение Хосе Марти» М., 1980 [21], «Революционный романтизм поэта» М., 1982 [22] и «Социально-политические взгляды Хосе Марти» М., 1969 [23].

Источниками при  написании данной курсовой работы служили  произведения Хосе Марти «Избранное. Стихотворения, статьи, очерки» М., 1978 и «Североамериканские сцены» М., 1963.

Таким образом, жизнь и политическая деятельность Хосе Марти уже на протяжении не одного десятка лет, вызывает не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ  ХОСЕ МАРТИ

 

«Сегодня символ мира для меня – поломанные крылья» [1, с.80]. Эти слова великого кубинца Хосе Марти (1853-1895) содержат емкий образ не только второй половины XIX в., но и его многострадальной Родины, а в каком-то смысле и всей его жизни.

Хосе Хулиан Марти-и-Перес родился 28 января 1853 года в Гаване. Его родители Леонора Перес-и-Кабрера, уроженка Санта-Крус-де-Тенерифе, и Мариано Марти-и-Наварро, сержант испанской королевской артиллерии из Валенсии. Читать и писать будущий поэт научился в одной из гаванских школ для бедных, а в 1865 г. Хосе становится учеником Муниципального мужского училища, директором которого был Рафаэль Мария де Мендиве. Этот человек уже в 18 лет выпустил первую книгу романтических стихов. Он приветствовал победы освободительных революционных бурь XIX века и переводил на испанский Гюго и Томаса Мора. Но круг интересов Мендиве не ограничивался литературой. Многие из его современников считали, что в те нелегкие времена он был учителем больше, чем поэтом. Этот человек оказал огромное влияние на формирование личности и политических идеалов своего талантливого ученика, который позже напишет: «Если у меня хватит сил стать настоящим человеком, этим я буду обязан только вам, от которого я видел столько добра и к которому я питаю столько любви» [17, с.18].

В 1867г. Марти, закончив с  отличием Муниципальное училище, становится учеником колледжа Сан-Пабло, принадлежавшего  Мендиве. Давние расхождения между испанскими колонизаторами и креолами все более обострялись. Дон Мариано, отец Хосе, считал своим долгом верой и правдой служить короне. Для Хосе все было сложнее, Мендиве постепенно становился духовным отцом мальчика. Молодой Марти читал Эредиа, чьи стихи были пронизаны волей к свободе и независимости Кубы:

 

Ведь герои найдутся на Кубе,

Предпочтут они славную участь:

Лучше смерть, чем стеная и мучась,

Жизнь в неволе влачить, как рабы [4, с.116].

 

10 октября 1868г. началась  война за национальное освобождение  Кубы, получившая позже название  Десятилетней войны (1868-1878). Почти  сразу в школьном рукописном  журнале «El Siboney» появилась  стихотворение Хосе Марти «10 октября», в котором он приветствовал начало вооруженной борьбы с испанскими колонизаторами. «Сбылась моя мечта, – писал он, – воспрянул мой народ!» [4, c. 118]

Первые политические статьи Хосе Марти были опубликованы 19 января 1869г. в журнале «El diablo cojuelo» («Хромой бес»), который выпускал его школьный друг Фермин Вальдес Домингес. Марти вместе со своим учителем основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободное Отечество»), 23 января вышел первый и единственный номер газеты, в котором главное место занимала драматическая поэма Хосе Марти «Абдала». Главная тема драмы – борьба с иноземными поработителями. И хотя действие поэмы происходит в одной из африканских стран, ни у кого не было сомнения в том, что имел в виду юный автор, тем более что под названием поэмы было следующее пояснение: «Написана специально для Родины». Заканчивается поэма следующими строками:

 

Победа!.. Умираю я счастливым.

И что мне смерть, – отечество я спас!

Прекрасна смерть, когда мы умираем

За родину и за ее свободу! [1, c. 47]

 

Уже почти четыре столетия Куба была колонией Испании. Чувство  протеста рано проснулось в душе юноши. Да и как могла эта многогранная натура снести посвист хлыста надсмотрщика на плантациях и беспощадное подавление свободолюбивых устремлений кубинцев. Много лет спустя, умудренный жизненным опытом и борьбой, Марти напишет: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят, держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остается взнузданным и оседланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами» [9, c.190]. Ему же самому всегда была чужда маска ханжи и лицемера.

