Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. История развития российских государственных институтов - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии. Повышенный интерес к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и функционирования органов местной администрации. В последние годы наблюдается тенденция на ужесточение вертикали власти, усиление позиций федерального центра в регионах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ 6
2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ 11
3 ИТОГИ ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Подводя итоги практическим результатам «реформ» Петра, Л. Тихомиров выносит суровый приговор Петру, утверждая, что исключительный бюрократизм разных видов и полное отстранение нации от всякого присутствия в государственных делах, делают из яко бы «совершенных» учреждений Петра, нечто в высшей степени регрессивное, стоящее и по идее и по вредным последствиям бесконечно ниже Московских управительных учреждений.
Ключевский доказал, что русские самостоятельно, раньше иностранцев, дошли до понимания выгодности единоличной власти в деле управления высшими органами государства. Петр разрушил этот принцип. Единоличное управление приказами было заменено коллегиями. При приказном строе все обязанности выполняли русские, для коллегиального управления, конечно, нужны были иностранцы. В 1717 году было учреждено 9 коллегий. Хотя президентами их считались русские, фактически все управление центральными органами перешло в руки вице-президентов — иностранцев. Камер-коллегией управлял барон Нирод, военной — генерал Вейде, юстиц-коллегией — Бревер, иностранной коллегией — еврей Шафиров, адмиралтейскою — Крейс, коммерц-коллегией — Шмидт, Берг и мануфактур-коллегией — Брюс.
Со времен Петра земские старинные учреждения были упразднены. Земские соборы исчезли. Непосредственное обращение народных учреждений и отдельных лиц к верховной власти сокращено или упразднено. Московские люди могли просить, например, об удалении от них воеводы и назначении на его место их возлюбленного человека. Для нынешней «губернии» это невозможно, незаконно и было бы сочтено чуть не бунтом. Да губерния не имеет для этого и органов, ибо даже то общественное управление, какое имеется повсюду — вовсе не народное, а отдано вездесущему «образованному человеку, природному кандидату в политиканы, члену будущего, как ему мечтается, парламента».
Была искажена и идея сотрудника Алексея Михайловича боярина Ордин-Нащокина, создать городские управления. Из магистратов тоже ничего не получилось.
Учреждения организуются не для одних гениальных государей, а применительно к средним человеческим силам. И в этом смысле учреждения Петра были трагичны для России и были бы еще вреднее, если бы оказались технически хороши. К счастью, они в том виде, как создал Петр, были еще неспособны к сильному действию. Нельзя не согласиться со Львом Тихомировым, что «управительные органы суть только орудие этого союза верховной власти и нации. Петр же ничем не обеспечил самого союза верховной власти и нации, следовательно, отнял у них возможность контролировать действие управительных учреждений, так сказать, подчинил всю нацию не себе, а чиновникам».
«Учреждения Петра были фатальны для России, — пишет Лев Тихомиров, — и были бы еще вреднее, если бы оказались способными к действиям». [10, С. 330]
Петр устраивал истинно какую-
Во главе этой чиновнической республики, в итоге нелепого принципа престолонаследия, введенного Петром I, в течения столетия стояли случайно оказавшиеся русскими монархами люди. Эти случайные люди были окружены стаей хищных иностранцев, которым не было никакого дела до России и страданий русского народа.
Из Петровских коллегий ничего, конечно, хорошего не вышло, хотя они просуществовали долго. Общий вывод Ключевского о губернской реформе Петра следующий: «Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни. Правительственные ошибки, повторяясь, превратятся в технические навыки, в дурные привычки последующих правителей, — те и другие будут потом признаны священными заветами преобразователя».
