Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ политической деятельности Хосе Марти и социально-политического контента его произведений.
Задачами курсовой работы являются:
– анализ имеющейся научной литературы и источников по проблеме изучения политической деятельности Хосе Марти;
– изучение политической биографии Хосе Марти;
В начале 80-х гг. Хосе Марти
вместе с Антонио Масео и Максимо
Гомесом становится во главе национально-
Такая бескомпромиссная революционность
приводит Марти к новой ссылке. И опять
он оказывается в Испании. Однако теперь
он задерживается здесь ненадолго. Вскоре
начинаются его многолетние странствия
по странам Центральной Америки и Карибского
бассейна. Он собирает средства и сплачивает
живущих там кубинцев, разрабатывает планы
вооруженного восстания на Кубе. В 80-е
гг. Марти подолгу живет в США. От его проницательного
взора не ускользают намерения официального
Вашингтона подчинить своему влиянию
латиноамериканские государства и прибрать
к рукам Кубу. Захватнические устремления
великого северного соседа порождают
у Марти вопрос: «Объединятся ли в насущно
необходимый, благословенный союз древние,
неразрывно связанные между собой народы
Америки?» [6, c.181]. Идеи о солидарности и
общности языка, религии, культуры и истории
становятся главными аргументами в пользу
создания этого «союза», который Хосе
Марти называет «Наша Америка». В начале
90-х годов Марти начинает работать над
организацией Кубинской революционной
партии, которая была создана в 1892 г. под
его руководством. Основным ядром Кубинской
революционной партии были кружки рабочих-эмигрантов,
оказавшие большое влияние «на формирование
важных аспектов учения Марти». Рабочий
класс на Кубе еще только зарождался, но
с 80-х годов в стране существовали рабочие
марксистские кружки. На Кубе начинался
новый этап вооруженной борьбы за национальную
независимость. И Хосе Марти, будучи организатором
и руководителем новой освободительной
войны, «главное внимание уделял объединению
всех классов и слоев общества, заинтересованных
в национальном освобождении» [19, c.98]. Одним
из близких помощников Марти по созданию
партии был рабочий Карлос Балиньо, который
вместе с Хулио Антонио Мелья основал
в 1925г. Коммунистическую партию Кубы. Все
эти годы Марти вел огромную работу в рядах
Кубинской революционной партии по подготовке
освободительной войны. Ее ячейки действовали
не только на самой Кубе, но и на североамериканском
полуострове Флорида, где проживало много
кубинских рабочих-табачников. Иллюстрацией
к этому предельно насыщенному периоду
в жизни Марти могут служить его собственные
слова: «Как я хотел бы оседлать молнию,
чтобы повсюду поспеть...» [19, c.99].
Основные задачи Кубинской революционной партии Марти сформулировал в статье «Деятельность эмиграции», а задачи освободительной войны изложил в статье «Революционная партия – Кубе», опубликованной в 1893 г. на страницах газеты «Патриа», органе Кубинской революционной партии. Для литературной работы времени у Марти почти не оставалось, и все же в 1893 г. он выпускает антологию «Поэты войны», куда вошли стихи поэтов-мамби, участников войны за независимость 1868г. Немедленно откликаясь на все важнейшие события своего времени, Марти с глубокой проникновенностью писал о смерти Маркса: «Карл Маркс умер. Он заслуживает почестей, поскольку встал на сторону слабых... Интернационал – его творение, и воздать ему почести идут люди разных наций...» [7, c.46].
Хосе Марти стал организатором и главным идеологом второй войны за независимость кубинского народа (1895-1898 гг.), начатой патриотами 24 февраля 1895г. в провинции Орьенте. Современники называли его наиболее радикальным революционером своего времени, стремившимся прежде всего к тому, чтобы независимое государство на Кубе «обеспечило бы своим сынам счастливую жизнь на протяжении многих лет» [18, c.68], как говорил сам Хосе Марти. Ради этого он боролся, ради этого готов был умереть.
Для непосредственного участия в восстании Хосе Марти прибыл на Кубу вместе с Максимо Гомесом 11 апреля 1895г. из Доминиканской республики. Началась совершенно новая полоса его жизни в повстанческих отрядах, когда «все имущество за поясом», когда под голову подкладывается «опасность вместо подушки», когда «пасть побежденным в великом бою – это уже победа» [18, c.69]. Когда-то, обращаясь к своей Музе, Марти писал:
Если есть высший суд,
лишь с тобою
Я предстану пред этим судом:
Либо нас осудят обоих,
Либо мы спасемся вдвоем [11, c.178].
Накануне своей гибели в незаконченном письме своему другу Мануэлю Меркадо, Хосе Марти замечает: «…Каждую минуту я могу погибнуть за родину, пасть, выполняя свой долг, – я знаю, в чем он состоит, и у меня хватит мужества выполнить его до конца. Мы должны добиться независимости Кубы, иначе Соединенные Штаты захватят Антильские острова и отсюда обрушатся на земли нашей Америки. Все, что я сделал до сих пор, и все, что мне еще предстоит совершить, – все для этого. Нам приходилось молчать, идти окольными путями, – ведь бывают дела, требующие строгой тайны, и стоит объявить о них во всеуслышание, как на пути вырастают непреодолимые препятствия» [5, c.316]. С этими лапидарными мыслями, несколько часов спустя, он по собственной инициативе бросился в атаку на испанскую колонну. Никто не смог бы его удержать. Стремительно мчась на коне в переднем ряду, он был сражен тремя смертельными пулями. Он погиб в самом первом своем сражении 19 мая 1895г.
