Хосе Марти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ политической деятельности Хосе Марти и социально-политического контента его произведений.
Задачами курсовой работы являются:
– анализ имеющейся научной литературы и источников по проблеме изучения политической деятельности Хосе Марти;
– изучение политической биографии Хосе Марти;

Работа содержит 1 файл

Хосе Марти.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

В начале 80-х гг. Хосе Марти  вместе с Антонио Масео и Максимо  Гомесом становится во главе национально-освободительного движения. В это время верхушка кубинского общества, обладавшая немалыми капиталами, боясь радикальной социальной ломки, стремилась не к независимости, а только к автономии, в рамках которой она надеялась осуществлять реформы экономического и политического характера. Критикуя автономистов, Марти заявляет: «Человек, который зовет в бой, неизмеримо дороже человека, который лишь умоляет; права не вымаливаются, а берутся, их не выпрашивают, а вырывают» [6, c.178]. 
Такая бескомпромиссная революционность приводит Марти к новой ссылке. И опять он оказывается в Испании. Однако теперь он задерживается здесь ненадолго. Вскоре начинаются его многолетние странствия по странам Центральной Америки и Карибского бассейна. Он собирает средства и сплачивает живущих там кубинцев, разрабатывает планы вооруженного восстания на Кубе. В 80-е гг. Марти подолгу живет в США. От его проницательного взора не ускользают намерения официального Вашингтона подчинить своему влиянию латиноамериканские государства и прибрать к рукам Кубу. Захватнические устремления великого северного соседа порождают у Марти вопрос: «Объединятся ли в насущно необходимый, благословенный союз древние, неразрывно связанные между собой народы Америки?» [6, c.181]. Идеи о солидарности и общности языка, религии, культуры и истории становятся главными аргументами в пользу создания этого «союза», который Хосе Марти называет «Наша Америка». В начале 90-х годов Марти начинает работать над организацией Кубинской революционной партии, которая была создана в 1892 г. под его руководством. Основным ядром Кубинской революционной партии были кружки рабочих-эмигрантов, оказавшие большое влияние «на формирование важных аспектов учения Марти». Рабочий класс на Кубе еще только зарождался, но с 80-х годов в стране существовали рабочие марксистские кружки. На Кубе начинался новый этап вооруженной борьбы за национальную независимость. И Хосе Марти, будучи организатором и руководителем новой освободительной войны, «главное внимание уделял объединению всех классов и слоев общества, заинтересованных в национальном освобождении» [19, c.98]. Одним из близких помощников Марти по созданию партии был рабочий Карлос Балиньо, который вместе с Хулио Антонио Мелья основал в 1925г. Коммунистическую партию Кубы. Все эти годы Марти вел огромную работу в рядах Кубинской революционной партии по подготовке освободительной войны. Ее ячейки действовали не только на самой Кубе, но и на североамериканском полуострове Флорида, где проживало много кубинских рабочих-табачников. Иллюстрацией к этому предельно насыщенному периоду в жизни Марти могут служить его собственные слова: «Как я хотел бы оседлать молнию, чтобы повсюду поспеть...» [19, c.99].

Основные задачи Кубинской  революционной партии Марти сформулировал  в статье «Деятельность эмиграции», а задачи освободительной войны  изложил в статье «Революционная партия – Кубе», опубликованной в 1893 г. на страницах газеты «Патриа», органе Кубинской революционной партии. Для литературной работы времени у Марти почти не оставалось, и все же в 1893 г. он выпускает антологию «Поэты войны», куда вошли стихи поэтов-мамби, участников войны за независимость 1868г. Немедленно откликаясь на все важнейшие события своего времени, Марти с глубокой проникновенностью писал о смерти Маркса: «Карл Маркс умер. Он заслуживает почестей, поскольку встал на сторону слабых... Интернационал – его творение, и воздать ему почести идут люди разных наций...» [7, c.46].

Хосе Марти стал организатором и главным идеологом второй войны за независимость кубинского народа (1895-1898 гг.), начатой патриотами 24 февраля 1895г. в провинции Орьенте. Современники называли его наиболее радикальным революционером своего времени, стремившимся прежде всего к тому, чтобы независимое государство на Кубе «обеспечило бы своим сынам счастливую жизнь на протяжении многих лет» [18, c.68], как говорил сам Хосе Марти. Ради этого он боролся, ради этого готов был умереть.

