Государство, политические партии и общественные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей политической системы общества, процесса взаимодействия общественных организаций, политических партий и государства, а также некоторых особенностей в становлении политической системы Республики Казахстан.
Ключевые слова, используемые в тексте – политическая система общества, государство, общественные организации, политические партии, движения

Содержание

Реферат
Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство политические партии и общественные объединения.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Соответственно  этому, элитарные теории исходят из «исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс)».

Не преувеличивая  роль элиты в политике, целесообразно  дифференцировать различные ее слои с учетом их реального веса в определении политической стратегии, ее целей, приоритетов, направлений и т.п. С этой точки зрения важно анализировать состояние (статику) и динамику государственно-бюрократической элиты (государственные деятели, крупное чиновничество, включая руководство силовых структур), партийных, научных, творческих, предпринимательских, финансовых элит, ведущих функционеров общественных движений и др.

Следует заметить, что деления политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные не являются исчерпывающим. Так, имеет место членение демократических политсистем на либеральные и национальные; авторитарных – на теократические и национальные; тоталитарных – на военные, фашистские, каудилистского вида (хунты) и другие.

Имеются различные классификации, построенные на различных основаниях. По генетическому признаку политические системы делятся на материальные и идеальные; по форме – на малые, средние, большие и сложные; по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые; по характеру своих закономерностей – на вероятностные. Л. Санистебен в исторической типологии политсистем выделяет империи, конфедерации и современное национальное государство.

Нельзя  не заметить, что принятые в политологии  основания для типологии (классификации) политических систем общества фиксируют их как уже сложившиеся, действующие, функционирующие. Вот почему их затруднительно или даже невозможно применить «напрямую» к политических систем нашего переходного общества.

Главной функцией политической системы является обеспечение ее выживания, самосохранения и на этой основе – создание предпосылок дальнейшего развития и совершенствования. Для этого политические системы создают определенные механизмы, адаптирующие их к изменяющейся обстановке. На этом пути преодолеваются дисфункциональные процессы и тенденции, способные разрушить данную систему или существенно ослабить всю иерархию власти.

Также необходимо рассмотреть соотношение политической системы и политической организации.

При сопоставлении  понятий «политическая система» и «политическая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни.

Категория «политическая организация» связана  материалистической детерминации, воплощающейся  в такой системе отношений, как  производительные силы – производственные отношения (базис) – классовая структура  общества – соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством – аппаратом классового господства, политическими партиями – выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий – теоретическим выражением этих интересов. В обществе государство, политические партии, общественные движения не могут формироваться и функционировать вне тех или иных организационных форм. В этом смысле политическая организация – скелетная основа, несущий каркас политической системы общества.

Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуациях и вопреки им политические события и институты зависят и от культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д.

Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а  в общем – государственные  и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Основные субъекты политической системы

§ 1. Государство в  политической системе  общества

Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего  класса (социальной группой, всего народа), располагающая специальным аппаратом  управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической системы  общества, является ее основой.

Государство это центральный институт политической системы, ее ядро, концентрированное воплощения идеи политического. Борьба между различными социально – политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Политические партии, избирательная система, система представительства и т.д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношение власти и контроля, это базисная структура правления и порядка в обществе.

Именно  государство, в отличие от политических партий и движений и др. институтов, выражает всеобщий интерес, оно – главный инструмент власти и субъект суверенитета. Государство – основная форма политической интеграции общества на данной территории.

Государство – арбитр и активный участник отношений между основными социальными группами: в этой своей деятельности оно представляет все общество в совокупности. Как показал исторический опыт XX века, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики политической системы.

Правовое  государство призвано обеспечивать условия для жизнеспособности и  функционирования гражданского общества. Государство, стремящиеся к торжеству  правопорядка строит свои взаимоотношения  с другими субъектами политической системы на основе законодательства. В механизме этих взаимоотношений определяющее значение имеет то обстоятельство, что государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий, структурно является фундаментом политической системы.

Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых  политической системы. Не вмешиваясь в  работу партий, профсоюзов, движений, других самостоятельных организаций, признавая  их самостоятельность в решении  внутренних организационных вопросов и отправлении функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юридической регистрации общественных объединений, получение ими прав юридического лица.

Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъектов политической системы общества на основе права и закона.

В-третьих, обязательными для исполнения всеми  субъектами политической системы является Конституция (основной закон государства) и другие законы. В уставах партий часто содержатся положения об обязательности соблюдения их организации Конституции страны. Это не означает, что партии, движения и другие общественные организации не могут играть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Более того, в оппозиции, политическом противовесе властным структурам видится проявление плюрализма – естественного состояния демократического, организованного общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.

В-четвертых, потребности общественного консенсуса, скоординированного развития общества как цельного организма требуют  содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы как отстаивание своей позиции через СМИ; предание гласности своих платформ, заявлений, проведения митингов, борьба за избирателей и др.

Государство обладает свойством принудительности и содержит для этого специальный  аппарат. Государство имеет эксклюзивное право нормировать жизнь общества. Оно обеспечивает общественный порядок, личную и всеобщую безопасность, охрану труда и окружающей среды. Без принуждения государство обойтись не сможет и в будущем: например борьбы с преступными проявлениями или без взимания налогов. Политическая система должна ориентироваться не только на безусловную легитимность функционирования своих институтов, государства в первую очередь, но и на дальнейшее развитие и совершенствование демократии во всех без исключения сферах жизни общества. И государство по самой своей сущности и призванию обязано выступать не орудием, машиной подавления одной части общества другой частью, не диктатурой, а демократическим инструментом всего общества, гарантом соблюдения неотъемлемых и неотчуждаемых права свобод граждан: экономических, социальных, политических и собственно гражданских (личных).

Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на партнерства, взаимодействия, учета реалий политического  плюрализма поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.

Таким образом, государство занимает в политической системе общества центральное место, обуславливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется власть (политическая) экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

§ 2. Политические партии.

Слово «партия» латинского происхождения и означает часть более крупной общности.

В древнем  Риме термин «партия» обозначал и  сторонников вождя (так говорили о партиях Цезаря, Мария, Суллы).

Первые  упоминания о политических партиях  встречаются еще у мыслителей Древнего Мира. Так, древнегреческий  ученый Аристотель(384 – 322 г.г. до н. э.) писал  о борьбе, между тремя партиями (жителей морского побережья, жителей  равнины, жителей гор в Аттике в VI в. до н. э.).

В средние  века политические группировки (партии) чаще всего были временными объединениями. Их появление обычно вызывалось обострением  классовых и внутриклассовых  противоречий. Примером может служить  продолжительный политический конфликт (XII – XV в.в.) между священной Римской империей и папством, выражавшийся в борьбе за господство.

В целом  можно сказать, что при рабовладельческом, феодальном и в начальный период существования буржуазного общества своеобразие возникавших политических группировок состояло в том, что классовые противоречия затушевывались сословными, религиозными, семейно-родовыми отношениями. Хотя политические группировки и боролись за власть в государстве, выдвигая с экономическими и политические требования, их деятельность была непродолжительной, структура аморфной и непрочной.

Распадающаяся в ходе буржуазных революций феодальная общественно-политическая система, ограничение  власти монарха, появление представительных органов власти обусловили необходимость утверждения нового механизма государственно-политической жизни, определенное место в котором отводилось и политическим партиям. Образование и деятельность представительного органа власти – парламента – создавали предпосылки не только для организации избирательного механизма, но и для объединения избранных депутатов в целях более эффективной реализации их общих политических интересов.

Политические  партии, существовавшие в XVIII – XIX веках, когда шел процесс становления  буржуазной парламентской системы, а избирательное право носило ограниченный характер, значительно отличались от сегодняшних по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие по численности, они являлись скорее, элитарными клубами, действовавшими в стенах парламента, а вне парламентской деятельности занимались исключительно во время выборов и в период, им предшествовавший. Кроме того, объединяя в своих рядах в основном депутатов парламента, будучи узко «парламентскими», партии не были организационно оформлены, не знали принципа членства.

Информация о работе Государство, политические партии и общественные объединения