Погибнув в 42-летнем возрасте, Хосе Марти сумел проникнуть своим удивительно проницательным взглядом, как истинный провидец, в понимание экономических и социальных реальностей Американского континента и опасностей, которые уже сгущались над его южной частью.
Он смог предупредить своих современников о следующем:
О необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул; без становления на пути, которые (как путь, исторически пройденный североамериканским обществом) убедили Хосе Марти в возможности утверждать даже во время его первой депортации в Испанию, еще в 1870 г., что: «Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!» [7, c.46].
О необходимости срочно развертывать
решительное сопротивление
О необходимости стратегического союза североамериканских и карибских народов: «необходимо сближать то, что должно стать объединенным» [7, c.46]. Это настояние превращается в срочный и драматичный призыв к единству и к совместным действиям, когда в 1889г. мощное экспансионистское наступление американского империализма приобретает поистине открытый, ничем не замаскированный характер. Хосе Марти сумел назвать действия империализма настоящим именем и смог точно определить его главные черты и характеристики очень рано, в соответствии с международной обстановкой того времени. Хосе Марти разработал (и предлагал это на протяжении своих обширных и пока еще мало известных публикаций) континентальную стратегию для самого настоящего, демократического и самобытного революционного преобразования Латинской Америки и взаимоотношений между противостоящими частями континента – его Севером и Югом.
Выводы.
Хосе Марти родился 28 января 1853 года в Гаване в семье военнослужащего. Там же он получил первоначальное образование. В 15 лет он уже опубликовал несколько своих поэм, а в 16 – основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободное Отечество»).
Во время революционного мятежа, вспыхнувшего на Кубе в 1868 году, он открыто симпатизировал восставшим, за что был приговорен к шести месяцам тяжелых работ и в 1871 году депортирован в Испанию. Там он продолжил свое образование и литературную работу, получив ученые степени в области литературы, права и философии, которые он изучал в Мадридском университете. В 1874 году получил звание магистра гуманитарных наук и степень по юриспруденции в Университете Сарагосы.
Несколько последующих лет он провел во Франции, Мексике, Гватемале и Венесуэле. Вернувшись на Кубу в 1879 году, участвовал в подготовке восстания против испанской колониальной администрации, за что был снова выслан в Испанию.
В 1880-1895 годах находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, книги и занимался преподавательской деятельностью. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций Марти создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 года национально-освободительного восстания на Кубе. Центральным печатным органом КРП была основанная Марти газета «Patria» («Отечество»).
В апреле 1895г. Марти вернулся на Кубу для непосредственного участия в восстании; спустя месяц погиб в бою с испанскими войсками у Дос Риос.
Марти внес существенный вклад в теорию и практику национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. На основе анализа войн прошлого, и особенно десятилетней войны (1868-1878), он пришел к выводу о том, что только решительная вооруженная борьба может принести освобождение кубинскому народу. Марти одним из первых указал на опасность политики присоединения Кубы к США, разоблачал экспансионистские устремления и агрессивность американского империализма. Главным условием достижения победы в войне считал единство всех патриотических сил с опорой на беднейшее крестьянство и рабочих, а также наличие централизованного военно-политического руководства восстанием. Социально-политическая и военная концепции Марти оказали большое влияние на последующие поколения кубинских революционеров. Особенно важное значение имели его положения о единстве сил в освободительной и революционной борьбе, которые были воплощены в жизнь в ходе революции 1953-1958.
3 СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ХОСЕ МАРТИ
Социальные и политические взгляды Хосе Марти выражены в его обширных сочинениях, которые, как считается на этот момент, составляют 27 томов. Политические статьи, такие как его выдающаяся программная работа с названием «Наша Америка», журналистские заметки для авторитетных изданий в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Мехико, Каракасе, Нью-Йорке или Мадриде; аналитические работы по различным аспектам политической, экономической и культурной действительности латиноамериканских стран и Соединенных Штатов Америки, биографические эссе и очерки, посвященные мыслителям, политическим деятелям, созидателям и героям обеих частей Американского континента, Европы и самых отдаленных краев, таких как Индия и старый Вьетнам; статьи литературной, художественной и научной критики и немногие речи, тексты которых дошли до наших дней, – все это дает представление о богатой и плодотворной творческой деятельности, неотделимой от революционной работы, от политических и социальных размышлений.
В его литературном творчестве, которое сделало его крупнейшей фигурой в испанистике во второй половине XIX века, особое место занимают его поэтические сборники «Исмаэлильо» и «Простые стихи», а также ежемесячный журнал, выходивший полностью под его редакцией и адресованный латиноамериканским детям – «Золотой возраст». Постоянно преследуя свою цель поиска в собственной национальной действительности решений социальным, политическим и экономическим проблемам, порождаемым в данной конкретной реальности, Хосе Марти, по его словам, сказанным в 1889г., с помощью журнала, предназначенного для детей Америки стремился продвигать в жизнь то, «чему я хочу помочь, тому, чтобы наполнить наши земли людьми с собственной индивидуальностью, выращенными, чтобы быть счастливыми на земле, где они живут, и жить в согласии с ней, не отрываясь от нее, не жить на ней бесплодно, как напыщенные граждане или надменные иностранцы, родившиеся словно в наказание в этой другой части света. Удобрение можно принести из других мест, но культивирование должно соответствовать почве. Наших детей мы должны растить как людей своего времени, как человека Америки» [20, с.124]. В эпистолярном наследии X. Марти присутствуют документальные свидетельства об изучении им личности Монтескье и Руссо и их произведений «О духе законов» и «Об общественном договоре». Также мы имеем и подтверждение того, что он знакомился с жизнью, творчеством и революционной деятельностью Робеспьера в Европе, Боливара в Америке [20, с.125].
X. Марти, как
отмечал кубинский историк