Для непосредственного участия  в восстании Хосе Марти прибыл на Кубу вместе с Максимо Гомесом 11 апреля 1895г. из Доминиканской республики. Началась совершенно новая полоса его жизни в повстанческих отрядах, когда «все имущество за поясом», когда под голову подкладывается «опасность вместо подушки», когда «пасть побежденным в великом бою – это уже победа» [18, c.69].  Когда-то, обращаясь к своей Музе, Марти писал:

 

Если есть высший суд, лишь с тобою  
Я предстану пред этим судом:  
Либо нас осудят обоих,  
Либо мы спасемся вдвоем [11, c.178].

 

Накануне своей гибели в незаконченном письме своему другу Мануэлю Меркадо, Хосе Марти замечает: «…Каждую минуту я могу погибнуть за родину, пасть, выполняя свой долг, – я знаю, в чем он состоит, и у меня хватит мужества выполнить его до конца. Мы должны добиться независимости Кубы, иначе Соединенные Штаты захватят Антильские острова и отсюда обрушатся на земли нашей Америки. Все, что я сделал до сих пор, и все, что мне еще предстоит совершить, – все для этого. Нам приходилось молчать, идти окольными путями, – ведь бывают дела, требующие строгой тайны, и стоит объявить о них во всеуслышание, как на пути вырастают непреодолимые препятствия» [5, c.316]. С этими лапидарными мыслями, несколько часов спустя, он по собственной инициативе бросился в атаку на испанскую колонну. Никто не смог бы его удержать. Стремительно мчась на коне в переднем ряду, он был сражен тремя смертельными пулями. Он погиб в самом первом своем сражении 19 мая 1895г.

Погибнув в 42-летнем возрасте, Хосе Марти сумел проникнуть своим  удивительно проницательным взглядом, как истинный провидец, в понимание экономических и социальных реальностей Американского континента и опасностей, которые уже сгущались над его южной частью.

Он смог предупредить своих современников  о следующем:

О необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул; без становления на пути, которые (как путь, исторически пройденный североамериканским обществом) убедили Хосе Марти в возможности утверждать даже во время его первой депортации в Испанию, еще в 1870 г., что: «Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!» [7, c.46].

О необходимости срочно развертывать решительное сопротивление экономическому проникновению Соединенных Штатов в Латинскую Америку. С этой целью он в свое время и по мере возникновения разоблачал различные формы экономического проникновения и порабощения, такие как различные соглашения и договоры о взаимности, которые заключались в ту эпоху, формы, использовавшиеся американскими экспансионистами, которые Марти систематически выявлял. Он подчеркивал, что в Латинской Америке, несмотря на ее так называемую политическую независимость и на то, что она достигла установления республиканского строя, колониализм продолжает жить в недрах республики и для того, чтобы поставить заслон этому проникновению, латиноамериканские республики должны ликвидировать производственные структуры, которые сохранялись со времени колониальной зависимости. Эти структуры не только составляют корневую основу самых тяжелых социальных проблем стран региона, но и постоянно генерируют зависимость. И отсюда: «Нужно срочно сказать, поскольку это правда, что для испанской Америки пришел час заявить о своей второй независимости» [7, c.46].

О необходимости стратегического союза североамериканских и карибских народов: «необходимо сближать то, что должно стать объединенным» [7, c.46]. Это настояние превращается в срочный и драматичный призыв к единству и к совместным действиям, когда в 1889г. мощное экспансионистское наступление американского империализма приобретает поистине открытый, ничем не замаскированный характер. Хосе Марти сумел назвать действия империализма настоящим именем и смог точно определить его главные черты и характеристики очень рано, в соответствии с международной обстановкой того времени. Хосе Марти разработал (и предлагал это на протяжении своих обширных и пока еще мало известных публикаций) континентальную стратегию для самого настоящего, демократического и самобытного революционного преобразования Латинской Америки и взаимоотношений между противостоящими частями континента – его Севером и Югом.

Выводы.

Хосе Марти родился 28 января 1853 года в Гаване в семье военнослужащего. Там же он получил первоначальное образование. В 15 лет он уже опубликовал несколько своих поэм, а в 16 – основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободное Отечество»).

Во время революционного мятежа, вспыхнувшего на Кубе в 1868 году, он открыто симпатизировал восставшим, за что был приговорен к шести месяцам тяжелых работ и в 1871 году депортирован в Испанию. Там он продолжил свое образование и литературную работу, получив ученые степени в области литературы, права и философии, которые он изучал в Мадридском университете. В 1874 году получил звание магистра гуманитарных наук и степень по юриспруденции в Университете Сарагосы.

Несколько последующих  лет он провел во Франции, Мексике, Гватемале и Венесуэле. Вернувшись на Кубу в 1879 году, участвовал в подготовке восстания против испанской колониальной администрации, за что был снова выслан в Испанию.