1868-1878 – годы Десятилетней войны кубинского народа за свободу и независимость, Хосе – с теми, кто борется; он пишет политические стихи и сотрудничает в газете «Ла Патриа Либре» («Свободная Родина»). Уже в 16 лет он подвергается аресту за свои политические убеждения. Несколько месяцев он проводит в каторжных каменоломнях «Сан Ласаро», затем попадает на остров узников Пинос, а в 1871 г. испанские власти высылают его на Пиренейский полуостров. Каторжник № 113 вышел из каменоломен «Сан-Ласаро» полуслепой от известковой пыли, с рубцами от палок и незаживающими язвами от кандалов на теле, но с гордым сознанием, что он приобщился к мукам своего народа и выдержал испытание – оказался «несломленным звеном в цепи из тысяч других несломленных звеньев» [8, c.103].

В Испании Хосе Марти стремится как можно более продуктивно использовать вынужденное отлучение от родины. Уже в мае 1871 г. он поступает в Мадридский университет, а через два года переезжает в Сарагосу и в 1874 г. заканчивает сразу два факультета Сарагосского университета: юридический и факультет философии и литературы. Еще в Мадриде Марти публикует свою первую публицистическую брошюру «Политическая тюрьма на Кубе». В ней он, обращаясь к депутатам испанских кортесов, сторонникам «национального единства», то есть сохранения на Кубе колониального режима, он рассказывает о виденном и пережитом в тюрьме: об издевательствах над товарищами по заключению, среди которых были дети и старики, о бесчеловечном обращении с осужденными и преступлениях тюремщиков: «Бесконечная мука – ибо мука, порожденная тюрьмой, – самая тяжкая, самая опустошающая из всех; она убивает разум, иссушает душу и оставляет в ней следы, которым никогда не изгладиться» [5. с.303-318]. «Очерк «Политическая тюрма на Кубе» можно отнести к шедеврам мировой обличительной литературы. Его и сегодня нельзя читать без боли и без содрагания, хотя, казалось бы, нынешний читатель «закален» жуткими видениями фашистского шабаша» – пишет В.О. Тененбаум [16, с.15]

Марти всегда живо откликался на все события, происходившие на его родине. Когда 27 ноября 1871 г. в Гаване испанские власти расстреляли по ложному обвинению восьмерых студентов-медиков Гаванского университета, он организовал в Мадриде движение протеста.

В 1873 г. в Испании была провозглашена буржуазная республика. В своих статьях этого периода, таких, как «Испанская республика и кубинская революция» и «Решение», Марти призывал испанскую республику предоставить Кубе независимость. Но испанская буржуазия не пожелала отказаться от богатой колонии, и Марти ясно понял, что независимость кубинский народ может получить только путем борьбы [3, c.16]. Вскоре он заканчивает свое образование и уезжает в Мексику, где активно сотрудничает в газете «Ревиста универсаль», отстаивая в своих статьях демократические завоевания мексиканского народа. Марти выступает и как театральный и литературный критик, придавая огромное значение развитию латиноамериканского театра и национальной латиноамериканской литературы.

В 1876 г. Марти уезжает  из Мексики в Гватемалу, где очень быстро становится неугоден президенту Барриосу, так как в своей работе «Гватемала» Марти с восхищением писал о народе этой страны, разоблачал миф о расовой неполноценности индейцев, которых Барриос, придя к власти, закрепостил еще больше.

После Десятилетней войны, так и не освободившей Кубу от колониальной зависимости, Хосе Марти получает разрешение возвратиться на родину и он вновь включается в политическую борьбу. Испанская администрация, боясь свободолюбивых настроений Марти, запретила ему заниматься преподавательской деятельностью, но он был теперь известным поэтом, и власти не могли расправиться с ним, как в 1869 г. Либеральные богатые кубинцы хотели бы иметь в своем кругу этого необыкновенного человека, но Марти было с ними не по пути. Он звал к борьбе и поэтому был опасен для кубинских либералов. Позднее Марти с необыкновенной политической прозорливостью предопределил, что именно люди подобного рода толкнут Кубу в лапы США. Он писал: «Эти люди, поддерживаемые теми, кто хотел бы воспользоваться благами свободы, не оплатив их кровью, горячие сторонники аннексии Кубы Соединенными Штатами» [19, c.98]. Он тверд и бескомпромиссен. Пламенные речи в защиту кубинского народа делают его имя чрезвычайно популярным. На одном из банкетов, не стесняясь присутствия губернатора острова, назначенного Испанией, – генерал-капитана Кубы, Марти выступил со столь обличительной и непримиримой речью, что глава колониальной администрации острова воскликнул: «Я хочу как можно скорее забыть о том, что я здесь слышал. Я никогда не смогу понять, как можно в моем присутствии, в присутствии представителя испанского правительства, говорить подобные вещи. Я думаю, что Хосе Марти – это сумасшедший, но сумасшедший слишком опасный» [7, c.43].