«От государственной деятельности Петра не осталось и следа или ненужный балласт, от которого долго не знали, как отделаться. Возьмем хотя бы наш центральный правительственный механизм. Ключевский блестяще доказал образцовое с точки зрения целесообразности устройство наших центральных допетровских приказов. В них было много несообразностей, не было строго выдержанной системы в смысле распределения дел, главным образом благодаря постепенным историческим наслоениям, которыми народы, несомненно, культурные, например, англичане, у себя из приверженности к родной старине, дорожат, как зеницей ока. Но в наших приказах была самобытность и, что важнее, в них культурно-отсталые русские собственным умом и опытом дошли до принципа, до которого даже некоторые более культурные, чем мы, народы додумались позже нас — принципа единоличной власти в постановке и организации центральных исполнительных правительственных органов, принципа единоличной министерской власти, ныне ставшего незыблемой политической и правительственной аксиомой во всем цивилизованном мире. И вот это начало самобытно нами выработанное и искусно проведенное в жизнь в приказной системе центральных правительственных учреждений, близорукий недоучка Петр, ничтоже сумняшеся, рушит и заменяет заимствованным из Швеции коллегиальным устройством. Это устройство вплоть до Александра I-го или не клеится или не соблюдается, с тем, чтобы при Благословенном быть замененным министерствами, по существу ничем не отличавшимися от сто лет перед этим охаянных и разрушенных допетровских приказов. Зато как при Петре, так и поневоле при Александре I-м, русский народ оказывается в незаслуженном положении все заимствующего извне, не способного ни к какой самобытной творческой деятельности как в области своей общественности, так и государственности». [12, С. 320]
В начале XIX века Петровские учреждения окончательно рухнули. Уже печальная практика XVIII века свела постепенно к нулю «коллегиальный принцип». Стройная французская бюрократическая централизация, созданная Наполеоном на основе революционных идей, пленила подражательный дух Александра I. При Александре I коллегии были заменены министерствами, то есть правительство принуждено было вернуться назад к принципу единоначалия в области управления, который был проведен в Московской Руси раньше чем в Европе.
В результате проделанной работы были изучены особенности губернской реформы Петра I в 1708 – 1715 годах.
Губернская реформа 17 декабря 1708 г. является важной составной частью преобразований Петра I в России, которая получила различные оценки в исторической литературе. Они касаются не только определения целей и задач Петра I в сфере государственного управления, но и проблем ее практического осуществления и результатов. При этом исследователи уделяют особое внимание военно-административной и фискальной характеристикам губернской реформы, прямолинейно привязывая ее к условиям военного времени (русско-шведская война).
Однако еще В.О. Ключевский приводил
сравнения губернской реформы Петра I
(создание губернской системы управления)
с территориальными разрезами времен
царя Федора и округами московских областных
приказов, делая акцент на их чисто внешнем
сходстве. Но одного указания на внешнее
сходство управленческих структур недостаточно,
поскольку разряды и округа были связаны
с элементами земельно-областного управления,
которое окончательно было ликвидировано
в ходе губернской реформы Петра I. Следовательно,
рассматриваемая реформа Петра I носила
ярко выраженный административно-
В пользу последнего предположения
свидетельствует первоначальное закрепление
341 города за новыми округами (губерниями).
Прежние территориально-
Вместе с тем, Петр I не спешил с практическим осуществлением губернской реформы. Вероятно, он и правительство опасались снижения налоговых поступлений в казну.
Реформа началась только в 1712 г., когда не только определились с основными функциями новых губернских учреждений (в том числе судебными), но и почти завершилось формирование их штатов, а также размещение воинских подразделений участвовавших в сборе налогов.
После апробации новой губернской системы управления в 1715 г. составили новое штатное расписание, куда были включены должности губернских чиновников. По штатам 1715 г. при губернаторе состояли: вице-губернатор, ландрихтер, обер-провианмейстер, провианмейстер, ландатры, и различные комиссары.
Основными целями реформы были: создание крупных военно-административных округов и увеличение налоговых поступлений в казну.
Данную реформу можно
Губернская реформа Петра I должна
была стандартизовать и
Исходя из этого, процесс рационализации территориального управления растянулся на несколько десятилетий и был завершен только губернской реформой Екатерины II. Ею был предложен вариант, значительно более соответствующий национальным традициям и поэтому более удобный в исполнении и щадящий для управляемых.