В 1880-1895 годах находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, книги и занимался преподавательской деятельностью. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций Марти создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 года национально-освободительного восстания на Кубе. Центральным печатным органом КРП была основанная Марти газета «Patria» («Отечество»).

В апреле 1895г. Марти вернулся на Кубу для непосредственного участия в восстании; спустя месяц погиб в бою с испанскими войсками у Дос Риос.

Марти внес существенный вклад в теорию и практику национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. На основе анализа войн прошлого, и особенно десятилетней войны (1868-1878), он пришел к выводу о том, что только решительная вооруженная борьба может принести освобождение кубинскому народу. Марти одним из первых указал на опасность политики присоединения Кубы к США, разоблачал экспансионистские устремления и агрессивность американского империализма. Главным условием достижения победы в войне считал единство всех патриотических сил с опорой на беднейшее крестьянство и рабочих, а также наличие централизованного военно-политического руководства восстанием. Социально-политическая и военная концепции Марти оказали большое влияние на последующие поколения кубинских революционеров. Особенно важное значение имели его положения о единстве сил в освободительной и революционной борьбе, которые были воплощены в жизнь в ходе революции 1953-1958.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОЦИАЛЬНЫЕ  И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ХОСЕ  МАРТИ

 

Социальные  и политические взгляды Хосе Марти выражены в его обширных сочинениях, которые, как считается на этот момент, составляют 27 томов. Политические статьи, такие как его выдающаяся программная работа с названием «Наша Америка», журналистские заметки для авторитетных изданий в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Мехико, Каракасе, Нью-Йорке или Мадриде; аналитические работы по различным аспектам политической, экономической и культурной действительности латиноамериканских стран и Соединенных Штатов Америки, биографические эссе и очерки, посвященные мыслителям, политическим деятелям, созидателям и героям обеих частей Американского континента, Европы и самых отдаленных краев, таких как Индия и старый Вьетнам; статьи литературной, художественной и научной критики и немногие речи, тексты которых дошли до наших дней, – все это дает представление о богатой и плодотворной творческой деятельности, неотделимой от революционной работы, от политических и социальных размышлений.

В его литературном творчестве, которое сделало его  крупнейшей фигурой в испанистике  во второй половине XIX века, особое место  занимают его поэтические сборники «Исмаэлильо» и «Простые стихи», а также ежемесячный журнал, выходивший полностью под его редакцией и адресованный латиноамериканским детям – «Золотой возраст». Постоянно преследуя свою цель поиска в собственной национальной действительности решений социальным, политическим и экономическим проблемам, порождаемым в данной конкретной реальности, Хосе Марти, по его словам, сказанным в 1889г., с помощью журнала, предназначенного для детей Америки стремился продвигать в жизнь то, «чему я хочу помочь, тому, чтобы наполнить наши земли людьми с собственной индивидуальностью, выращенными, чтобы быть счастливыми на земле, где они живут, и жить в согласии с ней, не отрываясь от нее, не жить на ней бесплодно, как напыщенные граждане или надменные иностранцы, родившиеся словно в наказание в этой другой части света. Удобрение можно принести из других мест, но культивирование должно соответствовать почве. Наших детей мы должны растить как людей своего времени, как человека Америки» [20, с.124]. В эпистолярном наследии X. Марти присутствуют документальные свидетельства об изучении им личности Монтескье и Руссо и их произведений «О духе законов» и «Об общественном договоре». Также мы имеем и подтверждение того, что он знакомился с жизнью, творчеством и революционной деятельностью Робеспьера  в Европе, Боливара  в Америке [20, с.125].

X. Марти, как  отмечал кубинский историк Хорхе  Ибарра, – «это политическая глыба, человек, чрезмерно приверженный политической деятельности по своей природе и назначению» [12, с.71]. Он посвятил всю энергию своей политической и революционной деятельности достижению независимости Кубы от Испании, и даже большему – созданию на суверенной Кубе демократической и национальной республики. Связанные между собой в один пучок в проповедях X. Марти независимость и республика были теми идеалами, которые его вдохновляли, так как он был борцом, который и в теории, и на практике никогда не разделял ближайшую цель борьбы – независимость Кубы и последующую – создание суверенного государства и придание ему республиканской формы правления. Таким образом, в своей политической программе он отстаивал идею подготовки к установлению республики с начала войны за независимость, что отразилось в программе и статутах Кубинской революционной партии и в других руководящих документах кубинской революции. Очевидным примером признания этого принципа является следующее высказывание X. Марти «Революционная партия создается для того, чтобы освободить рабскую родину, для того, чтобы создать в ходе войны республику со справедливым равновесием всех необходимых элементов конституции» [6, с.130].

Информация о работе Хосе Марти