В
указах и постановлениях дореволюционного
правительства о подборе служащих
по профессиональным качествам это установочное
положение выражалось в требованиях: иметь
на государственной службе чиновников,
"ученых наукам", "знающих юриспруденцию",
комплектовать административные учреждения
"способными и учением образованными
чиновниками", способствовать служащим
в овладении теми науками, которые необходимы
им для качественного ведения дел в рамках
их должностных полномочий.
Среди
принципов подбора кадров правительство
придавало большое значение таким,
как их "верность службе", последовательная
защита ими интересов государства, полное
подчинение государственной дисциплине,
а не интересам и дисциплине какой-либо
партии или общественной ассоциации.
В
формировании персонала государственных
органов неизменно использовался
также принцип подбора кадров
по нравственным признакам. Многочисленные
нормативные акты обязывали служащих
соблюдать нормы морали, быть образцом
высокой нравственности, следовать правилам
"добропорядочности", твердо стоять
на позициях честности, не поддаваться
искушению "сребролюбия" и "мздоимства",
воздерживаться от "дурных наклонностей
и поступков".
Историческое
значение изучения государственных
служащих дореволюционной России заключается
в том, что в наши дни осуществился
переход от квалификационных разрядов,
которые присваивались государственным
служащим в соответствии с Законом
об основах госслужбы, на классные чины,
выполняющие ту же функцию. Данный шаг
является возвратом к законодательству
о государственной службе дореволюционной
России, которое предусматривало 14 классных
чинов государственной службы различных
видов.
Список
использованной литературы
- Байкеева
С.Е. Образовательное законодательство
и чинопроизводство в системе
государственной службы России в первой
четверти XIX века // История государства
и права. – 2007. – № 4.
- Байкеева
С.Е. Правовое положение чиновничества
в дореволюционной России // Социальное
и пенсионное право. – 2008. – № 1.
- Байкеева
С.Е. Правовой механизм кадрового обеспечения
государственной службы в России (на примере
XIX века) // Юридический мир. – 2008. – № 7.
- История отечественного
государства и права: Учебник / Л.В. Дюков,
Ю.А. Егоров, В.С. Кульчицкий и др.; под ред.
О.И. Чистякова. 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: Юристъ, 2004. Ч. 1.
- История отечественного
государства и права. В 2-х ч. / Под ред. О.И.
Чистякова. М., 1997.
- История России
от древнейших времен до начала XX в. / под.ред.И.Я.Фроянова.
– М., 1993.
- Корнийчук
Г.А. Государственные служащие. Особенности
регулирования труда. – М.: Альфа-Пресс,
2006.
- Мельников
В.П., Нечипоренко В.С. Государственная
служба в России: отечественный опыт, организация
и современность. – М.: РАГС, 2003.
- Метушевская
Т.И. Модель государственной службы в России
в XVIII в. // История государства и права.
– 2007. – № 5.
- Мурашев
Г.А. Титулы, чины, награды. – СПб., 2004.
- Развитие
русского права в XV – первой половине
XVII в. – М., 1986.
- Румянцева
В.Г., Меньшикова И.В. Генезис института
государственной службы в России // История
государства и права. – 2008. – № 8.
- Спектор
А.А., Туманов Э.В. Научно-практический
комментарий к Федеральному закону от
27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной
службы Российской Федерации" (постатейный).
– М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.
- Старилов
Ю.Н. Служебное право. – М., 1996.
- Ткач А.Н.
Комментарий к Федеральному закону "О
системе государственной службы Российской
Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (постатейный).
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ,
2006.
- Юшков С.В.
История государства и права России (IX-XIX
вв.) - Ростов н/Д, 2003.
Приложение
А
Приложение
Б
Состав
чиновников к середине XVIII века