Вольтер писал, что человек  рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в летаргии скуки. Хосе Марти никогда не искал покоя. Его постоянно влекли политическая борьба и подготовка к решающей схватке за национальное освобождение, но эта страсть к свободе сочеталась в его душе с другой, не менее сильной стихией, имя которой – поэзия, хотя бродячая жизнь политэмигранта и активное участие в борьбе за независимость Кубы оставляли немного времени для творчества. При его жизни вышло всего четыре поэтических сборника: «Исмаэлильо»,   «Свободные   стихи»,   «Цветы   изгнания»   и «Простые стихи». В них – израненная душа поэта, любовь, тревоги, надежды, весь его внутренний мир. «Стих должен быть подобен сверкающему мечу, при виде которого у читателя возникает образ воина, шествующего по небесной дороге, – воин вонзает меч в солнце и взмывает ввысь. Стихи – частицы моего сердца – мои воины. Ни одно стихотворение не вышло у меня подогретым, надуманным, вымученным, мои стихи подобны слезам, брызжущим из глаз, фонтану крови, бьющему из раны» [1, c.64].

 

Тираны! Обрекая на изгнанье,

Вы заживо хороните людей,

Но окажите милость  человеку.

Пускай палач ваш, злой и низколобый,

Возьмет кинжал из самой  твердой стали 

И в грудь вонзит тому, кто обречен 

В изгнании влачить пустые дни.

Не смерть страшна. Ужасно мертвым жить.

Но нет! Но нет! К чему нам, словно нищим,

Вымаливать подачку  состраданья.

Железо дарит щедрая природа 

Всем детям обездоленным своим.

Вперед, друзья!

Навеки будет свято 

Железо – дар кормилицы-земли [1, c.70-71].  

 

В октябре 1878г. в Нью-Йорке был создан Кубинский революционный комитет. Хосе Марти становится делегатом этого Комитета на Кубе и председателем революционной хунты в Гаване. Испанские власти обнаружили следы этой организации, и Марти снова был арестован и выслан в метрополию, откуда вскоре перебрался в США. Неудача так называемой «малой войны» (вскоре после заключения Санхонского мира не согласные с его условиями мамби попытались продолжить войну за независимость. «Малая война» началась в 1880 г. и продолжалась несколько месяцев), помогла Марти сделать вывод о том, что борьба за независимость Кубы должна быть всенародной и иметь конкретную широкую программу политических, социальных и экономических преобразований [10, c.107].

Удивительное сочетание  в одном человеке борца, политического деятеля, мыслителя и поэта поражает. Все грани личности Марти, сливаясь в гениальной простоте, гармонии, подчинены главной цели его жизни – борьбе за независимость Кубы и счастье всей Латинской Америки, которую Марти воспринимает как одну большую родину. В сборнике «Исмаэлильо», изданном в Нью-Йорке в 1882 г., Марти выступает уже как подлинный реалист. Его душа была отдана прежде всего прекрасному острову Куба. Знаменитое стихотворение Марти «Родина и женщина» стало своеобразной исповедью его как поэта и патриота, как человека и революционера. Когда речь заходила о Кубе, он всегда был непреклонен: «Нет такого горя, унижения, лишения, наглости, которых бы я не вытерпел для Родины» [20, c.160]. 
Марти интересен и значителен не только в поэзии, но и в прозе, и в литературной критике, и на ниве исторических исследований. И сколько еще ярких работ было бы написано им с его удивительной работоспособностью и творческим горением, если бы не обреченность изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента ряда латиноамериканских газет, то в качестве консула Уругвая, Парагвая и Аргентины в США; если бы, наконец, говоря его словами, рука его с негодованием не отбрасывала перо, ибо жаждала «оружия более действенного, задач более мужественных и трудных» [11, c.97].

Информация о работе Хосе Марти